Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя заказчика - АО "Технопарк Новосибирского Академгородка": - (по доверенности),
в отсутствие представителя подрядчика - ООО "Теплогазстрой", уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме обращение АО "Технопарк Новосибирского Академгородка" о включении сведений об ООО "Теплогазстрой" (ИНН 5431104814, 633564, Новосибирская область, Маслянинский район, р.п. Маслянино, ул. Ленинская, д. 8) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: Сети электроснабжения, возводимые в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта "Развитие инфраструктуры Технопарка на период 2021-2027", 1 этап (извещение N 0851200000623006255),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение АО "Технопарк Новосибирского Академгородка" о включении сведений об ООО "Теплогазстрой" (ИНН 5431104814, 633564, Новосибирская область, Маслянинский район, р.п. Маслянино, ул. Ленинская, д. 8) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: Сети электроснабжения, возводимые в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта "Развитие инфраструктуры Технопарка на период 2021-2027", 1 этап (извещение N 0851200000623006255).
Суть обращения заказчика сводится к следующему.
18.08.2023 г. между заказчиком и ООО "Теплогазстрой" был заключен контракт 0851200000623006255 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: Сети электроснабжения, возводимые в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта "Развитие инфраструктуры Технопарка на период 2021-2027", 1 этап.
В соответствии с п. 3.4 контракта срок выполнения работ, до истечения которого должен быть передан результат работ - 273 календарных дня с даты начала выполнения работ, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 3 к контракту).
21.09.2023 г. во исполнение пунктов 5.2.1 и 5.4.10 контракта по акту приема-передачи, подписанному заказчиком и ООО "Теплогазстрой", подрядчику в производство работ была передана проектная и рабочая документация согласно перечню, а также строительная площадка объекта капитального строительства.
01.11.2023 г. ООО "Теплогазстрой" направило в ЕИС документ о приемке работ N 1 по 4 этапу выполнения работ.
03.11.2023 г. заказчик направил в адрес ООО "Теплогазстрой" требование об уплате неустойки и о необходимости завершения в кратчайшие сроки работ по 4 этапу выполнения работ по контракту.
07.11.2023 г. в связи с несоответствием наименования работ, указанного в документе о приемке работ N 1 от 01.11.2023 г., объекту контракта ООО "Теплогазстрой" направило в ЕИС исправление N1 от 07.11.2023 г. к указанному документу о приемке. Работы по 4 этапу выполнения работ по контракту были приняты заказчиком 07.11.2023 г.
07.11.2023 г. заказчик направил в адрес ООО "Теплогазстрой" уведомление о взыскании неустойки по 4 этапу выполнения работ по контракту в связи с тем, что заказчик произвел оплату выполненных ООО "Теплогазстрой" и принятых работ по 4 этапу выполнения работ по контракту за вычетом суммы неустойки, рассчитанной в соответствии с пунктом 7.4 контракта на дату фактического выполнения ООО "Теплогазстрой" в полном объеме работ по этапу.
24.11.2023 г. заказчик направил в адрес ООО "Теплогазстрой" требование об уплате неустойки и о необходимости завершения в кратчайшие сроки работ по 1 этапу выполнения работ по контракту.
06.12.2023 г. заказчик направил в адрес подрядчика откорректированный проект шифр 08.ТР-1-22-ЭС-ЭС "Сети электроснабжения 10 кв. План Трассы".
11.12.2023 г. заказчик направил в адрес ООО "Теплогазстрой" требование о предоставлении информации о ходе выполнения работ по 6, 7 и 8 этапам выполнения работ по контракту в форме копии договора с поставщиком трансформаторных подстанций с подтверждением сроков отгрузки готовых подстанций, а также подтверждения исполнения такого договора поставки со стороны ООО "Теплогазстрой" (оплаты аванса по договору). В указанном требовании подрядчику также было указано на тот факт, что работы по 1 и 5 этапам выполнения работ по контракту на дату направления требования не были начаты, несмотря на нарушение срока окончания выполнения указанных работ.
