Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_.> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев направленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Крутинская центральная районная больница имени профессора А.В.Вишневского" (далее - БУЗОО "Крутинская ЦРБ им. профессора А.В.Вишневского", заказчик, учреждение) обращение об индивидуальном предпринимателе Ледовском Александре Викторовиче (далее - ИП Ледовской А.В., участник закупки, победитель) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по монтажу модульной конструкции, благоустройству территории по объекту: "Фельдшерско-акушерский пункт бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Крутинская центральная районная больница имени профессора А.В. Вишневского" по адресу: Омская область, Крутинский район, село Зимино" в рамках мероприятий по приобретению и монтажу быстровозводимых модульных конструкций на основании мероприятия реализация регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Омской области" (Реестровый номер 24.33.0712)" (извещение N 0152200004724000717) (далее - электронный аукцион, аукцион), размещенной уполномоченным органом - Главным управлением контрактной системы Омской области,
в отсутствие представителей заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения обращения;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - <_>,
участника закупки - <_>
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено обращение о включении информации об участнике закупки в Реестр (вх. N 4812-ЭП/24 от 27.05.2024).
Из представленных материалов и информации следует, что 25.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 17 487 772,55 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 13.05.2024 ценовые предложения были поданы пятью участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 12 503 757,53 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 247 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 28,50 %.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.05.2024 свидетельствует о том, что заявка одного участника закупки признана не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и которым по результатам подачи ценовых предложений о цене контракта была предложена наименьшая цена контракта (ИП Ледовской А.В.).
24.05.2024 Комиссией была рассмотрена жалоба ООО "СпецПромСтрой" на действия комиссии по осуществлению закупок при осуществлении рассматриваемой закупки, которая признана необоснованной.
27.05.2024 предприниматель был признан заказчиком уклонившимся от заключения контракта, в этот же день на официальном сайте ЕИС и электронной площадке был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Основанием признания победителя уклонившимся от заключения контракта в протоколе указано невыполнение им требований части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе: "Проект контракта не подписан".
30.05.2024 на основании части 7 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе заказчиком был направлен для подписания проект контракта участнику закупки, заявке которого присвоен второй номер и который не отозвал такую заявку (ИП Угрюмову Д.А.).
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителей сторон, в результате проверки фактов представленной информации на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Ледовском Александре Викторовиче не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 7 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных данным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего закона, положений статей 28 и 29 настоящего закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего закона, положений статей 28 и 29 настоящего закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
16.05.2024 заказчиком был сформирован и размещен проект контракта.
Вместе с тем, в нарушение статьи 7, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе заказчиком сформирован с использованием единой информационной системы и размещен в единой информационной системе и на электронной площадке без своей подписи проект контракта, в приложении N 2 "Локальные сметные расчеты" к которому вместо предложенной победителем аукциона цены контракта 12 503 757,53 руб. приведен сводный сметный расчет стоимости строительства на сумму 17 487 772,55 руб.
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
23.05.2024 в 12:55 час. (МСК+3) предпринимателем был сформирован и размещен протокол разногласий (внесены исправления в реквизиты подрядчика, исправлен сводный сметный расчет), а также размещена независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения контракта.
Частью 4 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Заказчиком 23.05.2024 в 13:23 час. (МСК+3) был сформирован и размещен доработанный проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно частям 1, 4, 5 и 8.1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе).
Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Извещением об осуществлении закупки размер обеспечения исполнения контракта был установлен в размере 10 % цены контракта в соответствии с преимуществами, установленными на основании части 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе.
Также извещением и проектом контракта была предусмотрена возможность предоставления независимой гарантии или внесение денежных средств на счет заказчика, или предоставление информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающих исполнение подрядчиком (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, с момента признания индивидуального предпринимателя ИП Ледовского А.В. победителем электронного аукциона у него возникли две самостоятельные обязанности: подписать проект контракта и представить надлежащее обеспечение исполнения контракта; при этом неисполнение каждой из них является самостоятельным основанием для признания лица уклонившимся от заключения контракта.
Установлено, что по 24.05.2024 включительно, являющегося последним днем срока для подписания и размещения проекта контракта, а также размещения документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, либо предоставления информации, освобождающей от предоставления такого обеспечения победителем в нарушение требований части 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе обязанность по подписанию проекта контракта исполнена не была.
Из информации, представленной оператором электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" (вх. N 4901-ЭП/24 от 29.05.2024), следует, что 23.05.2024 в 12:55 час. (по московскому времени) совместно с протоколом разногласий в качестве обеспечения исполнения контракта предпринимателем была размещена независимая гарантия в размере, предусмотренном частью 2 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе.
Однако при этом повторно направленный заказчиком проект контракта победителем не был подписан.
Частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 такой статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 данной статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 такой статьи) и частью 5 данной статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 такой статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 такой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Заказчик, руководствуясь частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, совершил указанные действия.
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена на официальном сайте ЕИС 28.05.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день по адресу электронной почты участника закупки: a.ledovskoy@mail.ru было направлено письмо (исх. N ТШ/2993/24) с предложением о предоставлении в срок не позднее 30.05.2024 письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации об ИП Ледовском А.В. в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо содержало также уведомление о рассмотрении 03.06.2024 в 10 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика.
