Резолютивная часть решения объявлена 20.06.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21.06.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер" (далее - Заказчик) ходатайство от 14.06.2024 г. о рассмотрении обращения в отсутствии Заказчика),
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Фруктторг" (далее - ООО "Фруктторг", Общество) - <_>;
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Фруктторг" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "Поставка продуктов питания (Смесь сушеных фруктов (сухой компот), фрукты сушеные)", извещение N0334200002524000140 (далее - запрос котировок), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков
(подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 14 июня 2024 года поступило обращение заказчика о включении информации в отношении ООО "Фруктторг" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Фруктторг" в предусмотренные Федеральным законом N44-ФЗ сроки не подписал проект контракта и не представил обеспечение исполнения контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения Контракта и направлении рассматриваемого обращения о включении информации в Реестр.
ООО "Фруктторг" представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам запроса котировок в электронной форме с приложением подтверждающих документов, запрашиваемые в уведомлении N038/695/24 от 14.06.2024 г. Иркутского УФАС России. Согласно представленным пояснениям, у Общества отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта.
Комиссия, изучив изложенные обстоятельства, а также представленные участником закупки документы, приходит к выводу об отсутствии у ООО "Фруктторг" умысла в уклонении от подписания проекта контракта.
Из материалов дела также следует, что ООО "Фруктторг" предпринимались действия, направленные на заключение контракта по итогам запроса котировок в электронной форме и свидетельствующие о заинтересованности участника закупки в заключении такого контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Заказчиком 29 мая 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение об осуществлении запроса котировок в электронной форме N0334200002524000140 "Поставка продуктов питания (Смесь сушеных фруктов (сухой компот), фрукты сушеные)" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 169 750 рублей 00 копеек.
Датой окончания срока подачи заявок является 05 июня 2024 года.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 07.06.2024 NИЗК1 на участие в запросе котировок в электронной форме поступило семь заявок.
Победителем запроса котировок признано ООО "Фруктторг".
В соответствии с частью 6 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 2 части 6 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 10 июня 2024 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его ООО "Фруктторг".
Частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее одного рабочего дня, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 96 Федерального закона N44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (часть 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N44-ФЗ, ООО "Фруктторг" необходимо было подписать представленный проект контракта и разместить на электронной площадке протокол разногласий, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в форме независимой гарантии или платежного поручения, подтверждающего внесения денежных средств на указанный Заказчиком счет, в срок до 11 июня 2024 года (включительно).
Комиссией установлено, что в предусмотренные законом сроки ООО "Фруктторг" не был подписан проект контракта и не представлено обеспечение исполнения контракта.
В связи с тем, что по состоянию на 11 июня 2024 года срок подписания победителем аукциона проекта контракта истек, протоколом от 13 июня 2024 года победитель запроса котировок был признан уклонившимся от подписания контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, ООО "Фруктторг" является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ, так как им не подписан проект контракта в установленные частью 3 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ сроки.
13 июня 2024 года Заказчиком был опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъясняет, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; что, если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Таким образом, ООО "Фруктторг", принимая участие в закупке, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для нее неблагоприятных последствий в случае не подписания проекта контракта.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения информации в отношении ООО "Фруктторг" в Реестр, поскольку его недобросовестность и отсутствие у него намерения на заключение контракта не подтверждается имеющимися материалами дела.
В своих письменных и устных пояснениях ООО "Фруктторг" сообщило, что причиной уклонения от заключения контракта по запросу котировок явилось то, что специалист, выполняющий обязанности по заключению контрактов, находился в трудовом отпуске, что подтверждается приказом N2 от 05.06.2024 г, на момент подписания контракта по результатам запроса котировок замещал иной сотрудник, который неверно в силу неопытности пропустил установленный срок на подписание проекта контракта.
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО "Фруктторг", как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено более 400 исполненных контракта, по которым ООО "Фруктторг", являясь стороной контрактов, должным образом исполнил свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ООО "Фруктторг", как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Кроме того, установлено, что согласно сведений, размещенных в единой информационной системе сайта zakupki.gov.ru ООО "Фруктторг" в 2023 году, заключало контракты на поставку продуктов питания для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер". На протяжении этого периода времени по заключенным контрактам Общество добросовестно и в полном объеме исполняло обязательства по Контрактам.
Из смысла статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих намерение ООО "Фруктторг" отказаться от заключения контракта и недобросовестности его поведения.
На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "Фруктторг" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Фруктторг" (<_>), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Фруктторг" (<_>), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_>
|
Члены комиссии |
|
<_>
|
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 июня 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2024