Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председатель - П.В. Балобанов - руководитель Еврейского УФАС комиссии: России; Члены комиссии:
- С.Г. Черкашина - главный специалист-эксперт Еврейского УФАС России;
- Л.В. Павельева - главный специалист-эксперт Еврейского УФАС России, при участии представителей посредством видеоконференцсвязи:
- Администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области Шкарпеткиной Е.Е. (копия доверенности б/н от 29.05.2024);
- Индивидуального предпринимателя Филипповой Л.П. - Семенова Р.А. (копия доверенности N 1 от 28.05.2024), рассмотрев обращение Администрации Известковского городского поселения 2024-796 Облученского муниципального района Еврейской автономной области (679125, ЕАО, Облученский район, пос. Известковый, ул. Ведина, д. 1; ИНН: 7902525986) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Филипповой Ларисы Пантелеймоновны (677015, РФ, респ. Саха/Якутия, г. Якутск. ул. Пионерская, д. 8/1, кв. 7; ИНН: 143527947827) в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), в связи с уклонением от заключения муниципального контракта, по результатам электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по текущему ремонту муниципального дома, расположенного по адресу: ЕАО, Облученский район, с. Двуречье, ул. Совхозная, д. 16, кв. 2" (извещение о проведении электронного аукциона от 02.05.2024 N 0378300011624000010, ИКЗ: 243790252598679020100100220014339244), в соответствии со 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступило обращение муниципального заказчика - Администрации Известковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области (далее - Администрация, Заказчик) от 27.05.2024 вход. N 1434/24 о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Филипповой Ларисы Пантелеймоновны (далее - ИП Филиппова Л.П., Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (далее - Реестр), в связи с уклонением от заключения муниципального контракта, по результатам электронного аукциона, объектом которого является: "Выполнение работ по текущему ремонту муниципального дома, расположенного по адресу: ЕАО, Облученский район, с. Двуречье, ул. Совхозная, д. 16, кв. 2" (извещение о проведении электронного аукциона от 02.05.2024 N 0378300011624000010, ИКЗ: 243790252598679020100100220014339244).
Обращение подано в соответствии с требованиями ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В адрес Еврейского УФАС России от ИП Филипповой Л.П. поступили пояснения от 31.05.2024 вход. N 1484-ЭП/24 следующего содержания: "...17.05.2024 Заказчиком был размещен в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) и на площадке с использованием ЕИС без своей подписи проект контракта. В установленные законом сроки, 23.05.2024 ИП Филипповой Л.П. был подписан на площадке проект контракта, и приложено обеспечение исполнения контракта, однако ввиду ошибки, была предоставлена не верная сумма обеспечения исполнения контракта. Данная ошибка связана с невнимательностью ИП Филипповой Л.П. Обращаем Ваше внимание, что умысла уклоняться от подписания контракта у ИП Филипповой Л. П. не было, что подтверждается осуществленными действиями:
1. 23.05.2024 ИП Филипповой Л.П. был подписан на площадке проект контракта и 2024-796 2 приложено обеспечение исполнения контракта;
2. ИП Филипповой Л.П. была выпущена независимая гарантия N 2941517 от 20.05.2024 в качестве обеспечения исполнения контракта, также было оплачено обеспечение недостающая сумма, что подтверждается платежным поручением N 13 от 28.05.2024. 3.
В адрес заказчика было направлено письмо исх. N1/29-05 от 29.05.2024, в котором мы уведомили заказчика о том, что умысла уклоняться от подписания контракта у ИП Филипповой Л.П. не было и просили рассмотреть возможность заключения контракта с нашей организацией, к письму также били приложены Копия Независимой гарантии N2941517 и Платежное поручение N 13. У ИП Филипповой Л.П. имеются необходимые ресурсы для должного исполнения обязательств по контакту.
