Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя; члены комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела; А.Р. Мулагалеев, специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- КГБУ СО "КЦСОП "Надежда" (далее - Заказчик) с просьбой о внесении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Группа алмаз" (ИНН 4205376072) (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N- 18793/23 "Поставка продуктов питания (мясо говядины) для нужд КГБУ СО КЦСОН Надежда на 2024 г.", извещение N0119200000123018813, ИКЗ233244430202124440100100570010000244 ,
установила
следующее.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Закон о контрактной системе) Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения РНП. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения РНП). Комиссией установлено, что форма обращения соответствует Правилам ведения РНП. Кроме того, Комиссия обращает внимание, что решение Заказчика об одностороннем отказе (далее - Решение) размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) 21.05.2024, вступило в силу 03.06.2024.
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и раздела III Правил ведения РНП Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Кроме того, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. Комиссией в адрес Заказчика и Общества направлено уведомление о назначении даты заседания Комиссии о включении в РНП и предоставлении документов и сведений (далее - Уведомление), Уведомление размещено в ЕИС.
Таким образом Заказчик и Общество считаются надлежащим образом уведомленными о дате заседания Комиссии. Заказчиком в установленный срок предоставлены в адрес Красноярского УФАС России запрошенные в Уведомлении документы и сведения. Заказчиком было заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в его отсутствие, ходатайство было удовлетворено Комиссией. Заседание Комиссии прошло в отсутствие представителей Заказчика и Общества 10.06.2024 в 09 часов 30 минут (МСК+4).
Рассмотрев обращение, представленные Заказчиком документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ, односторонний отказ от обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 3.1. раздела 3 Контракта товар по Контракту Заказчику поставляется партиями, количество Товара в партии определяется заявкой Заказчика.
В соответствии с пунктом 3.4. раздела 3 Контракта период поставки с "01" января 2024 г. по "31"декабря 2024 г.; периодичность поставки: раз в неделю.
В соответствии с пунктом 3.3. раздела 3 Контракта приёмка товара осуществляется следующим образом:
1) Общество в день поставки передаёт Заказчику вместе с товаром товарную накладную.
2) В день поставки Заказчик проверяет товар на наличие явных нарушений, в том числе к количеству и качеству.
3) Заказчик проводит экспертизу соответствия товара условиям Контракта или своими силами, или с привлечением сторонней организации (не реже чем 5 раз в течение срока действия Контракта Заказчик проводит экспертизу качества и безопасности товара).
4) Заказчик составляет заключение об отсутствие или наличии нарушений условий Контракта; наличии или отсутствии нарушений требований к качеству или безопасности товара (если проводилась экспертиза качества и безопасности товара).
5) В случае отсутствия нарушений в поставленном товаре заказчик подписывает товарную накладную.
6) В случае выявления нарушений условий Контракта или требований к качеству и безопасности товара Заказчик направляет Обществу мотивированный отказ от подписания товарной накладной.
7) Общество в течение двух рабочих дней с момента получения мотивированного отказа от подписания товарной накладной должно исправить допущенные нарушения.
8) В случае повторного выявления нарушений условий Контракта или требований к качеству и безопасности товара Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта. Кроме того, документ о приёмке товара размещается Обществом в ЕИС, Заказчик посредством ЕИС подписывает и направляет Поставщику указанный документ или направляет мотивированный отказ от его подписания. Комиссией установлено, что в ЕИС размещены документы о приёмке товара, Заказчиком размещён мотивированный отказ от приёмки по документам о приёмке N 2211 от 12.04.2024 и N 2621 от 14.05.2024.
Комиссией установлено, что мотивированный отказ от приёмки товара N 2211 от 12.04.2024 содержит указание на то, что в товаре имеются нарушения требований к качеству, вместе с тем Комиссии не представлено заключение экспертизы, проведённой заказчиком своими силами или силами иной организации. Комиссия не может установить факт нарушения Обществом требований к качеству товара.
В соответствии с пунктами 6.4 и 6.5. раздела 6 Контракта Заказчик может предъявлять Обществу претензии по качеству Товара в течение остаточного срока годности Товара. При этом, в течение остаточного срока годности Товара Общество обязано за свой счет заменить Товар ненадлежащего качества, если не докажет, что недостатки Товара возникли в результате нарушения Заказчиком правил хранения Товара. Замена Товара производится в течение 5 рабочих дней с момента уведомления Заказчиком Поставщика.
В соответствии с пунктом 10.3 раздела 10 Контракта сторона, получившая претензию вправе её рассмотреть в течение 10 дней. Заказчиком в адрес Комиссии представлена претензия N48 от 09.02.2024, в соответствии с которой товар, поставленный 02.02.2024, должен быть частично заменён Обществом в течение 5 календарных дней с момента получения претензии, на основании того, что производителем ООО "Русагро" изменены сроки годности продукции. Информация об изменении сроков годности товара была получена Заказчиком в письме Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 06.02.2024 N0610-040/ЕГ.
В соответствии с представленным Заказчиком документом от 20.02.2024 требование Заказчика о замене товара Обществом исполнено не было. Вместе с тем в соответствии с представленным Заказчиком документом от 11.03.2024 товар был заменён Обществом. Комиссией установлено, что Заказчиком уже принималось решение об одностороннем отказе от 22.04.2024, это решение об одностороннем отказе было отменено 03.05.2024, таким образом, при принятии решения об одностороннем отказе от 21.05.2024 Обществу не предоставляется десятидневный срок для устранения допущенных нарушений. При этом Заказчиком претензия в связи с непоставкой товара по заявке от 07.05.2024 была направлена 16 мая 2024 года, вместе с тем решение об одностороннем отказе было принято Заказчиком 21.05.2024.
Таким образом по истечении десятидневного срок на рассмотрение претензии Общество уже не могло исполнить свои обязательства по Контракту.
Таким образом из представленных Заказчиком документов и сведений не следует, что Общество имело намерения уклоняться от исполнения Контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения РНП: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения РНП, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом Комиссией установлено, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения РНП Заказчиком не представлено документов, свидетельствующих об отсутствие оснований для отказа во включении Общества в РНП. При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС- 11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
решила
отказать заказчику во включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью общества "Группа Алмаз" (ИНН 4205376072) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай А.Р. Мулагалеев Исп.Мулагалеев А.Р. тел.8(391)2110144,вн.
2024-9817
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 июня 2024 г. N 024/10/104-1689/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2024