Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя - Шендрик Е.В.; членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б, - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Ковалевой С.А, в присутствии представителя:
- заказчика - ГБУЗ "Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского" Таций И.О. доверенность от 26.12.2023 N б/н, В отсутствие - исполнителя - общества с ограниченной ответственностью "АЛИША" (далее - Исполнитель, Подрядчик, ООО "АЛИША"), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчика о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, через единую информационную систему (далее - ЕИС).
Осуществив рассмотрения обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчика в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта 1 на поставку перчаток не стерильных Лот N1 с ООО "АЛИША" (далее - Исполнитель) по результатам электронного аукциона, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от "02" марта 2023 г. N 0338200009823000071 (ИКЗ N 232410103915341010100100820712219244), (далее - Закупка) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
20.02.2023 Заказчик в единой информационной системе (далее - ЕИС) разместил извещение о проведении электронного аукциона (далее - ЭА) N 0338200009823000071 (далее - Извещение) на поставку перчаток не стерильных Лот N1. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 063 120,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 02.03.2023 N 0338200009823000071 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) было подано 5 заявок. 21.03.2023 Заказчик заключил Договор на поставку перчаток не стерильных Лот N1 N 03382000098230000710001 с ООО "АЛИША" с ценой Контракта 3 060 000,00 рублей. 28.05.2024 в Камчатское УФАС России поступило обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчика о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (далее - Обращение), в связи с неисполнением Исполнителем обязательств по Контракту, предусмотренные частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также обоснование причин одностороннего отказа от исполнения Контракта. Из решения Заказчика следует, что Исполнителем нарушены существенные условия Контракта, а именно не выполнение обязательства по поставке перчаток не стерильны. В этой связи Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Уведомлением от 28.05.2024 N ЕФ/1382/24 о рассмотрении Обращения, размещенном в ЕИС, Исполнителю было предложено заблаговременно представить документы и информацию, подтверждающие действия, направленные на исполнение Контракта, о причинах невозможности надлежащего исполнения Контракта с документальным подтверждением. Исполнитель данным правом не воспользовался, каких-либо документов или пояснений не представил.
В результате проверки документов и информации об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссия выявила следующие обстоятельства. Часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении 2024-1570 2 реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России. Пункт 13 Правил определяет, что орган контроля осуществляет не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Положениями части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одним из оснований включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр является существенное нарушение ими условий контрактов, приведшее к расторжению контракта на основании решения суда или вследствие одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, при решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе. В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 20.02.2023 Заказчик в единой информационной системе (далее - ЕИС) разместил извещение о проведении электронного аукциона (далее - ЭА) N 0338200009823000071 (далее - Извещение) на поставку перчаток не стерильных Лот N1. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2024-1570 3 3 063 120,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 02.03.2023 N 0338200009823000071 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) было подано 5 заявок. 21.03.2023 Заказчик заключил Договор на поставку перчаток не стерильных Лот N1 N 03382000098230000710001 с ООО "АЛИША" с ценой Контракта 3 060 000,00 рублей. Разделом 1 Контракта определен его предмет. Так, согласно пункту 1.1. Контракта, Подрядчик обязуется поставить перчаток не стерильных Лот N1 (код ОКПД 2 - 22.19.60.119) (далее - Товар) в срок, предусмотренный настоящим договором в соответствии со спецификацией (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, а Заказчик обязуется принять и оплатить его в порядке и на условиях, определенных настоящим договором. Пунктом 1.2. Контракта определено наименование, единица измерения, количество, цена за единицу товара, определяются спецификацией (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора. Цена Контракта определена пунктом 2.2. Раздела 2 Контракта, Цена договора составляет 3 060 000,00 руб. (три миллиона шестьдесят тысяч рублей)00 коп. (НДС не облагается на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Согласно пункту 6.1. Раздела 6 Контракта, Стороны определили, срок поставки товара: Поставка товара осуществляется поставщиком партиями по 01 марта 2024 года. (партий не менее 3-х). Поставка первой партии товара в количестве 30% товара осуществляется Поставщиком в течение 30 дней со дня следующим за днем подписания договора. Поставка второй и третьей партии в количестве 35% товара осуществляются Поставщиком по конкретно поданной заявке Заказчика с возможностью доставки товара в течение 30 дней со дня подачи заявки. Заявка подается Заказчиком Поставщику в письменном виде лично/факсом/письмом/по электронной почте. Не заказанный Товар Заказчиком не принимается и не оплачивается. Пунктом 6.2. Контракта определено место поставки Товара, поставка товара осуществляется Поставщиком в место доставки: РФ, 683003 г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, д. 112, помещение Аптеки, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского". Пунктом 7.1. Раздела 7 Контракта, стороны
установили
порядок приемки поставленного товара осуществляется Заказчиком в месте доставки и включает в себя:
а) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями договора;
б) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковки товара;
в) проверку наличия необходимых документов (копий документов), предусмотренных п.1.3. настоящего договора;
г) проверку по качеству, количеству, комплектности, ассортименту и целостности поставленного товара. Приемка товара осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Пунктом 9.1. Контракта установлено, что в случае просрочки исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно пункту 14.2. Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора:
- в случае отказа Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему, - в случае существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут 2024-1570 4 быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков, - в случае невыполнение Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара, - в случае неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товаров, - в иных случаях, Стороны должны руководствоваться нормами действующего гражданского законодательства РФ. 07.04.2023 сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к Контракту об изложении Спецификации к Контракту в редакции Приложения N 1 настоящего дополнительного соглашения (далее - Дополнительное соглашение).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Комиссия приходит к выводу о том, возникшие между сторонами на основании Контракта правоотношения, регулируются главой 30 ГК РФ и положениями Закона о контрактной системе. По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 ГК РФ).
По пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным. Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ).
Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ, пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об 2024-1570 5 обязательствах и их исполнении"). Как следует из материалов обращения, Поставщик 24.05.2023 поставил Товар (счет - фактура N 248 от 24.05.2023), что является нарушением пункта 6.1 Контракта, согласно которого поставка первой партии Товара осуществляется в количестве 30 % Товара в течении 30 дней со дня следующего за днем подписания контракта. Вместе с тем, Товара поставлен в нарушение установленного срока за пределами 32 дней. 29.05.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика претензию N 679 с начислением неустойки в размере 2008, 80 рублей и штрафа в размере 5000,00 рублей со сроком исполнения 10 дней с момента получения претензии от 29.05.2023 N 679. Сведения об ответе Поставщика на претензию, либо исполнении претензии на рассмотрение Комиссии не представлено. 01.02.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика претензию N 116 из содержания которой следует, что Согласно товарной накладной N 518 от 17.10.2023 Поставщиком в адрес Заказчика поставлен Товар 15.01.2024 в количестве 25 000 пар.
Согласно акта от 24.01.2024 "Об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей" установлено, поставленный Товар имеет одинаковые этикетки на заводских стандартных упаковках и на коробках с вложением по 100 шт ( 50 пар), серия (номер партии) на всех коробках и упаковках одинаковая 108 произведено 12.2022.
Тем не менее вес заводских стандартных коробок и упаковок существенно отличается. При выборочном контроле обнаружено не полное наполнение упаковок, вместо заявленных 100 штук (50 пар) выявляются коробки с вложением 84 шт., 92 шт, 71 шт., 92 шт. Некоторые упаковки имеют более плотное по текстуре перчатки (упаковки более тяжелые), некоторые более тонкие. Перчатка из коробки не вытягивается, собирается в комок из нескольких пар. Поставленный Товар не отвечает требованиям Контракта.
В соответствии с пунктом 4.1.4.
Контракта Заказчик потребовал устранения недостатков, допущенных при исполнении Контракта в 10 дневный срок с момента получения, о чем указал в претензии от 01.02.2024 N 116.
Сведения об ответе Поставщика на претензию, либо исполнении претензии на рассмотрение Комиссии не представлено. Из содержания решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Комиссия установила, что 15.04.2024 комиссия Заказчика осуществляла приемку поставленного Товара. При осуществлении приемки Товара были выявлены недостатки поставленного Товара (АКТ приемки от 15.04.2024).
В результате Заказчик по Контракту принял и оплатил Товара на сумму 2 139 300, 00 рублей. По состоянию на 17.05.2024 Поставщик не устранил выявленные Заказчиком входе исполнения Контракта недостатки, замена бракованных перчаток не была произведена.
Таким образом, перечень Товара, определяющий содержание сделки, на момент окончания срока выполнения работ, не передан Заказчику в соответствии с Контрактом.
Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и имеет рисковый характер. Предпринимательская деятельность должна осуществляться в границах установленного правового регулирования, что предполагает необходимость оценки субъектами данной 2024-1570 6 деятельности соответствия требованиям закона принимаемых ими решений (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 13923/10).
Все риски, связанные с ведением предпринимательской деятельности, включая риски от принятия неверных решений и совершения неправильных действий, несет само юридическое лицо. При этом Комиссия исходит из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих факт, что Поставщик был введен в заблуждение, либо на него оказывалось какое-либо давление со стороны Заказчика в целях подписания спорного Контракта. Следовательно, Заказчиком на законных основаниях, с указанием и обоснованием причин, изложенных в мотивированном отказе от исполнения Контракта и его расторжения. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие передачу Поставщиком Заказчику Товара по Контракту в целях устранения выявленных недостатков.
