резолютивная часть решения объявлена 06.06.2024 г.
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществления контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе: _____; обращения Федерального государственного бюджетного учреждения "Станция агрохимической службы "Кабардино-Балкарская" (далее - Заказчик), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), проведя внеплановую проверку на предмет соответствия действий Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0304100011724000001 "Капитальный ремонт административно-лабораторного корпуса подсобных помещений гаража, водоотвода ФГБУ "САС Кабардино-Балкарская" (далее - Конкурс, Закупка),
Установила:
На основании обращения Заказчика, а также в целях контроля за
исполнением выданного Управлением предписания, Инспекция Управления провела внеплановую проверку на предмет соответствия действий Заказчика при проведении Конкурса.
Рассмотрев материалы дела, письменные пояснения, Инспекция пришла к следующим выводам.
03.05.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен Конкурс с начальной (максимальной) ценой контракта 10 295 891,65 руб.
20.05.2024 г. Управлением была рассмотрена жалоба ООО "Эфестройсервис" на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы, решением по делу N 007/06/48-410/2024 от 20.05.2024 г. в действиях Заказчика, были установлены нарушения части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 31.05.2024 г.
27.05.2024 Заказчиком размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭОК1, согласно которому заявка с порядковым номером N699004 была отклонена со следующим обоснованием:
"Отклонить заявку на участие в закупке по п.8 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке" п.8 ч.12 ст.48 N44-ФЗ - Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке
Недостоверность информации, содержащейся в заявке на участие в закупке: Участником закупки в составе заявки приложен договор генподряда на строительство объекта недвижимости от " 23 " мая 2022 года на выполнение работ по строительству объекта недвижимости -"Многоквартирный жилой комплекс в с.Шалушка, КБР" 1, 2 и 3 (далее - Договор).
1. Данный договор имеет признаки недостоверности так как договор со стороны ООО "Юг-Строй" подписан Генеральным директором Малофеевым А.В. Согласно приложенным в составе заявки Решению N 5 от 10 августа 2022 г. и Приказу N1 О вступлении в должность генерального директора Общества Малафеев А.В. исполняет функции ЕИО только с 10.08.2022 г., а 17.08.2022 данная информация внесена в ЕГРЮЛ. Так же согласно выписке ЕГРЮЛ от 23.05.2022 г. генеральным директором ООО "ЮГ-СТРОЙ" на тот момент был Аккиев Руслан Кемалович ИНН 070602703252 что также подтверждает то что на момент подписания договора генподряда на строительство объекта недвижимости от " 23 " мая 2022 года на выполнение работ по строительству объекта недвижимости -"Многоквартирный жилой комплекс в с.Шалушка, КБР" 1, 2 и 3 Малофеев А.В. не был генеральным директором.
2. В составе заявки представлена сметная документация к договору генподряда на строительство объекта недвижимости от " 23 " мая 2022 года на выполнение работ по строительству объекта недвижимости -"Многоквартирный жилой комплекс в с.Шалушка, КБР" 1, 2 и 3 (07-01-03 Озеленение, 07-01-04 Вертикальная планировка, 02-01-02 Внутреннее водоснабжение, 02-01-01 Общестроительные работы, ) данные документы от 23.05.2022 года, при этом в смете применены расценки за второй квартал 2022 г. которые были утверждены письмом Минстроя России от 27.06.2022 N 29698-ИФ/09 "О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2022 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ". Следовательно на момент подписания сметной документации данного письма не было, при этом в документах от 23.05.2022 содержится информация о письме, которое было написано спустя более чем месяц после даты составления самих документов, помимо этого в этих же документах от 23.05.2022 г. содержится ссылка на Приказ Минстроя России от 26.07.2022 N611/пр. всё это свидетельствует о попытке задним числом увеличить стоимость выполненных работ путём применения расценок которых фактически не было на момент подписания сметной документации и договора. Вся эта сметная документация подписана Малофеевым А.В как генеральным директором кем он 23.05.2022 г. не являлся, а вступил в должность только с 10.08.2022 г., что ещё раз свидетельствует о недостоверности договора, сметной документации и актов выполненных работ составленных по этой сметной документации к договору.
В связи с этим комиссия приходит к выводу о недостоверности информации, содержащейся в заявке на участие в закупке".
28.05.2024 г. в адрес Управления от Заказчика поступило письмо исх.N29, согласно которому последний просил отменить протокол от 27.05.2024 г. в связи с тем, что ошибочно опубликована неверная версия чернового протокола.
