На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 13.06.2024 N 177/24, на основании обращения заказчика филиал Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г. Брянске (далее - Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой) (вх. N 4194/24 от 11.06.2024),
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___."
Членов Инспекции: "___."
в присутствии:
"___." - представителя заказчика Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой, действующего на основании доверенности N 02 от 10.01.2024;
"___." - представителя ИП "___.", действующего на основании доверенности N 001 от 13.06.2024;
"___." - представителя ИП "___.", действующего на основании доверенности N 002 от 13.06.2024,
осуществив проверку информации и документов, представленных заказчиком Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой по факту уклонения ИП "___." от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку бронежилетов и бронешлемов для нужд Брянского филиала ФГКУ Росгранстрой за N 0327100002324000002, установила следующее:
1. 28.05.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку бронежилетов и бронешлемов для нужд Брянского филиала ФГКУ Росгранстрой за N 0327100002324000002.
2. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 693 933,31 рублей.
3. Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2024 NИЗК1 победителем был ИП "___." с ценой контракта 271 777,00 рублей.
4. 07.06.2024 заказчиком Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой размещён в единой информационной системе в сфере закупок без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной ИП "___."
5. Регламентированный срок подписания ИП "___." проекта контракта определен не позднее 23 часов 59 мин. 10.06.2024, однако, в установленный Законом о контрактной системе срок, ИП "___." не разместил в единой информационной системе в сфере закупок проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ИП "___."
6. 07.06.2024 между заказчиком и поставщиком велась переписка посредством электронной почты по вопросу согласования документов на планируемый к поставке товар.
7. 07.06.2024 поставщику ИП "___." от ООО "Реванш" выставлен счет на оплату бронежилетов и шлемов на сумму 196 000 рублей.
8. 10.06.2024 поставщиком оформлена независимая гарантия N 2969569 от 10.06.2024 в качестве обеспечения исполнения контракта.
9. 11.06.2024 от оператора электронной площадки ООО "РТС - Тендер" в адрес заказчика Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой поступило "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
10. 11.06.2024 поставщик обратился в сервисный центр для проведения диагностики ноутбука. По итогам диагностики выявлена неисправность в виде сбоев работы USB порта (поставщиком представлена Приемная квитанция N 2670 от 11.06.2024, чек об оплате диагностики ноутбука).
11. 11.06.2024 заказчиком с помощью единой информационной системы в сфере закупок сформирован и размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 11.06.2024 NППУ20_1.
12. 12.06.2024 Платежным поручением N 546 поставщиком оператору электронной площадки ООО "РТС - Тендер" оплачены денежные средства за участие в электронной процедуре за N 0327100002324000002 в размере 6 000 рублей.
13. 13.06.2024 поставщиком в адрес заказчика направлено письмо с уведомлением о том, что при подписании контракта возникла ошибка, с уведомлением о готовности приступить к исполнению контракта, а также с просьбой подписать направленный и подписанный поставщиком проект контракта на бумажном носителе.
До рассмотрения обращения в адрес Брянского УФАС России поступили документы и письменные пояснения заказчика Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой (вх. 4267-ЭП/24 от 14.06.2024), ИП "___." (вх. N 4276-ЭП/24 от 17.06.2024).
Изучив представленные документы, заслушав представителей сторон, Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
Действия заказчика Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой при определении поставщика путём проведения запроса котировок в электронной форме на поставку бронежилетов и бронешлемов для нужд Брянского филиала ФГКУ Росгранстрой за N 0327100002324000002 соответствуют требованиям ст. 50, 51 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контрактов, в том числе по итогам проведения запроса котировок в электронной форме.
На основании части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Согласно информации, опубликованной в ЕИС, заказчиком 06.06.2024 размещен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2024 NИЗК1.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе, с учетом особенности, что заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчиком 07.06.2024 размещен в ЕИС проект государственного контракта (далее - Проект контракта).
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
Пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, регламентированной датой подписания ИП "___." проекта контракта является 10.06.2024.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что согласно извещению об осуществлении закупки требуется обеспечение исполнения контракта.
Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Установлено, что проект контракта ИП "___." в регламентированный срок не подписан, в связи с чем заказчиком 11.06.2024 размещен в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Согласно письменным пояснениям ИП "___." (вх. N 4276-ЭП/24 от 17.06.2024), а также пояснений представителя поставщика в рамках рассмотрения обращения, причиной, по которой поставщик не подписал проект контракта послужила неисправность компьютерного оборудования в виде сбоев работы USB порта. ИП "___." представлена Приемная квитанция N 2670 от 11.06.2024, чек об оплате диагностики ноутбука, а также скриншот с электронной площадки о возникновении ошибки при подписании контракта.
Подтверждением намерения указанного лица заключить контракт, явилось письмо Заказчику от 13.06.2024 с объяснением причин не подписания контракта в регламентируемый срок, с уведомлением о намерении исполнить контракт, о подписании контракта на бумажном носителе, об оформлении в регламентированный срок независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта. Так же, поставщик в качестве подтверждения своих намерений, предоставил документы (квитанцию и чек), свидетельствующие о поломке компьютерного оборудования и о действиях по восстановлению функционирования ноутбука.
Инспекция Брянского УФАС России полагает, что при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах указывает, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, по мнению Инспекции Брянского УФАС России, для включения в РНП победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Принимая во внимание, все указанные факты, Инспекция Брянского УФАС России в действиях ИП "___." не усматривает факта недобросовестности данного участника закупки, следовательно, приходит к выводу об отказе во включении ИП "___." в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Согласно п. "а" ч.13 Порядка рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении, утвержденного Постановлением N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Изучив представленные документы, руководствуясь п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, ч. 13 Постановления N 1078, инспекция Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующему выводу:
Заказчиком Брянским филиалом ФГКУ Росгранстрой при осуществлении рассматриваемых закупок нарушены положения п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона), поскольку заказчиком Брянским филиалом ФГКУ Росгранстрой в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе, а также с учетом Постановления Правительства Постановлением Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397 "О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Постановлением Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397), Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 15.10.2022) "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее- Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005).
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что в извещении о проведении закупки заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки требование к обеспечению исполнения контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.2 ст. 45 Закона о контрактной системы.
Частью 2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать независимая гарантия.
Так, независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы, по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
Вместе с тем, Комиссией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Постановлением Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397 (вступившего в законную силу с 01.10.2022) утверждена форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечение заявки на участие в закупке, а также установлены дополнительные требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечение заявки на участие в закупке.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 15.10.2022) утверждена форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, а также установлены дополнительные требования к независимой гарантии, в том числе, требования, вступившие в законную силу с 18.10.2022 года:
- условия о рассмотрении требования заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого требования и документов, предусмотренных перечнем документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- условия о рассмотрении споров, возникающих в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, в арбитражном суде.
Вместе с тем, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005, в том числе, дополнительные требования, вступившие в законную силу с 18.10.2022.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Сведения в отношении ИП "___." в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Брянский филиал ФГКУ Росгранстрой нарушения положений п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений требований п.12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе не выдавать ввиду того, что данное нарушение не повлияло на итоги закупки.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 19 июня 2024 г. N РНП-32-867 (ключевые темы: независимая гарантия - филиал - участники закупок - обеспечение исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024