Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Исмаилова М.И., Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В. специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Калиниченко В.Р. В присутствии представителей: участвующих посредством системы (программы) "trueconf": от Заказчика - представители по доверенности Пастухов Н.В., Манолидис З.В., Романова С.А., Чертков С.А. В отсутствии представителя от ООО "ТЕХКОМ" уведомленного надлежащим образом о месте и времени осуществления проверки сведений .
У С Т А Н О В И Л А
: В Ставропольское УФАС России из Администрации Изобильненского муниципального округа Ставропольского края (далее - Заказчик) поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "ТЕХКОМ" (далее - Исполнитель) по факту расторжения Муниципального контракта N ЗК-7 от 14.02.2024 "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Южной в поселке Новоизобильный Изобильненского муниципального округа Ставропольского края". Заказчик указывает, что ООО "ТЕХКОМ" не исполнил условия контракта. В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "ТЕХКОМ" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления. Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав доводы представителя Заказчика, проведя проверку факта неисполнения победителем аукциона положений контракта и действий заказчика
установила:
31.01.2024 Заказчиком размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N0121600003924000008 "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Южной в поселкеНовоизобильный Изобильненского муниципального округа Ставропольского края". НМЦК 4 758574,19 (четыре миллиона семьсот пятьдесят восемь пятьсот семьдесят четыре) рубля 19 копеек. Для участия в запросе котировок были поданы две заявки, в числе которых заявка ООО "ТЕХКОМ", которое было признано победителем. 14 февраля 2024 между Заказчиком и ООО "Техком" заключен муниципальный контракт N ЗК-7 от 14.02.2024, объект закупки "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Южной в поселке Новоизобильный Изобильненского муниципального округа Ставропольского края". 13 июня 2024 муниципальный контракт N ЗК-7 от 14.02.2024 был расторгнут по решению Заказчика. Цена контракта 4 377 000,00 (четыре миллиона триста семьдесят семь тысяч ) рублей 00 копеек.
Согласно п. 4.1 Контракта сроки выполнения работ с 14.02.2024 по 30.08.2024.
В установленный срок Исполнитель к работам не приступил. 23.05.2024 Заказчиком в адрес общества было направленно уведомление N053/7141 с требованием о начале работ до 27.05.2024.
Однако в установленные сроки работы на объекте не проводились. В письменных пояснениях общество пояснило. Что не приступило к выполнению работ в ввиду объективных причин (удорожания сырья).Неоднократно обращалось к заказчику с вопросом увеличения цены контракта, без увеличения объема работ. Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 779 Гражданского Кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Частью 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. В свою очередь, согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона. Под неисполнением обязательств понимается, например, отказ от выполнения контракта, выполнение его условий не в полном объеме, нарушение сроков выполнения контракта и другие обстоятельства.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона и пунктом 16.1 Контракта Заказчиком 03.06.2024 г. принято решение о реализации процедуры одностороннего расторжения Контракта. Частью 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено: В случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части Учитывая требования п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение размещено заказчиком 03.06.2024 г. в единой информационной системе. Поставщик надлежащим образом уведомлен об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Исполнителем (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В свою очередь, в десятидневный срок обязательства по Контракту Исполнителем не были выполнены, основания, послужившие причиной принятия Заказчиком Решения, устранены не были. Учитывая вышеупомянутое, Решение Заказчиком не было отменено.
Таким образом, исходя из положений ч. 12.1, 13, 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым - 14.06.2024 г. Действия ООО "ТЕХКОМ", выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц Исполнителем не предоставлено. Каких-либо документальных и объективных доказательств невозможности исполнения подрядчиком обязательств перед заказчиком вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не зависящей от общества, в материалы дела не представлено. Изменение цен на поставляемый товар является предпринимательским риском при осуществлении предпринимательской деятельности, который лежал на обществе. Управление не расценивает указанные событие, как обстоятельства непреодолимой силы (чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях). Фактически доводы ООО "ТЕХКОМ" основаны на утрате заинтересованности в исполнении обязательств по контракту. Утрата заинтересованности в исполнении контракта, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе, исходя из вопросов получения экономической выгоды, сама по себе не свидетельствовала об отсутствии возможности продолжать исполнять контракт либо исполнять его надлежащим образом. При этом доводов, сведений о том, что исполнение контракта может привести к прекращению деятельности ООО "ТЕХКОМ", существенно ограничить ее, несостоятельности общества, возникновению значительных затруднений в ее осуществлении ООО "ТЕХКОМ" не представил. Рост цен не может являться основанием для отказа от принятого на себя обязательства исполнить контракт на условиях закупочной документации. Зная о всех условиях закупки, об экономической составляющей поставляемого товара и заключив контракт общество не выполнило условие контрака сославшись на экономическую невыгодность, тем самым злоупотребив предоставленными ему гражданскими правами. Данная позиция Управления подтверждается сложившейся судебной практикой Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.06.2023 г. по делу NА56-77078/2022, Определение ВС РФ от 07.11.2023 по делу N А40-245008/2022.
К тому же Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 49, в силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (пункт 2 статьи 158, пункт 3 статьи 432 ГК РФ).
Заключив контракт, ООО "ТЕХКОМ" согласилось с его условиями в том числе и со сроками его исполнения.
Согласно п. 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением Исполнителем (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения Исполнителем (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. На заседание Комиссии обстоятельства, предусмотренные п. 15 Правил N 1078, не установлены, на рассмотрение сторонами не представлены.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
Р Е Ш И Л А
:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХКОМ" (ИНН:2635259458, адрес: 355001, Ставропольский край,г. Ставрополь, пер. Буйнакского, д.41А), Директора Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХКОМ" Багирян Левона Сейрановича (ИНН 263514607949), в связи с неисполнением обязательств по контракту N ЗК-7 от 14.02.2024 "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Южной в поселке Новоизобильный Изобильненского муниципального округа Ставропольского края", сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.И. Исмаилов Члены комиссии: Е.В. Вишневская В.Р. Калиниченко Исп.Калиниченко В.Р. тел.(8652) 35-51-95, 026-140
2024-8768
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 июня 2024 г. N 026/10/104-1290/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024