29.05.2024 г. в адрес Управления от Заказчика поступило письмо исх.N30, согласно которому Заказчик просил направленное ранее письмо N29 от 28.05.2024 г. считать отозванным.
Также в адрес Управления поступило письмо от участника закупки ООО "Юг-Строй" исх.N33 от 04.06.2024 г., согласно которому последний с принятым в отношении него решением об отклонении не согласен по следующим основаниями.
Согласно пояснений, Малофеев А.В. исполнял обязанности генерального директора общества в период с 01.03.2022 г., что подтверждается представленным приказом от 01.03.2022 г.
Инспекция отмечает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице, временно исполняющем обязанности директора, следовательно Малофеев А.В. исполняя фактически обязанности генерального директора общества, был правомочен подписывать документы, в том числе договор строительного подряда.
Относительно указания в договоре расценок второго квартала 2022 года, пояснено, что в процессе строительства в смету вносились изменения.
Исследовав представленные пояснения, Инспекция приходит к выводу о неправомерном отклонении заявки с порядковым номером N 699004, в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются ГК РФ, другим законом и учредительным документом, если иное не предусмотрено ГК РФ или другим законом.
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ).
Так, на основании п. п. 1, 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества; издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; осуществляет иные полномочия.
В соответствии с пп. "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество (если имеется) и должность физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
При этом внесение в ЕГРЮЛ сведений о временном исполнении обязанностей директора законодательством не предусмотрено (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 по делу N А12-17615/2014; Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 N 13АП-11396/2021, 13АП-12181/2021 по делу N А21-11081/2020).
В то же время судебная практика подтверждает наличие у временно исполняющего обязанности директора полномочий по подписанию документов от имени юридического лица, несмотря на отсутствие соответствующих сведений об этом лице в ЕГРЮЛ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009 N 09АП-21355/2009-АК).
Изменение сметной документации в процессе производства работ действующим законодательством не запрещено, соответствующий порядок внесения изменений предусмотрен Приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации".
Более того, исчерпывающая оценка представленным в составах заявок документам была дана в решении по делу N 007/06/48-410/2024 от 20.05.2024 г:
Участником закупки с порядковым номером N687760 - ООО "СТРОЙ-СИТИ" в составе заявки в целях оценки по установленному критерию представлено 34 договора (контракта), из которых подлежало принятию к оценке 8 договоров (контрактов) с наибольшей ценой одного из в размере 33 353 884 руб.66 коп., 26 договоров (контрактов) не подлежали принятию к оценке в том числе по следующим причинам: в связи с истечением 5-летнего срока исполнения контракта, отсутствия актов ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (по контрактам предполагающим строительство, реконструкцию), несоответствием предмета контракта (договора), а также явными признаками фиктивности гражданско-правовых договоров, в частности 13 договоров заключено с одним юридическим лицом, на одинаковую сумму, с одинаковым предметом договора, без указания адреса производства работ.
Участником закупки с порядковым номером N 699004 - ООО "Юг-Строй" в составе заявки в целях оценки по установленному критерию представлен 21 договор (контракт), из которых подлежало принятию к оценке 17 договоров (контрактов) с наибольшей ценой одного из в размере 498 812 884 руб.74 коп., 4 договора (контракта) не подлежали принятию к оценке в связи несоответствием предмета контракта.
Правовая позиция, согласно которой договоры имеющие признаки фиктивных, не могут быть учтены при проведении электронного конкурса, подтверждается судебной практикой, в частности Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.09.2022 N Ф08-8780/2022 по делу NА15-280/2022.
Инспекция отмечает, что в случае выявления документов (сведений) представленных участниками закупки в составе заявок, такие документы (сведения) не принимаются к оценке при проведении оценки, однако Комиссией Заказчика при установлении признаков недостоверности принято решение об отклонении заявки с порядковым номером N 699004, тогда как заявка с порядковым номером N 687760 содержала документы, имеющие признаки фиктивных.
При таких обстоятельствах, Инспекция отмечает двойственный подход при рассмотрении заявок участников закупки.
В силу подпункта "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Учитывая изложенное, действия Комиссии Заказчика неправомерно отклонившей заявку участника закупки с порядковым номером N699004 , нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая характер допущенных нарушений, Инспекция приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576, Инспекция,
Решила:
1. Признать в действиях Комиссии Заказчика нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе
2. Выдать Заказчику, Комиссии Заказчика, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 6 июня 2024 г. N 007/06/99-320/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024