резолютивная часть оглашена 10.06.2024,
решение изготовлено 11.06.2024 г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 16.05.2024 N 152/24, на основании обращения заказчика Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области (вх. N 3986/24 от 03.06.2024), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___.."
Членов Инспекции: "___.."
в присутствии:
"___.." - представителя заказчика Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области, действующего на основании доверенности N3 от 06.06.2024,
в результате рассмотрения обращения заказчика Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о включении сведений в отношении индивидуального предпринимателя "___.." в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники за N 0127100006424000002, установила следующее:
1) 13.05.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники за N 0127100006424000002.
2) Начальная (максимальная) цена контракта составляет 69 707, 25 рублей.
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.05.2024 NИЭА1 победителем электронного аукциона признан ИП "___.." (номер заявки 714335) с предложением о цене контракта 59 251,05 рублей.
4) 24.05.2024 года заказчиком размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ИП "___..".
5) Регламентированный срок подписания ИП "___..". проекта контракта определен не позднее 23 часов 59 мин. 31.05.2024 года.
6) 03.06.2024 заказчиком Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области сформирован протокол об уклонении участника закупки ИП "___.." от заключения государственного контракта на поставку бумаги для офисной техники за N 0127100006424000002.
В соответствии с положениями извещения о проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники за N 0127100006424000002 заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения контракта в размере 5% от цены контракта (2 962, 55 рублей).
До рассмотрения обращения в адрес Брянского УФАС России поступили документы и письменные пояснения заказчика Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области, победителя закупки ИП "___.."
Изучив представленные документы, заслушав представителей заказчика и поставщика Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:
Действия заказчика Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области при определении исполнителя путём проведения электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники за N 0127100006424000002 соответствуют требованиям статьи 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Так, заказчиком Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области 24.05.2024 размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ИП "___..".
Пункт 1 ч.3 ст. 51 Закона о контрактной системе регламентирует, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
Так, регламентированный срок подписания ИП "___.." государственного контракта, а также направления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта был определен как: не позднее 23 часов 59 мин. 31.05.2024.
Однако, в регламентированный Законом о контрактной системе срок участник закупки не предоставил в адрес заказчика обеспечение исполнения контракта в размере 2 962, 55 рубль.
В соответствии с ч.8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно п.1 ч.1 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Положениями извещения о проведении электронного аукциона за N0127100006424000002 установлено преимущество о проведении закупки, участниками которых могут быть исключительно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Таким образом, у победителя закупки за N0127100006424000002 ИП "___.." имелись основания для предоставления в качестве обеспечения исполнения контракта информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Так, заказчик 03.06.2024 сформировал протокол уклонения участника закупки от заключения государственного контракта на поставку бумаги для офисной техники за N 0127100006424000002 и направил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области по признанию ИП "___.." уклонившимся от заключения контракта являются правомерными.
Вместе с тем, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном уклонении от подписания государственного или муниципального контракта, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от подписания контракта, которое предполагает недобросовестное поведение лица.
Установлено, что ИП "___.." 30.05.2024 - в период регламентированного срока подписания проекта государственного контракта (27.05.2024-31.05.2024) подписало государственный контракт на поставку бумаги для офисной техники за N 0127100006424000002.
Так, согласно письменных пояснений ИП "___.." (вх. 4049-ЭП/24 от 05.06.2024) победителем закупки был сделан предварительный заказ бумаги из интернет-магазина компании "Комус" в требуемом, для исполнения контракта, объеме.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершение победителем закупки умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о ИП "___..", в материалы дела не представлено.
Таким образом, вышеуказанные факты и доказательства свидетельствуют о намерении заключить контракт и об отсутствии умышленного недобросовестного умысла участника закупки уклониться от заключения контракта.
При указанных обстоятельствах, Инспекция Брянского УФАС России не установила в действиях ИП "___.." недобросовестного поведения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
решила:
Сведения в отношении индивидуального предпринимателя "___.." в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 13 июня 2024 г. N РНП-32-864
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2024