Резолютивная часть решения оглашена 26.06.2024 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей"), рассмотрела обращение заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центральная городская больница города Коврова" о включении информации об ООО "Профгигиена 152" (адрес - 603108, г.Нижний Новгород, ул.Кузбасская, д.15а, пом.П17, офис 1а, ИНН/КПП 5262342113/525701001) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего отказа исполнителя от исполнения контракта на оказание услуг по дезинсекции ( N извещения 0328300034323000181), в присутствии представителя ГБУЗ ВО "Центральная городская больница г.Коврова ООО "Профгигиена 152"
В ходе рассмотрения дела Комиссия Владимирского УФАС России,
У С Т А Н О В И Л А:
19.06.2024 г. во Владимирское УФАС России поступило обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центральная городская больница города Коврова" о включении информации об ООО "Профгигиена 152" (адрес - 603108, г.Нижний Новгород, ул.Кузбасская, д.15а, пом.П17, офис 1а, ИНН/КПП 5262342113/525701001) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего отказа исполнителя от исполнения контракта на оказание услуг по дезинсекции ( N извещения 0328300034323000181).
В своем обращении заказчик указал следующее.
19.01.2024 по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме между ГБУЗ ВО "Центральная городская больница г.Коврова" (заказчик) и ООО "Профгигиена 152" (исполнитель) был заключен контракт N 0328300034323000181 на оказание услуг по дезинсекции в соответствии с приложением N 1, N 2 к контракту.
В силу пункта 3.1 контракта сроки оказания услуг - с даты заключения контракта по 20.12.2024 по заявкам заказчика. Место оказания услуг - Владимирская область, г.Ковров, ул.Еловая, д.5.
В соответствии с пунктом 5.4 контракта исполнитель в день оказания услуг (этапа оказания услуг) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке с приложением документов, указанных в пункте 5.5 контракта.
Согласно пункта 5.8 контракта заказчик в течении 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке на основании результатов экспертизы, подписывает и размещает в ЕИС документ о приемке, либо формирует и размещает в ЕИС мотивированный отказ.
25.01.2024 в адрес исполнителя была направлена заявка исх. N 01/164 на оказание услуг, на которую был получен ответ ООО "ПрофГигиена" исх.N 233 с предложением скорректировать заявку (не устанавливать требования по количеству бригад), либо расторгнуть контракт по соглашению сторон.
25.01.2024 в адрес исполнителя была направлен скорректированная заявка исх. N 01/172.
26.01.2024 в адрес заказчика поступило письмо исх.238 с указанием, что обработка будет производиться инсектицидами 4 класса опасности: гели и ловушки.
29.01.2024 Заказчик письмом исх. 01/200 подтвердил объемы, указанные в ранее направленной заявке и предложил до начала выполнения работы предоставить документы на используемые инсектициды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от контракта на оказание услуг, если полностью возместит заказчику убытки. Таким образом, заказчик считает односторонний отказ исполнителя от исполнения контракта неправомерным. В связи с вступлением решения исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу - контракт расторгнут. При этом заказчиком не произведена оплата за оказанные услуги.
На основании изложенного, ГБУЗ ВО "Центральная городская больница города Коврова" просит предоставить возможность формирования извещения об отмене решения об одностороннем отказе для направления в служба технической поддержки ЕИС с целью приемки и оплаты оказанных услуг.
Представитель ООО "Профгигиена 152" по существу дела пояснил следующее.
Согласно пункта 2.3 контракта оплата за оказанные услуги производится без аванса по безналичному расчету за фактически оказанные услуги, указанные в предмете настоящего контракта в течении 7 (семи) рабочих дней с даты размещения в единой информационной системы документа о приемке, подписанного заказчиком.
Заказчиком намеренно затягивал приемку. За фактически оказанные услуги Общество получало оплату только через 2-3 месяца после оказания услуг, что никак не соответствует условиям контракта. Тем не менее по заявкам заказчика, исполнитель оказывал услуги в срок согласно пункта 3.1 контракта и технического задания. Последняя даты оказанных услуг исполнителем - 06.06.2024. Услуги заказчиком в ЕИС до сих пор не приняты.
Исполнитель трижды направлял претензии заказчику с требованием погасить просроченную задолженность. Заказчик ни на одну претензию не отреагировал, оплату осуществлял в удобные для себя сроки, игнорируя условия контракта и требования исполнителя. Между тем, ООО "Профгигиена 152" имеет множество добросовестно исполненных контрактов.
На основании вышеизложенного, представитель ООО "Профгигиена 152" просит не включать сведения об Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Заслушав мнения сторон, проанализировав представленную информацию, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 8.7 контракта от 19.01.2024 N 0328300034323000181_54237 на оказание услуг по дезинсекции расторжение Контракта возможно по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с Гражданским законодательством.
Комиссией установлено, что 04.06.2024 исполнителем по контракту (ООО "Профгигиена 152" принято решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта в связи с неоднократным нарушением заказчиком (ГБУЗ ВО "Центральная городская больница города Коврова") своих обязательств по оплате оказанных услуг и после вступления решения в законную силу контракт был расторгнут.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-КГ 15-19295 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действия (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
При этом, как подтверждается судебной практикой, о недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупок недобросовестным, антимонопольный орган обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер совершенного правонарушения, размер причинного вреда, имущественного положения и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в РНП победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Проанализировав все изложенные при рассмотрении обращения факты, в частности то, что с момента заключения контракта до июня 2024 года со стороны ООО "Профгигиена 152" услуги оказывались надлежащим образом, со стороны Заказчика в нарушение условий контракта неоднократно нарушались сроки оплаты оказанных услуг, Владимирское УФАС России пришло к выводу, что в действиях ООО "Профгигиена 152" отсутствуют признаки недобросовестного поведения и у Общества имелись достаточные правовые основания для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Данное обстоятельство не позволяет включить сведения об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Владимирского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центральная городская больница города Коврова" о включении информации об ООО "Профгигиена 152" (адрес - 603108, г.Нижний Новгород, ул.Кузбасская, д.15а, пом.П17, офис 1а, ИНН/КПП 5262342113/525701001) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего отказа исполнения от исполнения контракта.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 июня 2024 г. N 033/06/104-419/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024