Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_>;
<_>,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - БУ г. Омска "УДХБ", учреждение, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "Спотойл" (далее - ООО "Спотойл", общество, поставщик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N Ф.2024.000331 от 09.04.2024 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме запроса котировок в электронной форме на поставку масел для минитехники (Реестровый номер 51.0335.24)" (извещение N 0152300011924000331) (далее соответственно - запрос котировок, закупка), размещенной Департаментом контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган),
в присутствии представителя общества - <_>,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика -<_>,
уполномоченного учреждения - <_>
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 05.06.2024 было направлено обращение о включении информации о поставщике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 5108-ЭП/24).
Из представленных материалов и информации следует, что 25.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152300011924000331 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 390000 руб.
04.04.2024 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому на участие в закупке подано три заявки. Заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем определен участник с идентификационным номером 116213904 (ООО "Спотойл") с ценой контракта 176000 руб.
08.04.2024 в Омское УФАС России поступила (вх. N 3058-ЭП/24) жалоба ООО "Спотойл" на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа в части неправомерного признания заявки общества соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, которая в этот же день была отозвана заявителем.
Из информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, следует, что 09.04.2024 между учреждением и ООО "Спотойл" заключен контракт с ценой 176000 руб.
23.05.2024 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 04.06.2024.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Спотойл" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи (пункт 1 статьи 463 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Пункт 2 указанной статьи также устанавливает, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктами 1 и 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
При этом в силу статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 2.1 и 2.2 контракта:
"1.1. Поставщик обязуется передать Заказчику масла для минитехники (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Наименование, характеристики, количество, цена за единицу, страна происхождения товара определяются в соответствии со спецификацией (Приложение к настоящему Контракту).
2.1 Место доставки товара - территория Заказчика, расположенная по адресу: г. Омск, ул. Романенко, д. 17 (территория дорожно-эксплуатационного участка Октябрьского административного округа БУ г. Омска "УДХБ").
2.2 Сроки (периоды) поставки товара - единовременно в течение 20 рабочих дней с даты заключения Контракта".
С учетом изложенного, срок поставки обществом всего объема товара был установлен по 13.05.2024 включительно.
Согласно пунктам 3.1.4, 3.1.5, 3.1.7 контракта поставщик обязан:
"Поставить Заказчику в установленный настоящим Контрактом срок новый товар (товар, который не был в употреблении, не был восстановлен, у которого не были восстановлены потребительские свойства) надлежащего качества в соответствии со спецификацией к настоящему Контракту, соответствующий требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки к такому товару.
Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Своевременно направлять Заказчику надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие исполнение обязательств в соответствии с разделом 8 настоящего Контракта".
В свою очередь заказчик обязан принять поставленный товар путем подписания электронного документа о приемке или направить поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке, с указанием причин такого отказа, а также оплатить поставленный товар (пункты 3.3.1, 3.3.2 контракта).
Согласно спецификации (приложение к контракту) к поставке требовалось масло моторное для четырехтактного двигателя в количестве 100 литров на сумму 41000 руб., масло моторное для двухтактного двигателя объемом 300 литров на сумму 135000 руб., торговый знак CAIMAN*
Примечание:
*- эквивалент не предусмотрен в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения совместимости приобретаемых масел с используемой Заказчиком минитехникой CAIMAN, в соответствии с технической документацией.
Пунктом 10.7 контракта было предусмотрено условие о том, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Хронология взаимодействия заказчика и общества при исполнении контракта свидетельствует о следующем.
09.04.2024 ООО "Спотойл" в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 73), в котором общество просило расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с несоответствием требований заказчика и возможностей поставщика. Общество предлагало учреждению оказать содействие в замене масел иностранных брендов на аналогичные масла отечественного производства, не уступающие по характеристикам, свойствам и качеству.
