Резолютивная часть решения оглашена 03.06.2024
В полном объеме решение изготовлено 06.06.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальник отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Администрации г. Челябинска в лице Управления делами Администрации г. Челябинска (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Одинцове Антоне Юрьевиче (далее - ИП Одинцов А.Ю.) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0169300000123001864 на оказание услуг по изготовлению и размещению информационных материалов о деятельности Администрации г. Челябинска в периодическом печатном издании (далее - аукцион), в присутствии посредством системы видеоконференцсвязи, а также лично:
- представителя Администрации г. Челябинска Хивинцевой М.Н., действующего на основании доверенности от 19.10.2023,
- представителя ИП Одинцова А.Ю. - Долгополовой К.А., действующего на основании нотариальной доверенности от 01.04.2024
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение Администрации г. Челябинска в лице Управления делами Администрации г. Челябинска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Одинцове А.Ю. (далее - предприниматель, исполнитель).
Согласно представленным документам 25.12.2023 заказчиком и ИП Одинцовым А.Ю. заключен контракт по цене 500 000, 00 рублей.
Решением от 17.05.2024 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду ненадлежащего исполнения предпринимателем обязательств по контракту, а именно в связи с тем, что предпринимателем оказаны услуги ненадлежащего качества в части нераспространения печатного издания пу тем подписки на период исполнения контракта. В связи с указанными обстоятельствами сведения о включении ИП Одинцова А.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии представитель ИП Одинцова А.Ю. представил письменные пояснения и документы, возражал против включения в реестр недобросовестных поставщиков, указав, что весь объем по заявке заказчика в части изготовления и размещения информационных материалов оказан, отсутствие подписного индекс не является основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке, так как заказчиком не возмещены убытки за фактически оказанные услуги.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 11.1 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 17.05.2024 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения исполнителем является 17.05.2024, в связи с чем контракт является расторгнутым 28.05.2024.
Cведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 28.05.2024.
При рассмотрении вопроса о включении предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ИП Одинцовым А.Ю. 25.12.2023 заключен контракт N 1864 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта предметом контракта является оказание услуг по изготовлению и размещению информационных материалов о деятельности Администрации г. Челябинска в периодическом печатном издании согласно техническому заданию, спецификации (приложения N1,2 к настоящему контракту), являющимися его неотъемлемой частью, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда, порядок исполнения которого регламентирован главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом в части распространения информационных материалов заключенный договор имеет правовую природу договора оказания услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
При этом в соответствии со статьей 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 1.3 контракта срок оказания услуг определен с 01.01.2024 по 16.12.2024, при этом в пункте 1.3-1.11, 2 технического задания предусмотрен срок и порядок исполнения заявки заказчика.
В пункте 1.2 технического задания предусмотрен объем работ, подлежащих выполнению исполнителем по заявке заказчика:
- готовит по согласованию с заказчиком публикации, статьи;
- обрабатывает для публикации материалы, предоставленные заказчиком, а также осуществляет сбор, верстку, редактирование и подготовку текстовых материалов;
- проводит по согласованию с заказчиком журналистскую работу для освещения основных событий жизни города Челябинска и осуществляет выезд корреспондента на мероприятия;
- проводит по согласованию с заказчиком интервью с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам местного самоуправления с последующей публикацией в печатном издании;
- осуществляет по согласованию с заказчиком художественную съемку объектов и подготовку фотоматериалов, иллюстраций, верстки и отрисовки снимков;
- изготавливает оригинал-макет газетной полосы и проводит согласование с заказчиком макета и основных материалов, публикуемых в печатном издании;
- участвует по согласованию с заказчиком: в местных публичных мероприятиях, организованными Администрацией города Челябинска; пресс-конференциях Администрации города Челябинска; оперативных совещаниях Главы города Челябинска; объездах по городу Челябинску; культурно-массовых мероприятиях, проводимых на территории города Челябинска.
В пункте 3.8 технического задания указано, что формой распространения печатного издания является: продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, предоставление доступа к сетевому изданию. распространение в городе Челябинске.
Из претензионной переписки, представленной сторонами, следует, что заказчиком неоднократно запрашивались сведения о периодическом печатном издании, в котором будет размещаться информационные материалы о деятельности Администрации г. Челябинска, а также сведения о подписном индексе, договоры распространения с розничными сетями, подтверждающими форму продажи, документы, подтверждающие тираж газеты и график выхода в свет (письма от 29.12.2023 исх. 09-311, от 15.01.2024 исх. 09-4).
В ответ на указанные письма предприниматель фактически возражал против предоставления запрашиваемых сведений, указывая что подписка и продажа не являются обязательными способами распространения печатного издания и равнозначны таким способам как доставка и раздача, при этом указал наименование печатного издания, тираж газеты, график сдачи полос в печать (письма от 11.01.2024, от 16.01.2024).
Из материалов, представленных предпринимателем следует, что 04.04.2024 заказчиком направлена заявка на размещение информационных материалов в форме статьи по теме: "Голосование за объекты благоустройства на 2025 год по программе "Формирование комфортной городской среды" на портале 74.gorodsreda.ru, с указанием требований к статье и сроку выхода газеты - 14.04.2024.
