Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - руководитель управления;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - БУЗ УР "Городская клиническая больница N 7 МЗ УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ИП <_> (ИНН 1658058499) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона Nзз-0015-53839-2023 "Дезинфицирующие средства" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123023031), и на проведение внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
на заседании Комиссии
в присутствии посредством ВКС:
представителя Заказчика - БУЗ УР "Городская клиническая больница N 7 МЗ УР" (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 09.01.2024 б/н), <_> (доверенность от 09.01.2024 б/н),
в отсутствие:
ИП <_> (далее - Поставщик, ИП) уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
УСТАНОВИЛА:
28.12.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере - 1 380 487,97 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 18.01.2024 N ИЭА1 было подано две заявки, соответствующих извещению. Победителем признан ИП <_>
29.01.2024 был заключен контракт между ИП <_> и Заказчиком (далее - Контракт), согласно которому ИП <_> принял на себя обязательство по поставке дезинфицирующих средств. Цена контракта - 1 380 487,97 рублей.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям Поставщика, поставка Товара в полном объеме и в установленные Контрактом сроки не была осуществлена по причине того, что необходимый товар отсутствовал у производителя, на торговых интернет площадках. Сотрудниками поставщика были приняты меры по уведомлению Заказчика о сложившейся ситуации. Заказчику также был направлен запрос о возможности поставки товара с аналогичными или улучшенными характеристиками, однако Заказчик ответил отказом.
Согласно пояснениям Заказчика, предлагаемое Поставщиком на замену дезинфицирующее средство не является улучшенным, не соответствует потребностям Заказчика.
В силу пунктов 1.1 и 1.2. Контракта Поставщик обязуется поставить Дезинфицирующие средства (далее - Товар) в ассортименте согласно Спецификации (Приложение N 1 к контракту), с показателями характеристик Товара и их значениями, указанными в Сведениях о конкретных показателях Товара (Приложение N 1.1 к контракту).
В соответствии с пунктом 2.2. Контракта срок поставки: в течение 7 рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика.
Согласно сведениям о конкретных показателях Товара (Приложение N 1.1 к контракту) Поставщик обязуется поставить Товары по 13 позициям.
31.01.2024 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка N18 на поставку Товара по позициям 3, 11 до 09.02.2024;
12.02.2024 Заказчиком в адрес Поставщика была повторно направлена заявка N 29 с требованием поставить Товар по позициям 3, 11 до 21.02.2024;
27.02.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо 0470-26-01, в котором сообщил, что Товары по заявкам от 31.01.2024 и 12.02.2024 не поставлены. Потребовал осуществить поставку по позициям 3, 11 до 01.03.2024;
05.03.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо 0583/26-01 в котором сообщил, что Товары по заявке от 27.02.2024 не поставлены. Потребовал поставить Товары по позициям 3, 11, 6 до 11.03.2024;
12.03.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо 0617/26-01 в котором сообщил, что Товары по заявкам от 27.02.2024 и от 05.03.2024 не поставлены. Попросил поставить Товар по позиции 3 до 13.03.2024;
15.03.2024 Заказчик в адрес Поставщика направил письмо 0658/26-01, в котором попросил поставить Товар по позициям 3, 11 до 19.03.2024
10.04.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо 0900/20-01, в котором попросил осуществить поставку Товара по позиции 3 до 11.04.2024. Сообщил, что замена средства по позиции 11 на средство "РУСдезУниверсал" невозможна, так как предлагаемый Поставщиком товар не рассматривается Заказчиком как улучшенный. Заказчик потребовал осуществить поставку Товара по позиции 11 до 11.04.2024;
10.04.2024 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка N97 на поставку Товара по позициям 4,9, 12, 13 до 19.04.2024;
19.04.2024 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка N 107 на поставку Товара по позициям 4, 9, 12, 13 до 02.05.2024;
25.04.2024 Поставщиком была осуществлена поставка Товара на сумму 51 504,00 рублей (счет-фактура N281) и на сумму 50 057, 16 рублей (счет-фактура N 274);
02.05.2024 Заказчиком был сформирован мотивированный отказ от приемки части товара по счет-фактуре N 274, так как по результатам проведенной экспертизы товар не соответствует требованиям, указанным в Контракте. Заказчик потребовал поставить товар, соответствующий требованиям Контракта, в течение 3 раб дней. Фактическая сумма приемки по счет-фактуре N 274 составила 36 242, 16 рублей.
14.05.2024 в связи с неисполнением условий контракта заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. Дата вступления в силу решения - 27.05.2024.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу статьи части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 1 и части 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Поставщика. Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки Товара по заявкам, поставил Товар не в полном объеме. Так по повторной заявке от 10.04.2024 N0900/26-01 Товар позиции 11 Заказчику не поставлен, по повторной заявке от 19.04.2024 N 107 по позициям 4,9,12, 13 Товар по позиции 13 не поставлен, Товар по позиции 9 поставлен ненадлежащего качества, что свидетельствует о неоднократном нарушении сроков поставки товара Поставщиком в нарушении принятых на себя обязательств.
Кроме того, индивидуальный предприниматель не представил информацию и документы, подтверждающие наличие объективных причин, не позволяющих в установленный Контрактом срок прибрести необходимый товар и поставить его Заказчику по направленным заявкам в соответствии с требованиями контракта.
Комиссия антимонопольного органа считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении со стороны Поставщика, поскольку такое халатное отношение к взятым на себя обязательствам по государственному контракту приводит к расходованию бюджетных средств, объективные потребности Заказчика не удовлетворены.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП <_> в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона Nзз-0015-53839 - 2023 "Дезинфицирующие средства" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123023031) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
27.05.2024 |
30.05.2024 |
27.05.2024 |
0 |
27.05.2024 |
03.06.2024 |
30.05.2024 |
0 |
04.06.2024 |
04.06.2024 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 30 мая 2024 г. N 018/06/104-411/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024