18.04.2024 заказчиком в адрес общества направлено письмо (исх. N ИСУДХБ/715), в котором указано, что потребность в товаре с товарным знаком масла CAIMAN, необходимого для минитехники CAIMAN, используемой учреждением и находящейся на гарантии сохраняется. Также заказчик просил сообщить о сроках поставки товара.
24.04.2024 обществом в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 84), в котором поставщик сообщает о намерении поставить масла торговой марки CAIMAN в срок до 13 мая 2024.
27.04.2024 обществом в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 86), из которого следует, что поставщик не готов поставить масла торговой марки CAIMAN и предлагает заменить их на продукцию ООО "Газпромнефть-СМ". Также общество предлагало расторгнуть контракт по соглашению сторон.
07.05.2024 заказчиком дан ответ поставщику на письмо от 27.04.2024 исх.N 86, в котором учреждение повторно просило сообщить о сроках поставки товара, при этом заказчик проинформировал о его праве расторгнуть контракт в одностороннем порядке с применением штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обществом своих обязательств по контракту.
08.05.2024 обществом в ЕИС размещен документ о приемке N ТУ-1743 от 08.05.2024, согласно которому поставщиком осуществлена поставка масла моторного в количестве 100 литров на сумму 41000 рублей
13.05.2024 обществом в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 88), в котором указано об осуществлении им поставки масла моторного для четырехтактного двигателя в количестве 100 литров.
Общество также проинформировало заказчика о том, что плановая дата поставки моторного масла для двухтактного двигателя в количестве 300 литров состоится ориентировочно в период с 23.05.2024 по 24.05.2024.
14.05.2024 заказчиком размещен мотивированный отказ от подписания электронного документа о приемке товара, поскольку поставщиком поставлено моторное масло Gazpromneft Super SAE: 5W; 40 в объеме 100 литров, что не соответствует требованиям и условиям контракта. В данном отказе заказчик также сообщил, что условия контракта не предполагают частичную приемку товара
Кроме того, 14.05.2024 заказчиком в бумажной форме составлен "Акт не приемки товара" по контракту.
16.05.2024 заказчиком в адрес общества направлена претензия (исх. N Исх-УДХБ/949)по результатам приемки поставленного товара, в которой учреждение указывает, что товар не соответствует условиям контракта и не подлежит приемке до устранения замечаний. Заказчик предлагает заменить не принятый товар, а также осуществить поставку товара в полном объеме в срок до 23.05.2024.
22.05.2024 поставщиком в ЕИС создан и размещен электронный документ о приемке N УТ-1926 от 22.05.2024, согласно которому поставщиком осуществлена поставка масла моторного в количестве 300 литров на сумму 135000 рублей.
23.05.2024 заказчиком размещен мотивированный отказ от подписания электронного документа о приемке товара, поскольку поставщиком поставлено полусинтетическое масло G-MOTION в объеме 300 литров, что не соответствует требованиям и условиям контракта. В данном отказе заказчик сообщил, что условия контракта не предполагают частичную приемку товара.
Кроме того, 23.05.2024 заказчиком в бумажной форме составлен "Акт не приемки товара" по контракту.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, учитывая, что поставщиком был нарушен срок поставки товара, заказчиком 23.05.2024 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 23.05.2024 было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации с официального сайта ЕИС датой уведомления поставщика является 23.05.2024.
Следовательно, в период с 24.05.2024 по 03.06.2024 (с учетом статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации и выходных дней) поставщик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.06.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт считается расторгнутым.
На ЕИС информация о расторжении контракта размещена 04.06.2024 с указанием даты расторжения 04.06.2024. Аналогичная информация о дате расторжения контракта указана в обращении заказчика.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 06.06.2024, следовательно, в силу подпункта "д" пункта 9 Правил заказчик и общество считаются надлежащим образом уведомленными о месте, дате и времени рассмотрения настоящего обращения.