14.12.2023 г. подрядчик направил в адрес заказчика письмо, в котором сообщил о предоставлении в срок 18-20 декабря 2023 г. скан-копии договора на поставку блочных трансформаторных подстанций в качестве подтверждения начала выполнения подрядчиком работ по 6, 7 и 8 этапа выполнения работ по контракту.
21.12.2023 г. заказчик направил в адрес подрядчика требование о предоставлении скан-копии договора в срок не позднее 25.12.2023 г.
21.12.2023 г. заказчик направил в адрес ООО "Теплогазстрой" требование о необходимости завершения в кратчайшие сроки работ по 2 этапу выполнения работ по контракту.
11.01.2024 г. заказчик направил в адрес ООО "Теплогазстрой" требование о необходимости завершения в кратчайшие сроки работ по 3 этапу выполнения работ по контракту.
22.01.2024 г. в целях осуществления контроля за качеством применяемых при строительстве материалов заказчик направил в адрес подрядчика запрос о предоставлении паспортов качества и сертификатов соответствия на применяемые при выполнении работ по контракту материалы.
01.02.2024 г. в целях осуществления контроля за качеством применяемых при строительстве материалов заказчик направил в адрес подрядчика запрос о предоставлении лабораторного заключения (протокола испытаний) физико-механических характеристик бетона, использованного при устройстве фундаментных плит под ТП-1, ТП-2, ТП-3.
06.02.2024 г. заказчик направил в адрес ООО "Теплогазстрой" требование о необходимости завершения в кратчайшие сроки работ по 6, 7 и 8 этапам выполнения работ по контракту.
16.02.2024 г. ООО "Теплогазстрой" сообщило о заключении договора поставки N 2024/02-02 от 15.02.2024 г. камер КСО и блоков БМРЗ для выполнения работ по контракту. Документов об исполнении указанного договора подрядчиком представлено не было.
27.02.2024 г. ООО "Теплогазстрой" предоставило лабораторное заключение (протокол испытания) с нарушением срока, установленного п. 5.4.4 контракта.
28.02.2024 г. заказчик направил в адрес подрядчика проектную документацию, скорректированную исключительно в отношении трассы кабельных линий (этапы выполнения работ по контракту N 1, 2, 3 и 11). Строительная и электротехническая часть подстанций и электрооборудование остались без изменений.
28.02.2024 г. заказчик направил в адрес ООО "Теплогазстрой" актуальный план трассы с отметкой "в производство работ", на котором ООО "ТГС" поставило отметку о его получении 28.02.2024 г.
07.03.2024 г. заказчик направил в адрес ООО "Теплогазстрой" требование о необходимости завершения в кратчайшие сроки работ по 10 этапу выполнения работ по контракту.
28.03.2024 г. между заказчиком и ООО "Теплогазстрой" было заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту в связи с уточнением объема работ по контракту, связанным с изменением трассы кабельных линий и перераспределением работ между этапами выполнения работ.
01.04.2024 г. ООО "Теплогазстрой" разместило в ЕИС документ о приемке работ N 2 по 1 этапу выполнения работ.
03.04.2024 г. заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ в приемке работ по 1 этапу выполнения работ в связи с невыполнением в нарушение подпункта 5.4.2 контракта в полном объеме всех работ, предусмотренных 1 этапом выполнения работ по контракту.
03.04.2024 г. заказчик направил в адрес подрядчика требование о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта в срок не позднее 06.05.2024 г. в связи с отзывом Банком России приказом от 21.02.2024 г. N ОД-266 лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации АО "КИВИ Банк" которая является гарантом по выданной ООО "Теплогазстрой" в обеспечение исполнения обязательств по контракту независимой гарантии от 08.09.2023 г. N 1724-18КЭБГ/0011.
