Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе: Председатель комиссии: С.А. Евстратова, Члены комиссии: А.А. Вертий, А.А.Михарская, рассмотрев обращение Заказчика о включении сведений в отношении Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), путем использования системы видеоконференц- связи (ВКС) при участии представителей: Подрядчика - Митюрина С.Б. (доверенность от 20.03.2024 г. N 5), Канберова Б.М. (доверенность от 15.06.2024 г. N 1); Заказчика - Короченцева И.Ю. (решение собрания депутатов от 06.10.2022 г. N 7), 2024-12267
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), 11.06.2024 г. поступило обращение Заказчика о рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений об ООО "СУ-78" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 20.03.2024 N 1-ЭА (далее - контракт), заключенного по итогам проведения аукциона в электронной форме, извещение N 0158300023024000002 "Демонтаж многоквартирного жилого дома по адресу: Ростовская область, Каменский район, р.п. Глубокий, ул. Октябрьская, 207" (далее - аукцион, закупка).
В результате осуществления проверки факта ненадлежащего исполнения Подрядчиком контракта, Комиссия Ростовского УФАС России
установила
следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Порядок рассмотрения уполномоченным органом обращения, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок). Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона от 11.02.2024 N 0158300023024000002, согласно которому начальная (максимальная) цена контракта составила 4 212 977,10 руб. По итогам указанной закупки, между Заказчиком и Подрядчиком 20.03.2024 заключен контракт на сумму 1 755 570,00 рублей.
В соответствии с п. 1.1 контракта, "По настоящему Контракту Подрядчик обязуется выполнить работы по объекту: Объект "Демонтаж многоквартирного жилого дома по адресу: Ростовская область, Каменский район, р.п. Глубокий, ул. Октябрьская, 207" (далее - работа) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), Локальным (сметным) расчетом (приложение N 2 к контракту), а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его".
В силу п. 4.2 контракта, "Срок выполнения работ - 60 (шестьдесят) календарных дней с даты заключения Контракта".
Таким образом, крайний срок исполнения Подрядчиком обязательств - 20.05.2024 г.
В силу п. 3.2.2 контракта, "В течение 10 дней со дня, следующего за днем заключения настоящего Контракта, передать Подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а в случае получения мотивированного отказа Подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи осуществить одно из следующих действий:
- в течение 3-х дней со дня, следующего за днем получения мотивированного отказа Подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи, устранить замечания, указанные в таком мотивированном отказе, и повторно передать Подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку;
- согласовать с Подрядчиком новый срок передачи такой строительной площадки и документов (в случае, если в установленный контрактом срок невозможно устранить замечания, указанные в мотивированном отказе Подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи);
- направить Подрядчику требование о приемке по акту приема-передачи строительной площадки, с указанием причин отказа Заказчика от устранения замечаний, указанных в мотивированном отказе Подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи". 25.03.2024 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо об отсутствии возможности приема строительной площадки ввиду наличия у Подрядчика параллельно 2024-12267 выполняемых работ еще на 3 объектах.
Также Подрядчик сообщил о том, что фактическое выполнение работ запланировано на начало мая 2024 г. 06.05.2024 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо с просьбой сообщить дату начала выполнения работ. 13.05.2024 г. Заказчиком передана строительная площадка Подрядчику по акту приема- передачи N 1. Письмом от 13.05.2024 г. Подрядчик просил Заказчика согласовать дополнительные условия контракта, в части документов, подтверждающих утилизацию отходов V опасности от демонтажа здания. 21.05.2024 г. Заказчик письмами N 833, N 844 указал Подрядчику о необходимости устранить нарушение срока выполнения работ; указал об отсутствии оснований для внесения изменений в контракт (заключения дополнительного для утилизации отходов). 21.05.2024 г. Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо об отсутствии возможности выполнения работ в срок, обязался выполнить работы до 20.06.2024 г.; приложил информацию о наличии исполненных контрактов. 24.05.2024 г. в адрес Подрядчика направлена претензия Заказчика об уплате неустойки в связи с просрочкой исполнения обязательств. 27.05.2024 г. комиссия Заказчика произвела осмотр территории по объекту о чем составлен акт б/н, согласно которому:
- работы на объекте не выполнены;
- произведена разборка крыши способом, не указанным в проекте организации строительства;
- техника и рабочие на территории отсутствуют (приложен фотоотчет). Учитывая, что по состоянию на 28.05.2024 г. Подрядчик не выполнил работ по контракту, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Частью 12.1 ст. 95 Закона установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об 2024-12267 одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данный порядок не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Указанное решение Заказчиком в соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона сформировано и размещено в единой информационной системе 28.05.2024 г.
