Резолютивная часть решения оглашена 29.05.2024
В полном объеме решение изготовлено 03.06.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Центр содействия семейному воспитанию г. Челябинска" (далее - заказчик) о включении сведений об ООО Агрофирма "ШумЕК", его директоре, участниках (далее - Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением Общества от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку овощей свежих (извещение N 0869200000224004258) (далее - запрос котировок), при дистанционном участии:
- представителей заказчика Вишняковой Н.В., Деминой И.А., действующих на основании доверенностей N 1 от 27.05.2024, N 2 от 27.05.2024;
- представителя Общества Багдасарова К.Г., действующего на основании доверенности от 23.05.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 22.05.2024 в Челябинское УФАС России поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО Агрофирма "ШумЕК", его директоре, участниках в связи с уклонением Общества от заключения контракта.
Извещение N 0869200000224004258 о проведении запроса котировок опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 06.05.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 173 163,50 рублей.
В соответствии с доводами обращения заказчика ООО Агрофирма "ШумЕК" в регламентированный срок на электронной площадке не размещен подписанный участником закупки проект контракта. В связи с этим, Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Исходя из пояснений представителя ООО Агрофирма "ШумЕК", в связи с ошибкой специалиста, ответственного за заключение контракта, Обществом пропущен регламентированный срок его подписания.
По мнению ООО Агрофирма "ШумЕК", Общество не уклонялось от заключения контракта, предприняло действия, направленные на заключение контракта с заказчиком.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно пунктам 1, 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно материалам дела победителем рассматриваемой закупки признано ООО Агрофирма "ШумЕК".
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке 17.05.2024.
Заказчиком 20.05.2024 в соответствии с требованиями пункта 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе опубликован проект контракта для дальнейшего его подписания участником закупки.
ООО Агрофирма "ШумЕК" в регламентированный срок (21.05.2024) на электронной площадке не размещен подписанный проект контракта. Указанное обстоятельство послужило причиной признания Общества уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ООО Агрофирма "ШумЕК" участник закупки не имел намерений уклоняться от заключения контракта с заказчиком.
Обществом предприняты меры, направленные на заключение контракта с заказчиком. Так, 22.05.2024 Общество на электронной площадке разместило подписанный проект контракта.
Также, исходя из пояснений представителя ООО Агрофирма "ШумЕК", у Общества имеются товары, необходимые для исполнения рассматриваемого контракта, о чем свидетельствуют декларации о соответствии товаров, фотографии со склада Общества.
На заседании Комиссии заказчик не настаивал на включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО Агрофирма "ШумЕК".
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Кроме того, в силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В данном случае, с учетом действий ООО Агрофирма "ШумЕК" по подписанию проекта контракта, что подтверждает намерение участника закупки заключить контракт с заказчиком, а также мнения заказчика, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о невключении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным стационарным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения "Центр содействия семейному воспитанию г. Челябинска" в отношении ООО Агрофирма "ШумЕК" (ИНН 7432013507), его директора и участников, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 июня 2024 г. N 074/10/104-1121/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024