Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: председателя Комиссии: Боровкова А.В. - руководителя управления; членов Комиссии: Дмитриевой Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Жданкиной Ю.К. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
- ООО "Медицинские диагностические системы" (далее - Общество, Поставщик) - Пересыпкина Виталия Владимировича (дов. б/н от 02.05.2024), Гущина Валерия Николаевича (дов. б/н от 20.01.2023), - ОБУЗ "Родильный дом N1" (далее - Заказчик) - Городушиной Ольги Вячеславовны (дов. N1.14.01.21 от 14.01.2021), на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила)),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 07.06.2024 поступило обращение ОБУЗ "Родильный дом N1" о включении сведений об ООО "Медицинские диагностические системы" (ИНН: 7802630112), о генеральном директоре Общества - Марьяне Андрее Владимировиче (ИНН: 231200206950) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку расходных материалов для отделения реанимации (электронный аукцион N0333300008024000018, реестровый номер контракта 2373101158924000023), в соответствии с Законом о контрактной системе. Рассмотрев представленные ОБУЗ "Родильный дом N1", ООО "Медицинские диагностические системы" документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении обращения, а также проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее. 27.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru ) (далее - официальный сайт) размещено извещение N0333300008024000018 о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для отделения реанимации. Начальная (максимальная) цена контракта - 248 224,80 руб. Победителем закупки признано ООО "Медицинские диагностические системы". По итогам проведения указанной закупки 22.03.2024 между ОБУЗ "Родильный дом N1" и ООО "Медицинские диагностические системы" заключен контракт N0018 на поставку расходных материалов для отделения реанимации (далее - Контракт) с ценой 75 860,22 руб.
Согласно Приложению N1 к Контракту к поставке необходим следующий товар:
- Датчик пульсоксиметрический - 20 шт.;
- Кабель электрический - 1 шт.;
- Датчик температуры - 2 шт.;
- Краник трехходовой - 500 шт.
В силу пп. 4.2.1 п. 4.2 Контракта сроки поставки товара: с даты заключения контракта по 31.12.2024 года включительно. Периодичность поставок: по заявке Заказчика отдельными партиями (не более 1 заявки в месяц). 02.04.2024 Заказчиком в адрес Общества направлена заявка на поставку товара в следующем количестве:
- Датчик пульсоксиметрический - 10 шт.;
- Датчик температуры - 1 шт.;
- Краник трехходовой - 300 шт. 11.04.2024 Обществом были поставлены следующие товары: датчик температуры - 1 шт.; краник трехходовой - 300 шт. Краники трехходовые в количестве 300 шт. были приняты и оплачены Заказчиком. 12.04.2024 Заказчиком на официальном сайте был размещен мотивированный отказ от приемки датчика температуры ввиду его неисправности (показания разнились на два градуса). Заказчик потребовал устранить выявленное нарушение в течение 1 рабочего дня с момента предъявления претензии. Позже Поставщиком был поставлен датчик температуры, вместе с тем, у поставленного датчика температуры также разнились показания на два градуса. Заказчиком указанный товар не был принят. Документы Обществом на официальном сайте о приемке товара не размещались. 26.04.2024 Обществом были поставлены датчики пульсоксиметрические в количестве 10 шт., которые были приняты и оплачены Заказчиком. 02.05.2024 Заказчиком в адрес Общества направлена заявка на поставку товара в следующем количестве:
- Кабель электрический - 1 шт.;
- Датчик температуры - 1 шт. Указанные товары должны были быть поставлены в срок до 13 мая 2024 года включительно. 06.05.2024 Заказчиком в адрес Общества была направлена претензия с требованием допоставить товар по заявке от 02.04.2024 (датчик температуры). 06.05.2024 Обществом в адрес Заказчика было направлено письмо с указанием на то, что Общество не уклоняется от исполнения Контракта, задержка поставки датчиков температуры произошла ввиду задержки подтверждения прохождения оплаты в иностранных банках. В настоящий момент ведутся переговоры с банками, а также поддерживается связь с производителями, которые собирают заказы. 07.05.2024 Заказчиком в адрес Общества направлен ответ на письмо от 06.05.2024 с требованием поставить товар и указанием на то, что в случае непоставки товара Заказчиком будет инициировано одностороннее расторжение. 13.05.2024 Обществом был поставлен кабель электрический по заявке от 02.05.2024.
