Резолютивная часть решения объявлена 18.06.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18.06.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Администрации Усольского муниципального района Иркутской области (далее - Заказчик) ходатайство от 17 июня 2024 г. о рассмотрении обращения в отсутствии представителей Заказчика;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Общества с ограниченной ответственностью Промышленная компания "Прибайкалье" (далее - ООО "ПК "Прибайкалье", Общество),
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ПК "Прибайкалье" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Содержание автомобильных дорог", извещение N0134300054023000210, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 13 июня 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "ПК "Прибайкалье" допущены существенные нарушения условий по муниципальному контракту N116 на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения (северная часть Усольского района) от 27 ноября 2023 года, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "ПК "Прибайкалье" не представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N038/684/24 от 13 июня 2024 года Иркутского УФАС России.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что Администрацией Усольского муниципального района Иркутской области 07 ноября 2023 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено Извещение N0134300054023000210 о проведении электронного аукциона "Содержание автомобильных дорог" (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 423 810 рублей 97 копеек.
Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 16.11.2023 NИЭА1 победителем данной закупки признано ООО "ПК "Прибайкалье" (единственный участник закупки).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ 27 ноября 2023 года между Заказчиком и Обществом заключен муниципальный контракт N116 на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения (северная часть Усольского района) (далее - Контракт).
В пункте 1.1 Контракта установлено, что Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности администрации Усольского муниципального района Иркутской области (северная часть Усольского района) (далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 3.1 Контракта установлены, следующие сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 31.12.2024 года.
Согласно пункту 7 технического задания (Приложение N1 к муниципальному контракту) Заказчик подает заявку Подрядчику на выполнение работ, а Подрядчик должен выполнить и сдать все работы Заказчику в полном объеме и в установленные заявкой сроки.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Контракта Обществу необходимо было выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в установленные заявкой сроки.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
13 февраля 2024 года посредством электронной почты (pribaik@bk.ru; z.vost-les@mail.ru), Обществу была направлена заявка N41/23 на выполнение работы по содержанию автомобильной дороги.
19 февраля 2024 года Заказчиком составлен акт проверки выполненных работ в части исполнения заявленных работ по муниципальным контрактам N116 от 27.11.2023 г. на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения (северная и южная часть Усольского района). Согласно указанному акту не проведены работы по очистке дорожного полотна на автомобильных дорогах: "от северной границы г. Усолье-Сибирское "до СПК Бытовик", "до СНТ "Лесник", "до СНТ "Автомобилист". На автомобильных дорогах "от северной границы г. Усолье-Сибирское до СНТ "Сибиряк", до СНТ "Лесное", до СНТ "Бодрость", до СНТ "Радужное", "до СНТ "Коммунальник", до СНТ "Монтажник-1", до СНТ "Ромашка-1", до СНТ "Химик-4" работы проведены с нарушением сроков выполнения заявки.
11 апреля 2024 года посредством электронной почты (pribaik@bk.ru; z.vost-les@mail.ru), Обществу была направлена заявка N41/58 на выполнение работы по содержанию автомобильной дороги. Согласно указанной заявки Заказчик просит Общество провести следующие мероприятия: планировку грунтовых обочин; вырубку кустарника и подлеска вручную; подсыпку обочин; восстановить дорожный знак 2.4 "Уступите дорогу" на автомобильной дороге "Тальяны-Ходарей", на отметке 0,019 км (в сторону п. Тальяны); Произвести очистку участков автомобильной дороги "Подъезд к ст. Белая". Вышеперечисленные работы необходимо было выполнить Обществу в срок до 19.04.2024 г.
23 апреля 2024 года Заказчиком составлен акт проверки выполненных работ в части исполнения заявленных работ по муниципальным контрактам N116 от 27.11.2023 г. на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения (северная и южная часть Усольского района). Согласно указанному акту не проведены работы на участках автомобильной дороги к подъезду СНТ "Радужное" по планировке грунтовых обочин, вырубке кустарника и подлеска вручную, подсыпка обочин. Не проведены работы по восстановлению дорожного знака 2.4 "Уступите дорогу" на автомобильной дороге "п.Тальяны-п.Ходарей", на отметке 0,019 км (в сторону п. Тальяны). На автомобильных дорогах до СНТ "Радужное", "п. Тальяны-п. Ходарей" работы не проведены, нарушены сроки выполнения заявки.