При этом из электронной переписки следует, что 10.04.2024 материалы были согласованы заказчиком, кроме того предпринимателем представлен экземпляр печатного издания "Вестник Челябинской области" N 2 от 13.04.2024 с размещением статьи, согласованной с заказчиком.
Более того, 16.04.2024 ИП Одинцовым А.Ю направлено в адрес заказчика уведомление о том, что раздача и доставка будет осуществлена на основании договора с ИП Бадукшиным Д.М., продажа газеты будет осуществлена на основании договора с ИП Латфулиной Н.В. в магазине по адресу: г. Челябинск, пр. Комсомольский д. 105, подписка будет осуществлена на основании договора с ООО "Агентство" Книга-Сервис", статья размещена 14.04.2024.
Из переписки заказчика следует, что оформление подписки через ООО "Агентство" Книга-Сервис" возможно только с июля 2024 года, что не обеспечит возможность оформления подписки в отношении газеты, выпущенной 13.04.2024, а также на 07.05.2024 информационный материал, размещенный на сайте газеты: zozh74.ru, заблокирован (письма от 25.04.2024 исх. 11-05/108, от 07.05.2024 исх. 11-05/116), в указанных письмах заказчик предоставил срок для устранения недостатков.
Доводы представителя предпринимателя, согласно которым письмо заказчика от 25.04.2024 получено им посредством единой информационной системе только 30.05.2024, не влияют на возможность предпринимателя устранить недостатки, указанные в письме, так как фактически подписка как по состоянию на 25.04.2024, так и на 07.05.2024 не была оформлена на первое полугодие 2024 года.
Более того, в письме заказчика от 25.04.2024 исх. 11-05/108 указаны аналогичные замечания по отсутствию возможности оформления подписки на первое полугодие 2024 года, как и в письме от 07.05.2024, полученном предпринимателем.
Факт того, что сайт zozh74.ru не функционировал на 07.05.2024, при этом на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта информация стала доступна на указанном сайте, не отрицается ни одной из сторон, вместе с тем стороны не представили доказательства того, что с 14.04.2024 до 06.05.2024 и с 08.05.2024 до 17.05.2024 сайт не обеспечивал доступ к информационным материалам, размещенным в газете.
В связи с тем, что исполнителем обязательства выполнены ненадлежащим образом, не представлены сведения о распространении печатного издания путем подписки на первое полугодие 2024 года, что предусмотрено техническом заданием, заказчиком принято решение о расторжении контакта в одностороннем порядке от 17.05.2024.
При решении вопроса о включении предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
В рамках привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения стороной своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком и предпринимателем, Комиссией установлено, что исполнитель на протяжении срока исполнения контракта выполнил заявку заказчика в части изготовления и размещения информационных материалов в печатном издании, претензий к качеству выполнения указанных обязательств заказчик не предъявил.
Более того, предпринимателем представлены сведения о том, что информационный материал размещен на сайте: zozh74.ru 14.04.2024, доказательства отсутствия доступа к указанному материалу, размещенному на сайте (кроме 07.05.2024) отсутствуют, в связи с чем указание в решении об одностороннем отказе на то, что указанный сайт заблокирован на дату принятия решения не подтвержден.
В материалы дела предпринимателем также представлены договоры N 02/23-01 от 01.02.2023 на оказание услуг рекламного характера, N 7310 от 01.02.2024 на распространение периодических печатных изданий по подписке, договор от 29.03.2024 поставки периодического печатного издания.
В представленных договорах N 7310 от 01.02.2024, N 02/23-01 от 01.02.2023 сведения об их подписании сторонами отсутствуют, в связи с чем доказательства их заключения отсутствуют.
При этом сведения о подписном индексе на сайте https://www.pressa-rf.ru/cat/1/edition/e28009/ свидетельствуют о том, что подписка может быть оформлена только с июля 2024 года, что также не соответствует срокам исполнения обязательств, которые должны оказываться с января по декабрь 2024 года.
Таким образом, доказательства распространения печатного издания "Вестник Челябинской области" от 13.04.2024 по подписке исполнителем не представлены.
Следует отметить, что указание в решении об одностороннем отказе на то, что подписной индекс отсутствует на сайте Почты России не меняет того факта, что предпринимателем не предоставлена подписка на период выхода газеты от 13.04.2024.
Вместе с тем, Комиссия принимает во внимание, что в период исполнения обязательств ИП Одинцовым А.Ю. предпринимались действия, выраженные в оформлении договорных обязательств по распространению газеты способами, указанными в пункте 3.8 технического задания: путем подписки со второго полугодия 2024 года, путем продажи, доставки и раздачи, при этом явных намерений уклониться от исполнения контракта предприниматель не выражал.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание принятие предпринимателем мер, направленных на исполнение контракта, выраженных в частичном исполнении обязательств по изготовлению и размещению информационных материалов, предусмотренных по контракту, в совершении действий, свидетельствующих о намерении оформить договорные отношения по распространению печатного издания способами, указанными в техническом задании, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ИП Одинцове А.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией г. Челябинска в лице Управления делами Администрации г. Челябинска в отношении ИП Одинцова А.Ю. (ИНН 743804814835), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 июня 2024 г. N 074/06/106-1190/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024