Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя; члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела; А.Р. Мулагалеев, специалист-эксперт, (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- Муниципального казённого учреждения "Управление дорог и благоустройства" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Атлант" (ИНН: 2465153885) (далее - Общество),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Заказчика в связи с уклонением Общества от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на "Выполнение работ по благоустройству аллеи Героев Чернобыля в городе Красноярске", извещение N 0119300019824000691, ИКЗ 243246621501224630100101090014399244 (далее - Контракт).
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения РНП).
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и раздела III Правил ведения реестра Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Кроме того, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссией проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. Комиссией не установлено, что Заказчиком нарушены требования к порядку или форме 2 обращения. Комиссией в адрес Заказчика и Общества направлены уведомления о назначении даты рассмотрения о включении в РНП (далее - Уведомление), уведомления размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС).
Заказчиком и Обществом в установленный срок предоставлены в адрес Красноярского УФАС России запрошенные в Уведомлении документы и сведения. Заседание Комиссии состоялось 13.06.2024 в 10:30 (МСК+4).
На заседании Комиссии присутствовали представители Заказчика и Общества. Рассмотрев обращение Заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком и Обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
следующее. На официальном сайте zakupki.gov.ru 13.05.2024 было размещено извещение N0119300019824000691.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 998 957, 58 (четырнадцать миллионов девятьсот девяносто восемь тысяч девятьсот пятьдесят семь) рублей 58 копеек.
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика Обществом в установленный срок не было предоставлено обеспечение исполнения обязательств по Контракту, на основании чего Общество было признано уклонившимся от заключения Контракта. Вместе с тем в соответствии с письменными пояснениями Общества Контракт Обществом был подписан, кроме того, Обществом была предоставлена Заказчику независимая гарантия от 31.05.2024 на сумму 1 117 422, 33 рубля. Комиссией установлено, что Обществом при формировании независимой гарантии N0Р4F3Х была допущена ошибка, а именно не были учтены положения статьи 37 Закона о контрактной системе, вместе с тем Обществом уже после признания Общества уклонившимся независимая гарантия была изменена в соответствии с положениями статьи 37 Закона о контрактной систем (изменение N0Р4F3Х-1 от 04.06.2024).
Комиссия учитывает тот факт, что Заказчик на включении Общества в РНП не настаивает, вместе с тем у Комиссии отсутствуют основания для выдачи Обществу и Заказчику предписания по причине того, что 18.06.2024 Заказчиком Контракт заключён с участником закупки, занявшим второе место. Комиссия также учитывает, что Обществом совершены действия, направленные на подготовку к исполнению Контракта: заключён договор поставки N02/24 от 31.05.2024 с ООО "ТСК "Феникс"" на поставку брусчатки для выполнения работ по Контракту; договор N32 от 30.05.2024 с ООО "Сибрегионстрой" на предоставление спецтехники, согласно заявке (Приложение N1 к договору) адрес проведения работ аллее Героев Чернобыля в городе Красноярске Комсомольский проспект.
Согласно пункту 14 Правил ведения реестра, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения РНП, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) Заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом 3 для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом Обществом в соответствии с пунктом "б" Правил ведения РНП совершены следующие действия направленные на исполнение Контракта: контракт был подписан; была предоставлена независимая гарантия без учёта положений статьи 37 Закона о контрактной системе, после признания участника уклонившимся независимая гарантия была исправлена в соответствии с положениями статьи 37 Закона о контрактной системе; была осуществлена подготовка к исполнению обязательств по Контракту.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Вместе с тем "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения Общества. Следовательно, основанием для включения в реестр является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. Комиссией установлено, что из всей совокупности действий Общества следует, что у Общества отсутствовал умысел на уклонение от заключения Контракта при направлении независимой гарантии с нарушением положений статьи 37 Закона о контрактной системе. При этом включение в реестр представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении 4 сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018). Комиссия приходит к выводу о том, что санкция в виде включения в Общества в РНП за допущенную при формировании независимой гарантии ошибку, с учётом всех совершённых Обществом действий, является чрезмерной. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пунктом 14 Правил ведения реестра РНП, Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Атлант" (ИНН: 2465153885) реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М. А. Грицай А.Р. Мулагалеев Исп.Мулагалеев А.Р. тел.8(391)2110144,вн.
2024-9945
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13 мая 2024 г. N 024/10/104-1720/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024