26 апреля 2024 года Заказчиком в адрес Общества направлена претензия исх. N02(МО-30)41-1743/24 в связи с невыполнением обязательств по Контракту.
Материалами дела установлено, что Обществом не был дан ответ на указанное претензионное письмо, к исполнению обязательств по Контракту Общество по состоянию на 27 мая 2024 года не приступило.
В соответствии с информацией, представленной Заказчиком, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что по состоянию на 27 мая 2024 года ООО "ПК "Прибайкалье" обязательства по Контракту не были исполнены, а именно по заявке N41/58 от 11 апреля 2024 года работы Обществом не выполнены. Таким образом, на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, сроки для его исполнения истекли, работы не исполнены, неоднократные требования Заказчика о выполнении обязательств по Контракту остались без удовлетворения.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствиями с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.
27 мая 2024 года в связи с тем, что по состоянию на эту ООО "ПК "Прибайкалье" не исполнены в полном объеме обязательства по Контракту, заказчиком принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта N116 на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения (северная часть Усольского района) от 27 ноября 2023 года.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта сформировано Заказчиком в ЕИС 27 мая 2024 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "ПК "Прибайкалье" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 07 июня 2024 года.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 07 июня 2024 года.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из материалов дела установлено, что по состоянию на 27 мая 2024 года (дата принятия решения об одностороннем расторжении контракта) Обществом не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С даты заключения контракта Обществом по заявкам были выполнены работы, которые приняты и оплачены Заказчиком на сумму 227 327 рублей 75 копеек.
По заявке N41/58 от 11.04.2024 г. работы Обществом работы не выполнены.
При этом, Комиссия отмечает, что рамках муниципального контракта 116 от 27.11.2023 г. на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения (северная и южная часть Усольского района) не было предусмотрено частичное выполнение работ, соответственно, результатом работ являлись выполненные в полном объеме работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в установленные заявкой сроки.
На момент рассмотрения Комиссией обращения установлено, что работы со стороны Общества в полном объеме не выполнены.
Кроме того, Комиссия учитывает социальную значимость объекта закупки (работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности администрации Усольского муниципального района Иркутской области), тот факт, что исполнение обязательств по Контракту необходимо для нормального обеспечения жизнедеятельности населения, а также тот факт, что Общество не проявило надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных Контрактом обязанностей, в связи с чем Контракт не был исполнен, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения, представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ, подпункт "б" пункта 13 Постановления Правительствам РФ N1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года NВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ООО "ПК "Прибайкалье" проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнило в установленные сроки свои обязательства по Контракту.
Так, Общество подавая заявку на участие в электронном аукционе и подписав Контракт на электронной площадке, конклюдентно согласилось со всеми условиями и приняло на себя все обязательства в рамках Контракта. Следовательно, Общество должно было заблаговременно учесть все коммерческие риски и предусмотреть возможность выполнения работ, согласно условиям Контракта. На стадии проведения закупочной процедуры подобных вопросов у Обществом не было, положения извещения об осуществлении закупки Обществом не оспаривались.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, ООО "ПК "Прибайкалье" несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N306-ЭС14-7853 по делу NА65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности Обществом выполнить работы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "ПК "Прибайкалье" не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных не зависящих от ООО "ПК "Прибайкалье" причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, ООО "ПК "Прибайкалье" при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласилось на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "ПК "Прибайкалье" не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО "ПК "Прибайкалье" как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО "ПК "Прибайкалье", выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ООО "ПК "Прибайкалье" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Проанализировав представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком обоснованно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и принятии решения о направлении обращения в Иркутское УФАС России о включении сведений в отношении ООО "ПК "Прибайкалье" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Промышленная компания "Прибайкалье" (<_>), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа и учредителе Общества с ограниченной ответственностью Промышленная компания "Прибайкалье" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 18 июня 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2024