Более того, Омским УФАС России 06.06.2024 в адрес указанных лиц было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 10.06.2024 соответствующих документов и информации, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 13.06.2024 в 10:00 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос обществом представлены объяснения, из содержания которых следует, что обществом изначально планировалось к поставке моторное масло продукции ООО "Газпромнефть-СМ" с товарным знаком "Gazpromneft", поскольку этот товарный знак совместно с товарным знаком "CAIMAN" был также указан в заявке на участие в запросе котировок ООО "Спотойл".
Общество указывает, что масло с товарным знаком "Gazpromneft" является эквивалентом масла, маркированного товарным знаком "CAIMAN", ничем не уступающим по своему качеству. Данная продукция соответствует представленным сертификатам качества.
В объяснениях ООО "Спотойл" также указывает, что общество в своих письмах указывало заказчику о готовности осуществить поставку продукции ООО "Газпромнефть-СМ" в требуемом количестве и в установленные контрактом сроки. Также общество предлагало учреждению расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Помимо указанного, общество в письменных объяснениях указывает о том, что установив в описании объекта закупки требование о том, что не допускается поставка эквивалентного моторного масла по причине обеспечения совместимости приобретаемых масел с используемой заказчиком минитехникой CAIMAN, учреждение нарушило требования Федерального закона о контрактной системе.
Проанализировав представленные сторонами документы и информацию, Комиссия отмечает следующее.
Указание ООО "Спотойл" на нарушение заказчиком требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки Комиссия считает неправомерным, поскольку жалобу на положения извещения о проведении запроса котировок общество не подавало, следовательно, поставщик, заключив соответствующий контракт, согласился его исполнить на условиях, предусмотренных контрактом, а именно поставить масло моторное с товарным знаком "CAIMAN".
При этом жалобу, поданную ООО "Спотойл" в Омское УФАС России 08.04.2024 на действия комиссии по осуществлению закупок, общество отозвало и 09.04.2024 заключило контракт, в спецификации к которому было указано масло моторное с товарным знаком "CAIMAN", что также свидетельствует о готовности общества поставить моторное масло с данным товарным знаком.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Общество также не воспользовалось своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доказательства, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта поставщиком устранены, представлены не были.
Материалами дела подтверждается и не опровергается обществом, что обязательства по поставке масла моторного с товарным знаком "CAIMAN" поставщиком исполнены не были, в связи с чем, им допущено нарушение существенного условия контракта - неоднократное нарушение сроков поставки товаров.
Однако при проведении внеплановой проверки в рамках рассмотрения настоящего обращения заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка масел для минитехники.
Описание объекта закупки сформировано заказчиком на основании позиции каталога товаров, работ, услуг 19.20.29.110-00000016.
Характеристики товара были указаны в структурированном виде при формировании извещения об осуществлении закупки, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
В частности, заказчиком установлена дополнительная характеристика товара "товарный знак" и ее значение "CAIMAN".
При этом в извещении указано "товарный знак CAIMAN необходимого для минитехники CAIMAN, находящейся на гарантии".
Аналогичная информация о товарном знаке моторного масла и невозможности поставки эквивалентного товара содержалась в спецификации к проекту контракта извещения о проведении запроса котировок.
В Омское УФАС России заказчиком представлены электронные гарантийные талоны на следующую технику: газонокосилка бензиновая Caiman Ferro 55 CLV (серийный номер WB537SLCV2100444, дата оформления гарантии 19.06.2023), газонокосилка бензиновая Caiman Ferro 55 CLV (серийный номер WB537SLCV22000567, дата оформления гарантии 03.07.2023), газонокосилка бензиновая Caiman Ferro 55 CLV (серийный номер WB537SLCV22000568, дата оформления гарантии 03.07.2023), газонокосилка бензиновая Caiman Ferro 55 CLV (серийный номер WB537SLCV22000563, дата оформления гарантии 03.07.2023), газонокосилка бензиновая Caiman Ferro 55 CLV (серийный номер WB537SLCV22000564, дата оформления гарантии 03.07.2023), газонокосилка бензиновая Caiman Ferro 55 CLV (серийный номер WB537SLCV22000499, дата оформления гарантии 19.06.2023), газонокосилка бензиновая Caiman Ferro 55 CLV (серийный номер WB537SLCV22000498, дата оформления гарантии 19.06.2023), газонокосилка бензиновая Caiman Ferro 55 CLV (серийный номер WB537SLCV2100447, дата оформления гарантии 19.06.2023).
