Резолютивная часть решения объявлена 19.06.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20.06.2024 года. Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодатель- ства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления про- цедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (да- лее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ларин И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: Дресвянская К.В. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; Ворошилов В.С. - заместитель начальника отде- ла контроля закупок Иркутского УФАС России; Дорожкова И.Э. - ведущий специа- лист - эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; при участии представителей Комитета по городскому хозяйству администра- ции города Усолье-Сибирское (далее - Заказчик) Красноярова А.Ю. (распоряжение N364-и от 03.05.2024 г.), Тимофеевой Ю.А. (доверенность NКГХ-02-06-2284/24 от 13.06.2024 г.), Плотниковой А.В. (доверенность N КГХ-02-06-2285/24 от 13.06.2024 г.), Яхно Т.М. (доверенность NКГХ-02-06-2286/24 от 13.06.2024 г.); при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью Спе- циализированный застройщик "Инвестстрой" (далее - ООО "Инвестстрой", Обще- ство) Михайлова Е.В. (доверенность от 13.02.2024 г.), рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Об- 1 щества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" в реестр недобросовест- ных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр в связи с принятием решения об одностороннем отказе по результатам проведения электронного аукцио- на "Приобретение жилого помещения (квартиры) которое будет создано в будущем в городе Усолье-Сибирское Иркутской области", извещение N 0134300008522000244 , в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госу- дарственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N44-ФЗ), по- становлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правитель- ства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (да- лее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 13 июня 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр. В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Инвестстрой" допущены существенные нарушения условий по муниципальному контракту N607/2022 приоб- ретение жилого помещения (квартиры), которое будет создано в будущем в городе Усолье-Сибирское Иркутской области от 31 октября 2022 года, в связи с чем Заказчи- ком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направле- но рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр. ООО "Инвестстрой" представлены письменные объяснения, в которых ука- зано, что Обществом предпринимались все меры для исполнения контракта, ука- занные действия, по мнению Общества, подтверждают добросовестность при ис- полнении контракта. В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что Администрацией города Усолье-Сибирское 04 октября 2022 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено Извещение N0134300008522000244 о проведении электронного аукциона "Приобретение жило- го помещения (квартиры) которое будет создано в будущем в городе Усолье-Сибир- ское Иркутской области" (далее - извещение). Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 927 419 рублей 00 ко- пеек. Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, испол- нителя) 18.10.2022 NИЭА1 победителем данной закупки признано ООО "Инвест- 2 строй" (единственный участник закупки).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ 31 октября 2022 года между Заказчиком и Обществом заключен муниципальный контракт N607/2022 приобретение жилого помещения (квартиры), которое будет создано в будущем в го- роде Усолье-Сибирское Иркутской области (далее - Контракт). Дополнительным соглашением к муниципальному Контракту произведена смена заказчика на комитет по городскому хозяйству администрации города Усо- лье- Сибирское. В пункте 1.1 Контракта установлено, что Поставщик передает, а Заказчик приобретает жилое помещение (квартиру), которое будет создано в будущем (далее - жилое помещение) в собственность муниципального образования "город Усолье- Сибирское", в соответствии с характеристиками, предусмотренными "Техническим заданием" (Приложением N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять жилое по- мещение и уплатить за него цену в порядке и на условиях, предусмотренных настоя- щим Контрактом. Пунктом 5.1 Контракта установлены, следующие сроки осуществления прием- ки жилого помещения: Передача жилого помещения, указанного в п.1.1. Контракта осуществляется Поставщиком Заказчику в срок не позднее 30.10.2023 г. включитель- но по Документу о приемке (Приложение N2 к Контракту). Поставщик обязан в письменной форме информировать Заказчика о дне передачи жилого помещения, но не менее, чем за 30 календарных дней до наступления установленного Контракта срока передачи жилого помещения. Дополнительным соглашением от 29.12.2023 N3 к муниципальному Контракту в пункт 5.1 Контракта внесены изменения касательно срока осуще- ствления приемки жилого помещения.