На данный запрос Омского УФАС России победителем представлены (N 4902-ЭП/24 от 29.05.2024) пояснения по вышеизложенным фактам, содержание которых сводится к отсутствию у него намерения на уклонение от заключения контракта.
Согласно пояснениям ИП Ледовского А.В. Причину неподписание проекта контракта в регламентированный законом срок произошло вследствие поломки компьютера, а именно:
"24.05.2024 была предпринята попытка подписать Контракт.
Однако оказалось, что рабочий компьютер, на котором были установлены необходимые программы вышел из строя, а именно компьютер перестал видеть ЭЦП. Ввиду обнаруженной неисправности, Участником закупки были предприняты незамедлительные действия по устранению возникших неисправностей. Компьютер был незамедлительно сдан в ближайший сервисный центр.
Компьютер был сдан в ремонт в ближайший сервисный центр ИП Прохорову Артему Борисовичу, с которым был заключен Договор на диагностику и последующий ремонт компьютерной техники от 24.05.2024 года.
Услуги диагностики были оплачены, что подтверждено платежным поручением от 24.05.2024 года N 95. 25.05.2024 компьютер был возвращен из ремонта, что подтверждается Актом о сдаче-приемке выполненных работ N 28 от 25.05.2024.
Услуги по ремонту компьютера были оплачены, что подтверждено платежным поручением от 27.05.2024 N 98.
22.05.2024 Участник обеспечил исполнение Контракта независимой гарантией.
27.05.2024 года в адрес Заказчика по электронной почте было направлено Письмом о намерении заключить контракт и исполнить свои обязательства в полном объеме.
Несмотря на предпринятые Участником закупки действия, Контракт подписан не был".
В материалы дела предоставлены документальные доказательства, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства.
Также предпринимателем в Омское УФАС России представлена переписка с представителем заказчика посредством WhatsApp, из содержания которой следует, что в срок, до признания заказчиком ИП Ледовского А.В. уклонившимся от заключения контракта и размещения соответствующего протокола, победителем велась работа по информированию заказчика о причинах неподписания контракта.
На заседании комиссии представителем предпринимателя выражена готовность к заключению и исполнению контракта.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, паводок, аномальные атмосферные осадки, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Они характеризуются чрезвычайностью (исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях) и непредотвратимостью (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий).
Доказательств возникновения у ИП Ледовского А.В. каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших подписанию контракта, возникших вследствие именно непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Омское УФАС России не представлено.
К приведенному предпринимателем доводу о не подписании проекта контракта в установленные сроки по причине поломки ноутбука Комиссия Омского УФАС России относится критично, поскольку данный факт не может являться исключающим обстоятельством (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.07.2022 N Ф05-14770/2022 по делу N А40-199878/2021, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.06.2022 N Ф04-2785/2022 по делу N А70-15899/2021, Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2022 N 305-ЭС22-21587 по делу N А40-199878/2021).
Комиссия также отмечает, что обеспечение технической возможности подписания контракта с другого компьютера фактически осуществимо; с этой целью необходимо установить на компьютере уже имеющиеся у участника закупки сертификат ключа проверки электронной подписи и программу криптографической защиты информации, что не требует длительных временных затрат. Отсутствие же такой возможности является риском самого хозяйствующего субъекта, который не посчитал необходимым заблаговременно предусмотреть возможность осуществления соответствующих действий в рамках процедуры заключения государственного контракта с использованием иного оборудования.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Хронология заключения контракта наглядно свидетельствует о том, что в установленный частью 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе процессуальный срок победитель проект контракта не подписал, что свидетельствует о небрежности и неприменении необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта.
При этом Комиссия отмечает следующее.
В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Неподписание проекта контракта в срок свидетельствует о небрежности и неприменении необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
Комиссией установлено, что о возникновении каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта, победитель электронного аукциона в срок, отведенный для подписания проекта контракта, заказчика не уведомлял.
Однако при этом Комиссия не усматривает в действиях (бездействии) победителя намерения уклониться от заключения контракта, а равно недобросовестного поведения, поскольку материалы дела свидетельствуют о предоставлении предпринимателем обеспечения исполнения контракта в установленный законом срок (23.04.2024), а также учитывая то обстоятельство, что в срок до признания заказчиком уклонившимся ИП Ледовского А.В. от заключения контракта и размещения соответствующего протокола со стороны победителя предпринимались попытки подписать контракт, готовность заключить и исполнить контракт.
Установленные обстоятельства, по мнению Комиссии, указывают на обстоятельства, которые по смыслу пункта 14 Правил являются основанием для принятия решения контрольным органом в сфере закупок об отказе во включении информации об участнике закупки в Реестр, следовательно, информация об индивидуальном предпринимателе Ледовском Александре Викторовиче не подлежит включению в реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об индивидуальном предпринимателе Ледовском Александре Викторовиче (ИНН 660609652818).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Крутинская центральная районная больница имени профессора А.В.Вишневского" нарушение статьи 7, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
<_>
<_>
<_>
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 июня 2024 г. N 055/10/104-527/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024