Заказчиком указанный товар принят и оплачен.
Таким образом, на 13.05.2024 Обществом был поставлен следующий товар:
- Датчик пульсоксиметрический - 10 шт.;
- Кабель электрический - 1 шт.;
- Краник трехходовой - 300 шт. Заказчиком не направлялись заявки на поставку датчиков пульсоксиметрических - 10 шт.; краников трехходовых - 200 шт.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании ч. 9 ст. Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 9.3, 9.4 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Соглашение о расторжении Контракта совершается в письменной форме. При расторжении Контракта обязательства сторон прекращаются. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров. 27.05.2024 Заказчиком, на основании п.п. 1,2 ГК РФ, принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчиком своевременно выполнены указанные требования Закона о контрактной системе. 27.05.2024 Заказчик сформировал и разместил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на официальном сайте. 27.05.2024 указанное решение получено Обществом.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. 28.05.2024 Поставщиком был направлен в адрес Заказчика ответ на односторонний отказ Заказчика с указанием на то, что Поставщиком поставлен почти весь товар по заявкам Заказчика. Позиция "датчик температуры", со слов Заказчика, оказалась ненадлежащего качества, вместе с тем, никаких доказательств этому представлено не было. Несмотря на это, Поставщиком был повторно поставлен датчик температуры, который также не устроил Заказчика. На сегодняшний день новые датчики температуры заказаны у производителя из КНР, однако сроки поставки задерживаются в связи проблемами платежей в иностранных банках. Ответа от Заказчика на указанное письмо Общества не было.
Таким образом, Обществом не поставлен товар в сроки, указанные в ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе. Учитывая изложенное, правовые последствия в виде расторжения Контракта наступили в рассматриваемом случае с 07.06.2024.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 07.06.2024 Заказчик, в установленный законом срок, направил в Ивановское УФАС России документы, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителей Общества, участвующих в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, Поставщик не имел умысла на уклонение от исполнения Контракта, поставлял все товары, требуемые Заказчику. Поставщик не считает датчик температуры неисправным, возможно, Заказчиком неверно производилось подключение датчика и его калибровка. Общество несомненно бы оказало помощь Заказчику в настройке датчика. Обществом были заказаны новые датчики из КНР, но ввиду задержек с подтверждением оплаты из иностранных банков, что подтверждается приложенными документами, датчики температурные не успели прийти в срок и поставка не могла быть осуществлена в течение 10 дневного срока, установленного ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, участвующего в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, в учреждении Заказчика работают компетентные сотрудники, которые непосредственно взаимодействуют с датчиками и знают, как их подключать. Инициатива в помощи по настройке датчиков температуры от Общества не исходила. Оценив в совокупности все представленные сведения и документы, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств. Одним из последствий включения лица в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта подрядчиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого подрядчика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям законодательство о контрактной системе и нарушающих права и законные интересы заказчика. По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона о контрактной системе. Вывод Комиссии Ивановского УФАС России в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по выполнению работ для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке. Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Материалами, представленными Заказчиком и Обществом, подтверждается, что Поставщик не имел умысла на уклонение от исполнения Контракта, поставлял товар и предпринимал действия для поставки датчиков температуры надлежащего качества.
На основании пп. "а" п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в том числе в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта. Учитывая изложенное, а также наличие информации и документов, подтверждающих принятие Обществом мер для надлежащего исполнения условий контракта, у Комиссии Ивановского УФАС России отсутствуют основания для включения сведений об ООО "Медицинские диагностические системы" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные ОБУЗ "Родильный дом N1" в отношении ООО "Медицинские диагностические системы" (ИНН: 7802630112), генерального директора Общества - Марьяна Андрея Владимировича (ИНН: 231200206950) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку расходных материалов для отделения реанимации (электронный аукцион N0333300008024000018, реестровый номер контракта 2373101158924000023), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом. Председатель комиссии: А.В. Боровков Члены комиссии: Н.А. Дмитриева Ю.К. Жданкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 20 июня 2024 г. N 037/10/104-448/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024