Согласно пункту 5.1 Дополнительного соглашения от 29.12.2023 г. N3 к му- ниципальному Контракту передача жилого помещения, указанного в пункте 1.1. Контракта осуществляется Поставщиком Заказчику в срок не позднее 30.10.2024 г. включительно по документу о приемке (Приложение N2 к Контрак- ту). Поставщик обязан в письменной форме информировать Заказчика о дне пере- дачи жилого помещения, но не менее, чем за 30 календарных дней до наступления установленного Контракта срока передачи жилого помещения. Пунктом 5.2.1 Дополнительного соглашения от 29.12.2023 г. N3 к муници- пальному Контракту установлено, что при выполнении 10% строительной готов- ности объекта, в котором расположено жилое помещение, Поставщик в течение 3 (трех) рабочих дней формирует с использованием единой информационной систе- мы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право дей- ствовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке в электронной форме (предусмотренный пунктом 4.1.2.
Контракта). При выполнении 35% строительной готовности объекта в котором расположено жилое помещение, Поставщик в течение 3 (трех) рабочих дней фор- мирует с использованием единой информационной системе, подписывает усилен- ной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Постав- 3 щика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке в элек - тронной форме (предусмотренный пунктом 4.1.2.
Контракта). При выполнении 60% строительной готовности объекта, в котором располо- жено жилое помещение, Поставщик в течение 3 (трех) рабочих дней формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной элек- тронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приёмке в электронной форме (предусмотренный пунктом 4.1.2.
Контракта).
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Контракта Обществу необходимо было передать жилое помещение, указанное в пункте 1.1. Контракта в срок не позднее 30 октября 2024 года. Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы,
установила
следующее. 23 мая 2024 года Заказчик в адрес ООО "Инвестстрой" направляет письмо NКГХ-02-06-1756/24 в котором указывает, что 26.02.2024 г. принято решение Усоль- ского городского суда Иркутской области по гражданскому делу N2-217/2024, со- гласно которому ООО "Инвестстрой" обязано получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации по строительству объектов "Многоквартирный 6-этажный жилой дом N1", "Многоквартирный 6-этажный жилой дом N2" по ул. Молотовая 906 г. Усолье-Сибирское Иркутской области на зе- мельном участке с кадастровым номером 38:31:000041:2569.
Апелляционным определением Иркутского областного суда от 21.05.2024 г. ре- шение Усольского городского суда от 26.02.2024 г. оставлено без изменения, апелля- ционная жалоба без удовлетворения.
Решение Усольского городского суда Иркутской области от 26.02.2024 г. всту- пило в законную силу 21.05.2024 г. Срок исполнения обязательств, по передаче жилых помещений по муници- пальным контрактам установлен по 31.10.2024 г., ООО "Инвестстрой" необходимо незамедлительно приступить к реализации мероприятий, направленных на получе- ние положительного заключения государственной экспертизы проектной документа- ции на строящиеся объекты. Учитывая сроки рассмотрения государственной экспертизой документов для её проведения, а также сроки заключения договора на оказание экспертных услуг, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О по- рядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документа- ции и результатов инженерных изысканий", Заказчик просит в срок до 30.05.2024 г. направить в адрес Заказчика договор на оказание экспертных услуг по строительству вышеуказанных объектов, заключенный между ГАУИО "Экспертиза" и ООО "Ин- вестстрои", а также документы, подтверждающие оплату по договору. В ходе рассмотрения обращения представителем Общества поясненное, что в настоящее время в арбитражном суде Иркутской области рассматривается дело NА19-23488/2023 по исковому заявлению ООО "Инвестрой" в котором Арбитраж- ный суд пришел к выводам о том, что муниципальный контракт заключенный по 4 указанной закупки не обладает признаками как договора строительного подряда, так и договора долевого участия в строительстве, а является договором купли-продажи, и что многоквартирные жилые дома не относятся к числу объектов, проектная доку- ментация и результаты инженерных изысканий на строительство которых подлежат государственной экспертизе. 16 августа 2023 года Арбитражный суд Иркутской области рассмотрев дело NА19-11560/2023 по иску ООО "Инвестстрой", принял решение удовлетворить ис- ковые требования Общества и взыскать с Заказчика денежные средства за исполнен- ный этап муниципального контракта, а именно 35% за строительную готовность объекта, в котором расположено жилое помещение. Как ранее было указано, 23 мая 2024 года N КГХ-02-06-1756/24 ООО "Инве- строй" вручено требование о необходимости незамедлительно приступить к реали- зации мероприятий, направленных на получение положительного заключения госу- дарственной экспертизы проектной документации на строящиеся объекты и предста- вить Заказчику договор на оказание экспертных услуг с документами, подтверждаю- щими оплату по договору. По состоянию на 31.05.2024 г. соответствующие доку- менты в адрес Заказчика не поступили.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено, что контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта; по решению суда.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе при- нять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для односторонне- го отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказ- чик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться над- лежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствие с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. 