Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя; члены комиссии - Е.М. Хоменко, главный специалист-эксперт; А.Р. Мулагалеев, специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- МКУ "Служба заказчика Балахтинского района" (далее - Заказчик) с просьбой о внесении сведений об АО "Сахалинский трест инженерно-строительных изысканий" (ИНН 6501152622) (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на "Разработку проектно-сметной документации на реконструкцию объекта "Полигон для размещения твердых бытовых отходов в п. Балахта Балахтинского района"", извещение N0819300043522000005, ИКЗ223240300788424030100100100017112244,
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта N 0819300043522000005 от 07.07.2022 (далее - Контракт).
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения РНП).
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и раздела III Правил ведения РНП Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Кроме того, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. Комиссией не установлено, что Заказчиком нарушены требования к порядку или форме 2 обращения. Комиссией в адрес Заказчика и Общества направлены уведомления о назначении даты рассмотрения о включении в РНП (далее - Уведомление), уведомления размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС).
Заказчиком и Обществом в установленный срок предоставлены в адрес Красноярского УФАС России запрошенные в Уведомлении документы и сведения. До заседания Комиссии Заказчиком и Обществом направлены ходатайства о рассмотрении обращения посредством видео-конференц-связи, ходатайства были удовлетворены Комиссией. Заседание Комиссии состоялось 07.06.2024 в 11:00 (МСК+4).
На заседании Комиссии присутствовали представители Заказчика и Общества посредством видео-конференц-связи, подтвердившие свои личности и полномочия надлежащим образом. Рассмотрев обращение Заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком, Обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
следующее. В связи с возникшей потребностью Заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении электронного аукциона. Между Заказчиком и Обществом был заключён Контракт. Комиссией установлено, что в соответствии с подпунктом 11 технического задания (приложения N3 к Контракту) процесс выполнения работ по Контракту был разделен на следующие этапы:
1.Проведение комплексных инженерных изысканий.
2.Проведение обследования земельных участков на предмет выявления объектов археологического наследия и проведение государственной историко-культурную экспертизы земельных участков.
3.Подготовка проектной документации.
4.Разработка проекта санитарно-защитной зоны с получением положительного санитарно-эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре.
5.Проведение общественных обсуждений.
6.Проведение экологической и государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с проведением проверки о достоверности определения сметной стоимости.
7.Разработка рабочей документации. Комиссией установлено, что Обществом выполнены работы по первому этапу исполнения Контракта, на заседании Комиссии Заказчик указанный факт не оспаривал, доказательств, свидетельствующих о неисполнении 1-го этапа Контракта Комиссии предоставлено не было. Комиссией установлено, что в рамках исполнения второго этапа Контракта Обществом был заключён договор на выполнение археологической экспертизы с ООО "СибТерра", ООО "СибТерра", был подготовлен Акт N28-09-2022 государственной историко-культурной экспертизы. Комиссией установлено, что при исполнении третьего этапа Общество столкнулось с рядом объективных трудностей, без устранения которых подготовка проектной документации была невозможно. Заказчик в своих письменных пояснениях, а также на заседании Комиссии указанные трудности не отрицал. Вместе с тем, несмотря на вышеизложенное, Обществом были подготовлены "Основные технологические решения объекта "Полигон для размещения твёрдых бытовых отходов в п. Балахта Балахтинского района" 22125-ОТР.
Заказчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о невыполнении работ по данному этапу. Комиссией установлено, что в соответствии с письменными и устными пояснениями Заказчика и Общества выполнение работ в рамках четвёртого, пятого, шестого и седьмого этапа без выполнения работ по третьему этапу являлось невозможным, Заказчик в своих письменных и устных пояснениях указанный факт не отрицал, более того, Заказчик согласился с позицией 3 Общества. Комиссия также учитывает, что в соответствии с пунктом 4.1 раздела 4 Контракта срок выполнения работ был установлен на 22.12.2022, решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.07.2023 по делу NА33-34142/2022 указанный срок был продлён до 30.09.2023, вместе с тем в соответствии с письменными пояснениями Общества обстоятельства, препятствующие исполнению контракта, были устранены непосредственно перед указанной Арбитражным судом датой, у Общества отсутствовала возможность исполнить все обязательства в установленный срок. Заказчик в своих письменных и устных пояснениях указанные доводы Общества не отрицал. Кроме того, Комиссией установлено, что Общество вело регулярную переписку с Заказчиком, Обществом заключались договоры субподряда для исполнения обязательств по договору, что свидетельствует о совершении Обществом действий, направленных на исполнение обязательств по договору. Комиссия также учитывает то, что в соответствии с письменными пояснениями Общества 21.03.2024 Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края было принято решение об отсутствии необходимости в наличии объекта, работы по проектированию которого являлись предметом Контракта, таким образом, неисполнение Контракта не повлекло причинения существенного вреда имуществу и интересам Заказчика. Вместе с тем Комиссия обращает внимание на то, что не приходит к выводу о том, что Заказчиком было принято неправомерное решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, так как Обществом было нарушено существенное условие Контракта о выполнении работ в установленный срок.
Согласно положениям статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; 4 - поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Комиссия установила, что Обществом в соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил ведения РНП предпринимались меры, направленные на надлежащее исполнение Контракта, Обществом были выполнены работы по первому и второму этапу, вместе с тем исполнение работ по третьему и последующим этапам оказалось невозможным по причине наличия объективных причин, препятствующих надлежащему исполнению Контракта, на всём протяжении исполнения Контракта Общество взаимодействовало с Заказчиком. Доказательств обратного Комиссии не представлено. Наличие вышеизложенных обстоятельств является основанием для безусловного отказа во включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС- 11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN 5 ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
решила
отказать заказчику во включении сведений в отношении акционерного общества "Сахалинский трест инженерно-строительных изысканий" (ИНН 6501152622) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.М. Хоменко А.Р. Мулагалеев Исп.Мулагалеев А.Р. тел.8(391)2110144.
2024-9354
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 июня 2024 г. N 024/10/104-1605/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024