Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченного представителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО: Р.Р. Арутюнов (доверенность N 22-05-27/8899 от 10.06.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ИП Колчин С.Б.: Е.П. Ившина (доверенность N б/н от 10.06.2024),
рассмотрев обращение МРУ Росфинмониторинга по ЦФО о включении сведений в отношении ИП Колчин С.Б. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение МРУ Росфинмониторинга по ЦФО (далее - Заказчик) о рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ИП Колчин С.Б. (далее - Победитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта с МРУ Росфинмониторинга по ЦФО по результатам запроса котировок в электронной форме на поставку архивных коробов (реестровый N0373100034024000007) (далее - Запрос котировок).
В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок в электронной форме от 04.06.2024 ИП Колчин С.Б. признано Победителем Запроса котировок в электронной форме.
На основании п.1 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
04.06.2024 Заказчиком размещен на электронной площадке проект контракта. В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с п. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
Комиссией Управления установлено, что Победитель не подписал проект Контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе) и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Также в соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредставлении участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
06.06.2024 Заказчиком в единой информационной системе размещен протокол о признании Победителя уклонившимся от заключения контракта по итогам Запроса котировок на основании не подписания проекта государственного контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Победителя пояснил, что 05.06.2024 Победитель попытался произвести подписание проекта контракта по рассматриваемой закупке, однако произошла внештатная ситуация, а именно: поломка ноутбука. Ноутбук завис, пришлось принудительно его выключить. После выключения ноутбук больше не включился. Не имея в наличии другого настроенного компьютера и не имея знаний в области ремонта техники, Победитель в срочном порядке обратился в сервисный центр ООО "Интерком Тех Сервис" (квитанция NPT-00000860/24 от 05.06.2024 г.). Найти замену и переустановить все программы с настройкой возможности входа на площадку Победителю удалось только 06.06.2024. Программа не дала возможности подписать размещенный проект контракта. Ноутбук с ремонта Победитель забрал только 07.06.2024 г. (счет на оплату N689 от 07.06.24 г, УПД N 1677 от 04.06.2024 г, платежное поручение N 126 от 07.06.2024 г).
Также Победитель отметил, что данная закупка имеет преимущества для СМП, поэтому изначально планировалось при подписании контракта указать 3 номера исполненных контрактов (N1434803314723000095, N1100104851123000031, N 1702002807823000046).
В подтверждение готовности к заключению контракта, Победитель произвел оплату обеспечения на счет Заказчика, что подтверждается платежным поручением N 124 от 05.06.2024
Также Победитель в телефонном разговоре объяснил представителю Заказчика, что готов к сотрудничеству и не отказывался от заключения контракта.
Дополнительно Победитель направил Заказчику письмо N35 от 06.06.2024 г. в подтверждение о готовности заключить контракт с приложением скана контракта, подписанного на бумаге и платежного поручения N 124 от 05.06.2024.
Также о продлении срока заключения контракта было направлено обращение на торговую площадку АО "Сбербанк-АСТ", но получен ответ: "Оператор площадки не может вернуть (изменить) сформированный и подписанный (не подписанный) электронный документ по запросу участника. Отмена результатов проведения электронных процедур, подписанных контрактов, a также продление регламентированных сроков осуществляется оператором площадки только по решению контрольного органа (ФАС)."
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном уклонении от заключения государственного контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное уклонение от заключения государственного контракта, Комиссией Управления не установлено.
Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
В контексте положений ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), уклонившихся от заключения контрактов.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения участника закупочной процедуры.
Из смысла положений части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В гражданском законодательстве закреплена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений, о чем также сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 N12505/11 по делу NА56-1486/2010. Соответственно, при отсутствии иных доказательств в материалах дела, недопустимо полагать, что в действиях ИП Колчин С.Б. присутствовала недобросовестность. Включение ИП Колчин С.Б. в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является явно несоразмерным характеру осуществлённых действий.
Признавая организацию уклонившейся от заключения контракта, должен быть доказан факт осуществления последней каких-либо умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, либо факт недобросовестного поведения.
Таким образом, в рассматриваемом случае включение сведений об ИП Колчин С.Б. в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления пришла к выводу, что факт уклонения участника закупки ИП Колчин С.Б. от заключения Контракта по результатам проведенного электронного аукциона не подтвержден.
Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
dogovormsu@yandex.ru
dogovormsu@yandex.ruОтказать МРУ Росфинмониторинга по ЦФО во включении информации об ИП Колчин С.Б. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
Д.А. Аносов |
Члены Комиссии Управления: |
|
|
|
|
Н.А. Гришина |
|
|
А.А. Белолипецкая |
Исп.Гришина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 июня 2024 г. N 077/10/104-7677/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2024