В данных электронных гарантийных талонах содержится информация о гарантии на непрофессиональное использование со сроком 2 года и 3 года, дополнительной гарантии сроком 1-3 года.
В данных электронных гарантийных талонах содержится, в том числе информация о том, что четырехтактные двигатели (за исключением двигателей Caiman) имеют отдельную гарантию, которую предоставляет их изготовитель в соответствии с технической документацией на двигатели.
Из представленных заказчиком документов следует, что учреждением после заключения контракта 09.04.2024 в адрес ООО "Дилерский центр Кайман" направлен запрос (исх. N 31/24) следующего содержания: "Допускается ли использование масла торговой марки "GAZPROMNEFT" для двухтактных и четырехтактных двигателей в профессиональной технике Кайман?".
На данный запрос ООО "Дилерский центр Кайман" дан ответ (исх. б/н от 15.04.2024) следующего содержания: "Отвечая на Ваше обращение, о возможности использования не оригинальных смазочных материалов в процессе эксплуатации профессиональной техники CAIMAN, на профессиональных двигателях (2-х и 4-х тактных), отвечаем: - эксплуатация возможна, но без сохранения гарантийных обязательств, как в рамках базовой, так и в рамках расширенной гарантии.
Одним из условий сохранения гарантийных обязательств, относительно техники CAIMAN, со стороны дилера, является использование качественных и оригинальных смазочных материалов".
Комиссия отмечает, что при рассмотрении настоящего обращения заказчиком не были представлены надлежащие доказательства, подтверждающие то обстоятельства, что моторное масло иных производителей и с иным товарным знаком, нежели масло моторное с товарным знаком "CAIMAN" не совместимы с используемой учреждением минитехникой CAIMAN.
Более того, на момент размещения извещения о проведении запроса котировок (25.03.2024) не доказана обоснованность установления заказчиком требования о том, что в рамках закупки необходима поставка исключительно масла моторного с товарным знаком CAIMAN, поскольку запрос заказчиком в адрес ООО "Дилерский центр Кайман" о возможности использования масла иной торговой марки был направлен лишь 09.04.2024.
Доказательств обратного заказчиком не представлено.
При указанных обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
В силу части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного запроса котировок предусмотрен частью 3 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе, согласно которой не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Проанализировав заявку на участие в запросе котировок ООО "Спотойл" Комиссия установила, что данным участником закупки в структурированной форме в графе "Товарный знак в заявке участника" указано "Gazpromneft", при этом в графе "Товарный знак" указано "CAIMAN". Кроме того, к заявке был приложен сертификат официального дистрибьютора по реализации продукции компании ООО "Газпромнефть-СМ" под торговыми марками "Gazpromneft" и "G-Enerdgy"
Комиссия полагает, что в данном случае заявка ООО "Спотойл" подлежала отклонению комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа, поскольку заявка общества содержала противоречивые сведения относительно товарного знака предлагаемого к поставке товара, из заявки не следовало, что участник закупки однозначно согласился поставить товар на условиях извещения о закупке.
Следовательно, заявка такого участника подлежала отклонению по пункту 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
В нарушение части 12 статьи 48, части 3 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе заявка общества была признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Учитывая изложенное, на основании пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссия считает, что информация об участнике закупки не подлежит включению в реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Спотойл" (ИНН 5507292335, КПП 550701001);
- о директоре ООО "Спотойл" Лисине Александре Валерьевиче (ИНН 550508551797);
- единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Спотойл" Трубецком Сергее Владимировиче (ИНН 780204137420).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска нарушение части 12 статьи 48, части 3 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
|
<_>
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 июня 2024 г. N 055/10/104-565/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024