Таким образом, Подрядчиком не выполнены принятые на себя обязательства в полном объеме по Контракту в установленный срок. Перечисленные обстоятельства явились основанием для принятия Заказчиком решения от 17.05.2024 об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об 2024-1570 7 одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Заказчик во исполнение требований Закона о контрактной системе: 17.05.2024 Заказчик принял решение об одностороннем расторжении Контракта с Поставщиком. Во исполнение части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчиком 17.05.2024 Решение размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Исполнителем, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом Решении не были устранены нарушения, послужившие основанием для принятия указанного Решения.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть с 28.05.2024.
Таким образом, на момент рассмотрения обращения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым. Представленные Заказчиком документы свидетельствуют о выполнении Заказчиком требований Закона о контрактной системе при одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Комиссия, проанализировав документы, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему выводу. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Принимая решение об участии в 2024-1570 8 процедуре государственной и муниципальной закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае неисполнения контракта.
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпункта "г" пункта 10) осуществляет следующую совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
В соответствии с абзацем 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства. Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. В материалы дела ООО "АЛИША" не представлены доказательства, свидетельствующих об отсутствии вины в следствии нарушения обязательств. Недобросовестное поведение Поставщика заключается в поставки Поставщиком товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не устранены Поставщиком в приемлемый для Заказчика срок перчаток не стерильных, срока его поставки, неисполнения требований претензий, в отказе поставщика от выполнения условий Контракта, введения Заказчика в заблуждение относительно сроков и качества поставки перчаток не стерильных условиям 2024-1570 9 извещения с электронными документами и требованиям Контракта.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, Комиссия приходит к выводу о том, что Поставщик допустил существенное нарушение условий контракта, поскольку поставил товар, не соответствующий условиям контракта (технической части) по функциональным и качественным (техническим) характеристикам и параметрам требованиям Контракта.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей. Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности Обществом выполнить обязательства в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "Алиша" не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто. Наличие иных не зависящих от ООО "Алиша" причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено. Кроме того, ООО "Алиша", при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласилось со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении и документации. 2024-1570 10 Учитывая значимость объекта Закупки "поставка перчаток не стерильных", Нестерильные перчатки (например, смотровые перчатки) используются в больницах в качестве одноразовых медицинских перчаток и, следовательно, сертифицируются в первую очередь как изделия медицинского назначения. Перчатки являются одной из важнейших мер профилактики инфицирования и инфекционного контроля в медицинских учреждениях. По причине прямого контакта с пациентом и связанной с этим контактом потенциальной опасностью для пациента. Учитывая значимость специфики деятельности Заказчика, в состав которой входят стационар, поликлиники, врачебные амбулатории, фельдшерские пункты, медицинские кабинеты детских садов, школ и училищ, а также тот факт, что ООО "Алиша" не проявило надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем контракт не был исполнен в полном объеме, что как следствие привело к неэффективному использованию средств и срыву закупки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что ООО "Алиша" не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО "Алиша" как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей. Подпунктом "б" пункта 13 Правил, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр. Комиссия, проверив содержащиеся в Обращении факты, проанализировав пояснения Заказчика, пришла к выводу, что Поставщик существенно нарушил условия Контракта о поставке перчаток нестерильных, при этом Поставщик информацию и документы, подтверждающие основания для принятия Комиссией решения об отказе во включении информации об Исполнителе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные частью 15 Правил, не представил. Комиссия, проверив действия Заказчика на предмет соблюдения процедуры расторжения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, с учетом предоставленных Заказчиком документов и информации об одностороннем отказе от исполнения Контракта с Подрядчиком приходит к выводу, что сведения в отношении Общества подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Осуществив проверку соблюдения Заказчиком, порядка расторжения Контракта, заключенного с ООО "Алиша", в связи с нарушением Поставщиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном исполнителе для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссия нарушений в действиях Заказчика не выявила.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Порядком ведения реестра, Комиссия Камчатского УФАС России, 2024-1570 11
РЕШИЛА:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним отказом ГБУЗ "Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского" от исполнения Контракта, информацию в отношении общества с ограниченной ответственностью "Алиша" (ИНН 9725086227), генерального директора - Чуркина Евгения Константиновича (ИНН 503114152895).
2. Датой включения в Реестр недобросовестных поставщиков информации в отношении лица, указанного в пункте 1, считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Е.В. Шендрик Члены комиссии: Л.Б. Шиханова С.А. Ковалева 2024-1570 12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 4 июня 2024 г. N 041/06/104-239/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024