05.04.2024 г. между заказчиком и ООО "Теплогазстрой" было заключено дополнительное соглашение N 2 к контракту в связи с уточнением объема работ по контракту.
08.04.2024 г. ООО "Теплогазстрой" разместило в ЕИС документ о приемке работ N 2 по 1 этапу выполнения работ.
11.04.2024 г. заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ в приемке работ по 1 этапу выполнения работ в связи с невыполнением в нарушение подпункта 5.4.2 контракта в полном объеме всех работ, предусмотренных 1 этапом выполнения работ по контракту.
12.04.2024 г. ООО "Теплогазстрой" направило в ЕИС документ о приемке работ N 2 по 1 этапу выполнения работ.
17.04.2024 г. заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ в приемке работ по 1 этапу выполнения работ в связи с невыполнением в нарушение подпункта 5.4.2 контракта в полном объеме всех работ, предусмотренных 1 этапом выполнения работ по контракту.
22.04.2024 г. ООО "Теплогазстрой" направило в ЕИС документ о приемке работ N 2 по 1 этапу выполнения работ.
25.04.2024 г. работы по 1 этапу выполнения работ по контракту были приняты заказчиком.
17.05.2024 г. подрядчик направил в адрес заказчика письмо, в котором предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон.
21.05.2024 г. заказчик направил в адрес подрядчика письмо, в котором сообщил об отсутствии правовых оснований для расторжения контракта по соглашению сторон.
21.05.2024 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 21.05.2024 г. данное решение было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 21.05.2024 г., следовательно, 21.05.2024 г. подрядчик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 03.06.2024 г.
ООО "Теплогазстрой" направило в адрес Новосибирского УФАС России пояснения следующего содержания.
21.09.2023 г. заказчик передал проектную документацию и строительную площадку.
При геодезической разбивке осей на местности совместно с представителями заказчика была выявлена необходимость корректировки кабельной трассы, и соответственно, корректировка рабочей документации. Без откорректированной рабочей документации выполнять работы по прокладке кабельных линий не представляется возможным.
02.10.2023 г. подрядчик направил в адрес заказчика письмо, в котором сообщил о необходимости разбивки осей с оформлением акта и передачи подрядчику откорректированной рабочей документации.
11.10.2023 г. сторонами был подписан акт разбивки осей объекта капитального строительства на местности. Вместе с тем, данный акт разбивки осей не соответствовал проектной документации, выданной заказчиком 21.09.2023 г.
11.10.2023 г. подрядчиком начаты работы по устройству фундаментов для трансформаторных подстанций (этап N 4 контракта), откорректированная рабочая документация по прокладке кабельных линий заказчиком не выдана.
06.12.2023 г. ООО "Теплогазстрой" направило в адрес заказчика письмо, в котором просило выдать рабочую документацию для продолжения работ на объекте.
06.12.2023 г. заказчик направил в адрес подрядчика откорректированный план трассы без штампа "в производство работ" и подписи заказчика.
15.12.2023 г. заказчик направил в адрес подрядчика откорректированный продольный профиль без штампа "в производство работ" и подписи заказчика. Начаты работы по 1 этапу контракта.
05.02.2024 г. подрядчик обратился к заказчику с просьбой подписания дополнительного соглашения к контракту в связи с необходимостью корректировки сроков выполнения этапов работ по контракту без изменения конечных сроков выполнения работ. Ответа со стороны заказчика не последовало.
27.02.2024 г. подрядчик направил в адрес заказчика письмо, в котором просил выдать пояснения по плану трассы для продолжения производства работ, так как дальнейшая работа невозможна с учетом присланных ранее изменений.
28.02.2024 г. заказчик направил в адрес подрядчика, а также выдал на бумажном носителе последнюю корректировку плана трассы с отметкой "в производство работ" без выдачи полностью откорректированного проекта, спецификаций материалов и оборудования.