5 Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевре- менно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отка- заться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Под неисполнением обязательств понимается, например, отказ от выполнения контракта, выполнение его условий не в полном объеме, нарушение сроков выполне- ния контракта и другие обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе на- значить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потре- бовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ инфор- мация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторг- нут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включа - ется в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеназванного 31 мая 2024 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с ненадлежащим испол- нением ООО "Инвестрой", обязательств по Контракту. Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован ча- стью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об од- ностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам прове- дения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его уси- ленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчи- ка, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое реше- ние не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее од- ного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответ- ствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой инфор- мационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с на- стоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответ- ствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соо тветствии с пунктом 2 настоящей части с читается надлежащим уведомлением 6 п оставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено За- казчиком в ЕИС 31 мая 2024 года, что считается надлежащим уведомлением, о рас- торжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт счита- ется расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта всту- пило в силу 11 июня 2024 года. Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 1 1 июня 2024 года . Комиссия Иркутского УФАС исследовав представленные Заказчиком и Обще- ством документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения Общества, пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обяза- тельств в рамках контракта у Общества не было. Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное. Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено. Из представленных сторонами пояснений и документов следует, что Обще- ством предпринимались действия, направленные на исполнение контракта, о чем свидетельствует представленные материалы дела. Представителем Заказчика не опровергнут факт частичного исполнения ООО "Инвестрой" обязательств по Контракту. По состоянию на 31 мая 2024 года (дату принятия решения об одностороннем расторжении контракта) ООО "Инвестрой" исполнены обязательства по Контракту на 35 %, что подтверждается решением Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-11560/2023, вступившим в законную силу. Однако, в связи с тем, что по состоянию на 31 мая 2024 года Общество не по- лучено положительное заключение государственной экспертизы проектной докумен- тации на строящийся объект, что по мнению Заказчика, свидетельствует о том, что Общество по состоянию на 30 октября 2024 года не передаст жилые помещения (квартиры) Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта. При этом, исходя из представленных материалов Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что между Заказчиком и Обществом имеется спор каса- ющийся правовой природы заключенного муниципального контракта. Комиссией в рамках рассмотрения обращения установлено, что на сегодняшний день имеются ре- шение Усольского городского суда Иркутской области по гражданскому делу 2- 217/2024, согласно которому ООО "Инвестстрой" обязано получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации по строительству объектов и решение Арбитражного суда Иркутской области по делу А19-23488/2023, 7 согласно которому многоквартирные жилые дома не относятся к числу объектов на которые необходимо получать положительное заключение государственной экспер- тизы проектной документации в отношении объекта строительства. Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действи- ях Общества отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, свя- занного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятель- ства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и све- дениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных по вине ООО "Инвестрой". При вышеизложенных обстоятельствах, вины ООО "Инвестрой", выразив- шейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссий не установлено. Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Обще- ства, направленном на намеренный срыв исполнения контракта. При этом, Комиссия отмечает, что антимонопольный орган не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых споров и оценке обстоя- тельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту, не наделяется за- коном правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частно- сти: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли опера- тивно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объек- тивно провести проверку представленных сведений.