Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
рассмотрев поступившее в Новосибирское УФАС России обращение ООО "Точка роста", содержащее сведения о признаках нарушения заказчиком - МБУ "ГЦОДД" законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки N 0351300298622000019 на поставку материалов для строительства, восстановления и текущего содержания сетей наружного освещения,
в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе (положения Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей на дату размещения извещения о проведении закупки N 0351300298622000019)),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ООО "Точка роста", содержащее сведения о признаках нарушения заказчиком - МБУ "ГЦОДД" законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки N 0351300298622000019 на поставку материалов для строительства, восстановления и текущего содержания сетей наружного освещения.
ООО "Точка роста" считает что заказчиком нарушены требования Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ N 616 (положения Постановления Правительства РФ N 616 в редакции, действовавшей на дату размещения извещения о проведении закупки N 0351300298622000019)), поскольку в контракте, заключенном по результатам закупки N 0351300298622000019, отсутствуют сведения о реестровых записях из реестра российской промышленной продукции.
МБУ "ГЦОДД" в адрес антимонопольного органа представило пояснения следующего содержания.
В заявках всех участников закупки N 0351300298622000019 отсутствовали сведения о реестровых номерах и реестра российской промышленной продукции, в связи с чем при рассмотрении заявок, аукционная комиссия заказчика руководствовалась положениями Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина России N 126н (далее по тексту положения Приказа Минфина N 126н в редакции, действовавшей на дату извещения о проведении закупки).
При проведении внеплановой проверки Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 15.04.2022;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 25.04.2022;
3) на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки;
4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 27.04.2022;
5) в результате рассмотрения заявок заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона;
6) победитель закупки было признано ООО "Электроторгмонтаж" с предложением о цене контракта 3 327 324,05 руб.;
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 данной статьи.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что извещением о проведении электронного аукциона N 0351300298622000019 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N 616.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к данному Постановлению (далее - Перечень).
Объектом закупки являются светильники (код ОКПД 2 - 27.40.39.119 "Светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки, предназначенные для использования с лампами прочих типов". Данный товар с кодом ОКПД 2 включен в Перечень.
В соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным данным Постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 Перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
- в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в контракте, заключенном по результатам электронного аукциона N 0351300298622000019 на поставку материалов для строительства, восстановления и текущего содержания сетей наружного освещения, сведения о реестровых записях о товаре из реестра промышленной продукции отсутствуют.
Изучив заявки участников закупки, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что участниками закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения о закупке, представлены товары, страной происхождения которых является Российская Федерация. При этом, в заявках таких участников отсутствуют сведения о реестровых номерах о товаре из реестра промышленной продукции.
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части неуказания в контракте номеров реестровых записей о предложенном к поставке товаре из реестра промышленной продукции.
Вместе с тем, согласно п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе, информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом, поскольку участниками закупки не выполнены требования п.10 Постановления Правительства РФ N 616, заявки участников подлежали отклонению в соответствии с требованиями п.5 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что извещением о проведении электронного аукциона N 0351300298622000019 также предусмотрены условия допуска иностранных товаров в соответствии с требованиями Приказа Минфина N 126н и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление Правительства РФ N 878 (далее по тексту положения Постановления Правительства РФ N 878 в редакции, действовавшей на дату размещения извещения о проведении рассматриваемой закупки)).
Постановлением Правительства РФ N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень 878).
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что радиоэлектронная продукция с кодом ОКПД 2 - 27.40.39.119 "Светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки, предназначенные для использования с лампами прочих типов" не включена в Перечень 878. Таким образом, заказчиком неправомерно установлены в извещении о проведении закупки ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, что является нарушением требований ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
Приказом Минфина N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к данному Приказу.
В приложении N 1 к Приказу N 126н содержится информация об оборудовании электрическом осветительном (код ОКПД 2 - 27.40).
Вместе с тем, в связи с тем, что положениями Постановления Правительства РФ N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком неправомерно в извещении о проведении закупки установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, поскольку указанный запрет не предполагает возможность поставки товаров иностранного производства при соблюдении каких-либо условий.
Таким образом, заказчиком нарушены требования ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, положения Приказа Минфина N 126н.
Согласно п.п. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с данным Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 данного Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с п.8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявка участника закупки с идентификационным номером 111761010 отклонена аукционной комиссией заказчика на основании п.8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе. При этом, данным участником закупки предложены светильники с размерами, не соответствующими требованиям извещения о проведении закупки. Таким образом, заявка участника закупки с идентификационным номером 111761010 подлежала отклонению на основании п.1 ч.12 ст.48 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены требования ч.3 ст.14, п.1, п.5 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, положения Постановления Правительства РФ N 616, Постановления Правительства РФ N 878, положения Приказа Минфина N 126н.
Вместе с тем, поскольку контракт между заказчиком и ООО "Электроторгмонтаж" заключен 13.05.2022, Комиссии Новосибирского УФАС России не представляется возможным выдать заказчику и аукционной комиссии заказчика предписание об устранении нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Кроме того, рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности по указанным фактам не представляется возможным в связи с истечением срока давности, установленного в ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - МБУ "ГЦОДД" нарушившим требования ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, положения Постановления Правительства РФ N 616, Постановления Правительства РФ N 878, положения Приказа Минфина N 126н.
2. Признать аукционную комиссию заказчика нарушившей требования п.1, п.5 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, положения Постановления Правительства РФ N 616.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Член Комиссии А.В. Новосельцева
Член Комиссии Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 июня 2024 г. N 054/06/99-1246/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024