В марте 2024 года между заказчиком и подрядчиком велась переписка по вопросам увеличения стоимости выполнения работ по контракту, заключения дополнительного соглашения, а также по вопросу приемки выполненных работ.
По мнению подрядчика, действия заказчика привели к затягиванию сроков выполнения работ по контракту.
Кроме того, в связи с затягиванием приемки выполненных работ, неоплатой, отсутствием оборотных средств, подрядчик неоднократно обращался к заказчику с просьбой зачесть оплату за выполненные работы в счет обеспечения обязательств по исполнению контракта. Положительного ответа от заказчика получено не было.
После подписания контракта подрядчик были заказаны и оплачены материалы, необходимые для выполнения работ по прокладке кабельных линий. Проведена работа по заключению договоров поставки на блочные трансформаторные подстанции с заводом-изготовигелем. В связи с загруженностью производства, завод-изготовигель существенно сдвинул сроки выдачи готового оборудования. При попытке заключить договора поставки с другими заводами, производящими аналогичное оборудование, был получен целый список для согласования изменений. Учитывая позицию заказчика по корректировке проектной документации, отсутствии диалога при выполнении работ, подписании дополнительных соглашений, ООО "Теплогазстрой" было принято решение отказаться от заказа аналогичного оборудования у другого завода.
В феврале 2024 года подрядчиком были завезены на объект и смонтированы нижние части трансформаторных подстанций. ООО "Теплогазстрой" отказалось от поставки оборудования блочных трансформаторных подстанций на объект до выдачи документации, прошедшей государственную экспертизу во избежание отказа от приемки работ заказчиком оборудования, не соответствующего проекту.
ООО "Теплогазстрой" сообщило, что подрядчиком неоднократно направлялись письма в адрес заказчика с просьбой выдать откорректированную рабочую документацию, заключить дополнительное соглашение на увеличение сроков производства работ, так как вины подрядчика в отставании от графика производства работ, предусмотренного контрактом, нет.
На момент расторжения контракта заказчик не направил в адрес подрядчика документацию, необходимую для выполнения работ по контракту.
Кроме того, подрядчик сообщил, что на рассмотрении Арбитражного суда Новосибирской области находится исковое заявление от ООО "Теплогазстрой" о расторжении контракта (дело NА45-17544/2024).
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "а" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" п. 13 данных Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссии Новосибирского УФАС России и заказчику от ООО "Теплогазстрой" не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность исполнения контракта. На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика пояснил, что откорректированная проектная документация, в том числе прошедшая государственную экспертизу, была передана подрядчику 28.02.2024 г., а также сообщил о том, что письма с просьбами зачесть оплату за выполненные работы в счет обеспечения обязательств по исполнению контракта в адрес заказчика не направлялись. При этом, на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта работы на объекте не велись.
Подрядчик не обеспечил присутствие представителя на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, был извещён надлежащим образом.
Комиссии Новосибирского УФАС России от подрядчика не было представлено документов, подтверждающих принятие ООО "Теплогазстрой" достаточных мер, направленных на выполнение работ по контракту.
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом, согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, АО "Технопарк Новосибирского Академгородка" правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано. При этом, ООО "Теплогазстрой" подало в Арбитражный суд Новосибирской области исковое заявление о расторжении контракта, а не о признании незаконным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, при том, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято заказчиком 21.05.2024 г., а контракт считает расторгнутым с 03.06.2024 г.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях организации, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Организацией не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о ней в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, организация несет самостоятельные риски ведения ею предпринимательской деятельности и должна прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ООО "Теплогазстрой" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО "Теплогазстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Теплогазстрой" (ИНН 5431104814, 633564, Новосибирская область, Маслянинский район, р.п. Маслянино, ул. Ленинская, д. 8), о директоре и участнике ООО "Теплогазстрой" - Токареве Дмитрии Анатольевиче (ИНН 541551104600) сроком на 2 (два) год.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 13 июня 2024 г. N 054/06/104-1504/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024