Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Ларшутин Р.С.;
члены Комиссии:
- ведущий специалист-эксперт контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортоста - Хлебников М.В.
- специалист-эксперт контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Фарваев А.А.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступило заявление Заказчика о включении ООО ПИ "Баштехпроект" (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по проведенному электронному аукциону N 0101300001322000049 "Корректировка проектно-сметной документации N 3 48-18 "Строительство быстровозводимого бассейна в ЗАТО г. Межгорье".
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Башкортостанским УФАС России проведена проверка факта неисполнения обязанностей по контракту.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан как уполномоченный орган при решении вопроса о включении информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, в каждом случае должно дать полную и объективную оценку всем фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, Комиссией Башкортостанского УФАС России по решению вопроса о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо отказе от включения такой информации в указанный реестр, установлено следующее.
19.12.2022 г. между Подрядчиком и Заказчиком был заключен государственный контракт N 0101300001322000049 на сумму 1 954 210,00 руб (далее - Контракт).
Комиссией установлено, что в Контракте имеются следующие условия:
1.1 Подрядчик обязуется выполнить корректировку проектно-сметной документации N348-18 "Строительство быстро возводимого бассейна в ЗАТО г. Межгорье". (далее - Объект) в соответствии с требованиями Заказчика, изложенными в Задании на выполнение корректировки проектно-сметной документации N348-18 "Строительство быстро возводимого бассейна в ЗАТО г. Межгорье". (далее - Задание на проектирование), являющемся неотъемлемой частью Контракта (Приложение N 1 к Контракту), и иными условиями Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
1.2 Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в Задании на проектирование.
1.3 ИКЗ 223027900140102790100100670017111414
12.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта устанавливается Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
12.4. В случае нарушения Заказчиком обязательств по Контракту, Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частью 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Право сторон на односторонний отказ от исполнения условий контракта предусмотрено пунктами 12.1 и 12.4 Контракта.
Согласно ч. 2 ст. 410 Гражданского кодекса РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта датировано в скан-копии документа 07 мая 2024 года (исх. N 913 от 07.05.2024 г.).
Согласно данным (скриншот из закрытой части ЕИС), представленным Заказчиком, решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в ЕИС 07 мая 2024 года.
Согласно ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Соответственно, на момент проведения заседания комиссии УФАС по РБ решение вступило в законную силу:
Исходя из положения ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (пункт 15 Правил).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Автоматическое включение лица, нарушившего условия государственного контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым и без учета степени его вины несоразмерно ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
Прежде всего, антимонопольный орган обращает внимание на следующее.
Согласно Календарному плану, являющемуся Приложением N 2 к Контракту, предусмотрено проведение работ в 4 этапа:
N п/п |
Наименование этапов и виды работ по Контракту |
Срок выполнения (окончания) работ |
Удельный вес оплаты по Контракту |
Цена этапа, руб. (с НДС) |
|
начало |
окончание |
||||
1 этап |
Комплекс инженерных изысканий: - инженерно-геодезические; - инженерно-геологические; - инженерно-экологические Предоставление 1 экз. на бумажном носителе и 1 экз. на электронном носителе в формате разработки и PDF. |
С момента заключения Контракта |
не более 30 календарных дней |
35 % |
|
2 этап |
Корректировка проектной документации. Стадия "Проектная документация" - 1 (один) экземпляр до проведения государственной экспертизы. |
С момента заключения Контракта |
не более 60 календарных дней |
20 % |
|
3 этап |
Проведение государственной экспертизы проектной документации с получением положительного заключения по проектной документации и результатам инженерных изысканий. Предоставление положительного заключения в 1 экз. на бумажном носителе и 1 экз. на электронном носителе. |
С момента заключения Контракта |
не более 120 календарных дней |
25 % |
|
4 этап |
Разработка и предоставление сметной документации стадии "Рабочая документация". Проведение государственной экспертизы сметной документации стадии "Рабочая документация" с получением положительного заключения по определению достоверности сметной стоимости. Предоставление 5 экз. на бумажном носителе и 1 экз. на электронном носителе в формате разработки и PDF |
С момента заключения Контракта |
не более 180 календарных дней |
20 % |
|
Стоимость работ на 2022 год |
|
||||
Стоимость работ на 2023год |
|
||||
Всего |
100% |
|
|||
В том числе НДС 20% |
|
|
Согласно представленной сторонами информации, подтвержденной данными, размещенными в карточке Контракта на сайте ЕИС по адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reest rNumber=3027900140122000054&contractInfoId=88285303, Обществом выполнены и Заказчиком оплачены работы по этапу 1 и этапу 2 Контракта:
Общая стоимость исполненных ООО ПИ "Баштехпроект" обязательств составила 1 074 815,50 руб., что составляет 55% от цены контракта.
Более того, Обществом были предприняты попытки дальнейшего исполнения требований контракта по оставшимся этапам 3 и 4, а именно ООО ПИ "Баштехпроект" обращалось в ГАУ Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан (заявление ЛК-ГРБ-31473) с целью получения экспертного заключения скорректированной проектной документации.
15 апреля 2024 года из указанного учреждения Обществу поступил ответ за исх. N 09/0023-001 следующего содержания:
"Государственное автономное учреждение Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан рассмотрело заявление на заключение договора об экспертном сопровождении по оценке результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации объекта "Строительство быстровозводимого бассейна в ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан".
Согласно требований п. 5а Положения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2023 N 717 "О порядке экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации объекта капитального строительства" не представлено задание на проектирование (представлено задание на выполнение корректировки проектно-сметной документации объекта, по которому не получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий).
На основании п. 10в Положения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2023 N 717 "О порядке экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации объекта капитального строительства" принято решение об отказе в принятии заявления, для проведения экспертного сопровождения в отношении вышеуказанного объекта капитального строительства."