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Рос- сийской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу дан- ной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, имен- но суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подме- ны иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа. Часть 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ устанавливает, что в тече - ние пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в статье 104 Федерального закона N44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуще - ствляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фак - тов . Пункт 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и при- знании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N1078) определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, сле- дующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит 8 проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по ре- шению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона. Федеральный закон N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правитель- ства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позволяют продлевать сроки рассмотрения таких обращений. Из толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным судом Российской Федерации, следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков уполномо- ченному органу фактически необходимо исследовать текущее состояние и историю гражданских правоотношений между заказчиком и участником закупки, дать право- вую оценку не только их действиям (бездействию), выявить последствия таких дей- ствий (бездействия), но также проанализировать качество результатов исполнения своих обязательств и влияние внешних факторов на процесс исполнения контракта. Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномо- ченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку толь- ко представленных заказчиком документов и информации. По смыслу статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ, реестр недобросовест- ных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовест- ных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Фе- дерального закона N 44-ФЗ).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструмен- том, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конку- ренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следова- тельно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). При этом, ни Федеральный закон N44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ N1078 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. 9 Как указывает Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 08.06.2017 NФ05-4878/2017 по делу NА40-157217/2016 основанием для включе- ния в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполага- ет его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездей- ст вия) в противоречие требованиям Зак она о контрактной системе , в том числе при- ведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного побе- дителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявлен- ных им как лучшие) и срока исполнения контракта. Аналогичные признаки недобросовестности отражены в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 г. по делу NА40-6025/11-147-67, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 г. по делу NА40- 174348/14, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 г. по делу NА49-6535/2015, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 г. по делу NА40-228354/15, Постановлении Четвертого Арбитраж- ного апелляционного суда от 22.02.2018 г. по делу NА58-8083/2017.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неодно- кратно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том чис- ле штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать воз- можность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, Определения от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном слу- чае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный эко- номический характер, чем наложение штрафа. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение уста- новленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального за- казов. В частности, на основании части 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного орга- на, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица. По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответ- ственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничиваю- щей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым це- лями охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки 10 уклонившимся от исполнения условий контракта антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе либо наличием решения заказчика об одностороннем расторжении контрак- та, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку суще- ственности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), пра- вомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контрак- та. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фак- тов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть размещение сведений об участнике размещения закупки в реестре недобро- совестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный ор- ган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недо- бросовестных подрядчиков ООО "Инвестрой" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказа- тельств, подтверждающих недобросовестность ООО "Инвестрой", а также в связи с исполнением Обществом части обязательств по Контракту, объективно оценить до- стоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту. Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии основа- ний для включения сведений в отношении ООО "Инвестрой", а также сведений в отношении учредителя, единоличного исполнительного органа ООО ООО "Инве- строй" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлени- ем Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобро - совестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограничен- ной ответственностью "Инвестрой" (665458, Иркутская область, город Усолье- Сибирское, пр-кт Комсомольский, зд. 46, офис 19, ИНН: 3801154953), в реестр недо- бросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Ин- вестрой" (Габидулин Денис Асхатович, ИНН: 381912330600), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (Габидулина Виктория Сергеевна, ИНН: 381915117051) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, испол- 11 нителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению. Председатель комиссии И.И. Ларин Члены комиссии: В.С. Ворошилов К.В. Дресвянская И.Э. Дорожкова Исп.Ворошилов В.С. тел.8(3952)24-32-31 вн. 038-141 12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 июня 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2024