Таким образом, следует вывод о том, что комплекс действий ИП Филипповой Л.П. был направлен на заключение контракта в установленном законом порядке, а не на уклонение от заключения контракта...". На заседании Комиссии представители:
- Заказчика пояснила, что ИП Филиппова Л.П. была признана уклонившейся от заключения контракта в соответствии с требованиями ст. 37 Закона о контрактной системе, а именно предложенное обеспечение исполнение контракта в виде независимой гарантии была представлена на меньшую сумму;
- представитель Исполнителя возражения, представленные в материалы дела, поддержал в полном объеме. По результатам рассмотрения материалов дела, изучив пояснения ИП Филипповой Л.П., заслушав представителей Заказчика и Исполнителя, а также сведений, размещенных на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru, в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссией Еврейского УФАС России установлено следующее. 02.05.2024 года на официальном сайте в сети "Интернет" в ЕИС по адресу: http://www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" по адресу: http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0378300011624000010 и электронные документы, в которых изложена следующая информация:
- наименование объекта закупки: выполнение работ по текущему ремонту муниципального дома, расположенного по адресу: ЕАО, Облученский район, с. Двуречье, ул. Совхозная, д. 16, кв. 2;
- начальная (максимальная) цена контракта: 353 713, 67 руб;
- преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе и т.д.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.05.2024 N ИЭА1 победителем аукциона признан участник закупки под N 80 (ИП Филиппова Л.П.), заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене 2024-796 3 контракта наиболее низкую цену контракта 263 139, 86 руб. Порядок включения лиц в реестр недобросовестных поставщиков регулируется ст. 104 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок, служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя торгов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе 2024-796 4 ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного п.п. "а" п. 2 ч. 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи: 2024-796 5 а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Частью 2 ст. 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с ч. 6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона 2024-796 6 N 0378300011624000010 и п. 12.12 проекта контракта установлено требование к обеспечению исполнения муниципального контракта в размере 5 % от цены контракта, что соответствует 13 156, 99 руб.
Согласно Протоколу подведения итогов протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.05.2024 N ИЭА1 предложена цена государственного контракта в размере 263 139, 86 руб., что на 25,61% ниже начальной (максимальной) цены контракта (согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0378300011624000010 начальная (максимальна) цена контракта составляет 353 713, 67 руб.), в связи с чем контракт заключается только после предоставления ИП Филипповой Л.П. обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями статьи 37 Закона о контрактной системе. Размер такого обеспечения, в соответствии с требованиями ч.ч. 1, 2 ст. 37 Закона о контратакой системе, должен превышать в полтора раза размер обеспечения пополнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, то есть 19 735, 48 руб. Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что ИП Филиппова Л.П. в целях подтверждения намерения заключить муниципальный контракт и в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта при подписании контракта представлена независимая гарантия от 20.05.2024 N 2941517, выданная ИП Филипповой Л.П. на сумму 13 156, 99 руб. (далее - Независимая гарантия). ИП Филипповой Л.П. 23.05.2024 подписан проект муниципального контракта, при этом представлено обеспечение исполнения муниципального контракта в размере, не соответствующем требованиям ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, в связи с чем Заказчиком на официальном сайте в сети "Интернет" в ЕИС по адресу: http://www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 27.05.2024 N ППУ20 1, в котором указано следующее: "Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 5% от цены контракта, что составляет 13 156, 99 руб. В ходе электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижена более чем на 25%. В данном случае, согласно п. 12.12 проекта муниципального контракта обеспечение контракта предоставляется с учетом положений ст. 37 Закона о контрактной системе, а именно в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (что составляет 7, 5% или 19 735, 49 руб.). Победителем закупки предоставлен документ, подтверждающий предоставление указанного обеспечения контракта в ином размере (5% или 13 156, 99 руб.). Победителем закупки также не предоставлена информация, содержащаяся в реестре контрактов, подтверждающая исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии со ст. 37 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В связи с вышеизложенным ИП Филиппова Л.П. признается уклонившейся от заключения контракта". На заседании Комиссии установлено, что на момент рассмотрения обращения ИП Филиппова Л.П. предприняла меры для обеспечения исполнения контракта в соответствии требованиям ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе (в материалы 2024-796 7 представлено платежное поручение от 28.05.2024 N 13 на недостающую сумму 6 578, 50 руб.).
Также в материалы дела Исполнителем представлено письмо, направленное в адрес Администрации от 29.05.2024 исх. N 1/29-05, в котором указано, что ИП Филиппова Л.П. не имела умысла на уклонение от заключения контракта, готова исполнить контракт. К данному письму предоставлено платежное поручение от 28.03.2024 N 13 и независимая гарантия.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что участником закупки в срок осуществлены действия, которые свидетельствуют об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, в связи с чем информация об ИП Филипповой Л.П. не подлежит включению в Реестр. Комиссия Еврейского УФАС России, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией Известковского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области об Индивидуальном предпринимателе Филипповой Ларисы Пантелеймоновны в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не включать.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражном суде Еврейской автономной области. Председатель комиссии П.В. Балобанов Члены комиссии: С.Г. Черкашина Л.В. Павельева 2024-796 8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 6 июня 2024 г. N 079/06/104-12/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024