На основании изложенного в адрес Заказчика было направлено письмо (N 774 от 17.04.2024 г.) о приостановке работ и о необходимости разъяснения дальнейших действий при исполнении обязательств по контракту и как возможный выход из сложившейся ситуации было предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Письмом от 22 апреля 2024 г. N 02/1764-ЭД в подписании соглашения о расторжении контракта по соглашению стороны было отказано. При этом в письме не было указаний о дальнейших действиях по контракту, о способе его исполнения.
Письмом от 23 апреля 2024 г. N 832 000 ПИ "БашТехПроект" повторно направило запрос Заказчику о приостановке работ и о разъяснении дальнейших действий при исполнении обязательств по контракту, о способе его исполнения. Письмо N 832 было получено Заказчиком 23 апреля 2024 г., однако по состоянию на 07 мая 2024 года (прошло 7 рабочих дней) в адрес Подрядчика не поступило каких-либо указаний о способе исполнения контракта. Поэтому Подрядчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0101300013230000049 от 19.12.2022 г. (письмо N 913 от 07.05.2024 г.).
Письмом от 13 мая 2024 г. N 02/2053-ЭД Заказчик выразил свое несогласие с односторонним отказом Подрядчика.
Письмом от 17 мая 2024 г. N 1003 ООО ПИ "БашТехПроект" сообщило, что представление в ГАУ "Управление госэкспертизы Республики Башкортостан" технического задания на проектирование, разработанного Казенным предприятием РБ "Республиканское управление капитального строительства" (КП РБ "РУКС"), как и предоставление первоначальной проектно-сметной документации по объекту: "Строительство быстровозводимого бассейна в ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан", разработчиком которой являлся ООО Инженерный центр "ТехПроект", а Заказчиком - Казенное предприятие РБ "Республиканское управление капитального строительства" не подлежит удовлетворению по следующим причинам:
1. Проектная документация, разработанная согласно Постановлению Правительства РФ N 87 16.02.2008 N 87 (ред. от 06.05.2023) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и Заданием на разработку проектно-сметной документации по объекту "Строительство быстровозводимого бассейна в ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан" (приложение N 1 к Договору N 78 от 12.11.2018 г., заключенным между ООО Инженерный центр "ТехПроект" и КП РБ "РУКС") получило положительное заключение N 02-1-3565-19 от 26 сентября 2019 г. о достоверности сметной стоимости строительства. Получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не предусматривалось Договором N 78 от 12.11.2018 г.
2. Первоначальная проектно-сметная документация (ПСД), выполненная в 2019 году, на данный момент не соответствует актуальным требованиям нормативно-технической документации.
В силу ст. 716 ГК РФ, подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В силу п. 3 ст. 716 ГК РФ, если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Комиссией отдела контроля закупок изучена история участия ООО ПИ "Баштехпроект" в закупочных процедурах, проводимых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ресурсам Единой информационной системы (по адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/search/results.html?morphology=on&fz4 4=on&contractStageList_0=on&contractStageList_1=on&contractStageList_2=on &contractStageList_3=on&contractStageList=0%2C1%2C2%2C3&selectedContractD ataChanges=ANY&budgetLevelsIdNameHidden=%7B%7D&supplierTitle=0274147157&c ountryRegIdNameHidden=%7B%7D&sortBy=UPDATE_DATE&pageNumber=1&sortDirectio n=false&recordsPerPage=_10&showLotsInfoHidden=false), ООО ПИ "Баштехпроект" (ИНН 0274147157) заключено 123 государственных контракта, из которых 75 исполнены в полном объеме, 30 находятся на исполнении и 18 имеют статус "исполнение прекращено".
Комиссия обращает внимание на ряд государственных контрактов, имеющих статус "исполнение завершено":
1) Контракт N 3/20-П от 09.09.2020 г. на сумму 29 900 000,00 руб. с предметом "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Водоснабжение с.Бураево (II этап с подключением д.Бикзян, д.Дюсметово) муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан"" (реестровый номер 20278076612 20 000005). Заказчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан;
2) Контракт N 33 от 09.09.2019 г. на сумму 10 500 000,00 руб. с предметом "Выполнение проектно-изыскательских работ с получением положительного заключения государственной экспертизы по объекту строительства: "Общеобразовательная школа в п. Баланово-Ново-Александровка в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (реестровый номер 30276098603 19 000037). Заказчик: Управление капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
3) Контракт N 1 от 14.11.2022 г. на сумму 3 903 868,00 руб. с предметом "Разработка проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта здания Музея Салавата Юлаева в муниципальном районе Салаватский район РБ - филиала ГБУКИ РБ Национальный музей РБ" (реестровый номер 20274035894 22 000013). Заказчик: Государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан.
Таким образом, комиссией установлено, что ООО ПИ "Баштехпроект" имеет опыт успешного выполнения государственных контрактов со сходным предметом, более того, ряд подобных контрактов исполнен в отношении социально значимых объектов, расположенных на территории Республики Башкортостан.
Комиссией также принимается во внимание обстоятельство, что ранее обращений Заказчиков о включении информации об ООО ПИ "Баштехпроект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан не поступало.
Таким образом, рассмотрев материалы дела и учитывая все вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к выводу, что основания для включения информации об ООО ПИ "Баштехпроект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком о включении ООО ПИ "Баштехпроект" (ИНН 0274147157) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения контракта, не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Ларшутин Р.С.
Члены Комиссии Хлебников М.В.
Фарваев А.А
Врио начальника отдела |
Р.С. Ларшутин |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Фарваев А.А.
тел.(347)2163354
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 29 мая 2024 г. N РНП-02-109/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2024