Согласно сведениям из единой информационной системы, решение получено Обществом 28.05.2024 г., что является датой надлежащего уведомления. 02.06.2024 г. Подрядчик, в ответ на принятое Заказчиком решение, указал о срыве сроков выполнения работ по причине блокировки счетов организации; указал ожидаемые сроки для полного разрешения ситуации - 2-3 месяца. 07.06.2024 г. Подрядчик дополнительно сообщил Заказчику о выполнении части работ и намерении продолжать выполнение работ. Письмом от 10.06.2024 г. Подрядчик сообщил Заказчику, что с момента полного демонтажа здания - 08.06.2024 г. ведет работы по сортировке отходов; просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и явиться на осмотр объекта 11.06.2024 г. 11.06.2024 г. комиссия Заказчика произвела осмотр территории по объекту о чем составлен акт б/н, согласно которому:
- произведен демонтаж здания;
- работы по сортировке, пакетированию, складированию и вывозу отходов не производятся;
- техника и рабочие на территории отсутствуют (приложен фотоотчет). Контракт расторгнут 10.06.2024 г., поскольку нарушения, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчиком не устранены в десятидневный срок. В материалы дела Подрядчиком предоставлены письменных пояснения, согласно которым:
- неисполнение Обществом обязательств обусловлено форс-мажорными обстоятельствами;
- работы по демонтажу здания выполнены, о чем свидетельствует заключение независимой экспертизы. Оценивая доводы Подрядчика критически, Комиссия антимонопольного органа обращает внимание на следующее. Довод Общества, в обоснование своей позиции, о наличии форс-мажорных обстоятельств несостоятелен на основании следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.06.2012 г. N 3352/12, следует, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость. 2024-12267 В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Доказательства того, что обстоятельства, приведенные Подрядчиком, обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости в материалы дела не представлены. Недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота. Исходя из положений законодательства о контрактной системе, Комиссия принимает решение исходя из того объема информации и документов, которые представлены непосредственно на заседание. Аналогичная правовая позиция согласуется с судебной практикой (Постановление пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024 г. по делу N А53- 26617/2023).
В материалы дела Предпринимателем не предоставлено доказательств, с точки зрения их допустимости и достоверности, обоснования своей позиции, в том числе, не подтверждено выполнение обязательств по контракту, как в период, установленный контрактом, так и за его пределами. Заключение специалиста N АС 24/26 по результатам внесудебной экспертизы от 11.06.2024 г. не опровергает позицию Заказчика, не подтверждает выполнение Обществом обязательств, предусмотренных условиями контракта. Пунктом 15 Порядка орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. В настоящем случае, Предпринимателем не представлены информация и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения контракта, как и не представлено 2024-12267 информации, подтверждающей невозможность исполнения контракта в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы. Участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона, служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотребления в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от действия недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Устанавливая недобросовестность участника закупки, Комиссия Ростовского УФАС России правомерно исходит из положений статьи 2 ГК РФ, устанавливающей, что предпринимательская деятельность осуществляется субъектом на свой риск и он несет последствия совершения или несовершения им отдельных действий в рамках предоставленных ему гражданских прав. Принимая условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений, так и достоверность представляемых документов и сведений, в том числе, в части своей готовности исполнить контракт в установленные законом сроки. Материалами дела установлен факт существенного нарушения ООО "СУ-78" принятых на себя обязательств по контракту, а именно: нарушение установленных контактом условий. Одним из главных принципов законодательства о контрактной системе при проведении электронных процедур государственными заказчиками является достижение поставленной цели, и участники закупки должны добросовестно исполнять взятые обязательства, а также осознавать возможный риск наступления неблагоприятных последствий. Подрядчик не предпринял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и порядка действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок исполнения государственного контракта, а также условий контракта и не проявил необходимую степень осторожности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности в целях надлежащего исполнения принятых на себя обязательств по контракту.
Таким образом, при рассмотрении обращения Заказчика о включении сведений в Реестр, Комиссией Ростовского УФАС России установлена совокупность оснований, в соответствии с которыми информация об ООО "СУ-78" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков. Руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "СУ-78" (ИНН 7811767057, 192177, Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ РЫБАЦКОЕ, ПР-КТ ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ, Д. 17, К. 1, ЛИТЕРА Б, ПОМЕЩ. 1-Н (ПОМЕЩ. N39)), а также сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике корпоративного юридического лица - Митюриной Ульяне Викторовне (ИНН 470416533100) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года. 2024-12267 2. Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "СУ-78", Митюриной У.В. считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Дата I раздел Дата II раздел III раздел Общая события регистрации итоговая РегламентировФактическаяИтого контрольны РегламентирФактическИтого РегламентированФактическая Итого просрочка в анная дата дата просрочм органом ованная датаая дата просрочканый срок дата просрочка в д нях направления направленияка в обращения принятия принятия в днях по изготовления изготовления днях по III (I + II + III заказчиком заказчиком днях по заказчика решения решения II разделу решения и решения и разделу разделы) сведений в сведений I размещения размещения контрольный разделу сведений в ЕИС сведений орган в ЕИС 10.06.24 12.06.24 11.06.24 11.06.24 18.06.24 17.06.24 0 20.06.24 24.06.24 2 2 Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.А. Вертий А.А. Михарская Исп.Михарская А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-139 2024-12267
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 июня 2024 г. N 061/10/104-2034/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024