На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии: Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; члены Комиссии: О.И. Филатов - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, И.Д. Старжинский - специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, в присутствии представителей заказчика - МАУ МО "Зеленоградский МО КО "Плантаже":
- Малец А.А. (по доверенности), представителей подрядчика - ООО "Космоцемент":
- Оличкина И.А. (Генеральный директор), рассмотрев сведения (вх. N 4490/24 от 11.06.2024), поступившие от МАУ МО "Зеленоградский МО КО "Плантаже" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Космоцемент" (ИНН 3900001683, КПП 390001001, 236022, Калининградская область, г. Калининград, ул. Пугачева, д. 10А, кв. 4) (далее - Подрядчик), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам электронного аукциона, объектом которого является устройство велодорожки в п. Лесной Зеленоградского района (извещение N 0835300006723000130),
УСТАНОВИЛА:
1) Дата размещения на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о проведении Аукциона - 16.11.2023.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 2 799 434,42 рублей.
3) По результатам подведения итогов Аукциона (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.11.2023 NИЭА1) победителем признано - ООО "Космоцемент".
4) 25.12.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен Контракт (извещение N 08353000067230001302), объектом которого является устройство велодорожки в п. Лесной Зеленоградского района (реестровый номер N 3391802706523000101) (далее - Контракт).
5) Цена контракта, заключенного с Подрядчиком, составила - 2 299 999,99 руб.
6) 31.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
7) 11.06.2024 Заказчиком направлено в Калининградское УФАС России обращение о включении сведений об ООО "Космоцемент" в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта. На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, Контракт заключен 25.12.2023, обязательства по выполнению работ по текущему ремонту для нужд Заказчика до настоящего времени не исполнены, в адрес Общества неоднократно направлялись претензии и письма о нарушении им условий Контракта. Претензии и требования оставлены Подрядчиком без удовлетворения, в связи с чем 31.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. На заседании Комиссии представитель Подрядчика пояснил, что действия Подрядчика не свидетельствуют об умышленном несоблюдении условий Контракта, на все претензии Заказчика, были даны ответы. В частности, 27.03.2024 года, письмом, понимая, что невозможно в установленные сроки исполнить контракт, просили продлить сроки выполнения работ до 30.04.2024 года. В рамках контракта был проведен один из этапов работ, в ходе которого был составлен акт освидетельствования скрытых работ N1 от 07.03.2024 года который направлен Заказчику для его подписания. 12.04.2024 года письмом Генерального подрядчика был дан ответ на предписание об устранении нарушений правил производства работ. Была произведена замена материала, требующая дополнительных временных затрат, а также довоз нового материала для укладки дорожного полотна. Проведено дополнительное лабораторное исследование поставляемого материала, так как у Заказчика ранее были сомнения о его соответствии ГОСТу. За это время подготовлены 200 метров велодорожки (25% от общей длины), завезен материал, техника и люди, выполняющие работы. Заказчик в своем ответе от 07.06.2024 N 160 соглашается с тем, что выполнение работ было затруднено по независящим от Сторон обстоятельствам, препятствующим выполнению работ, по результатам чего было составлено дополнительное соглашение к Контракту о продлении сроков работ до 30.04.2024 года. Неоднократно, в письменной и в устной формах было сообщено о том, что на протяжении всей дорожки основание на разных глубинах, в том числе, и на поверхности, пронизывает корневая система деревьев, находящихся на территории Национального Парка "Куршская коса", и осуществить полную выемку без нанесения существенного вреда деревьям в особо охраняемом объекте невозможно. Тем не менее, Заказчик не согласовал данное исключение работ. Кроме того, встал вопрос о том, что часть велодорожки проходит по территории Национального парка Куршская коса, не принадлежащей Муниципалитету (Заказчику), более того, по спорному участку регулярно проходит техника (тракторы Национального Парка), что не позволяет сдать работы, а даже после такой сдачи, существенно вредит целостности велодорожки, что не представляет возможным нести гарантийные обязательства, в связи с данными обстоятельствами неисполнение Контракта послужили причины, независящими от Подрядчика. Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить собственными и/или привлеченными силами и средствами в срок, установленный настоящим Контрактом, работы по объекту: устройство велодорожки в п. Лесной Зеленоградского района (далее - Работы) в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью), сметой Контракта (Приложение N 2 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью), ведомостью объемов работ (Приложение N 5 к Контракту, являющейся его неотъемлемой частью) и действующими на территории Российской Федерации нормативными правовыми актами, строительными нормами и правилами. Подрядчик после выполнения Работ передает Заказчику результат Работ, а Заказчик обязуется принять результат работы по Акту о приемке выполненных работ (Приложение N 4 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью), размещенном в единой информационной системе, и оплатить результат его Работ, при их соответствии требованиям настоящего Контракта в пределах цены Контракта, утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Пунктом 1.5.1 Контракту установлено, что Подрядчик полностью понимает и осознает характер и объемы работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение работ, в том числе: расположением объекта, климатическими условиями, средствами доступа, условиями доставки рабочей силы, материалов, изделий, оборудования, механизмов, мерами безопасности, правилами пожарной безопасности и охраны труда, требованиями техники безопасности и охраны окружающей среды, требованиями миграционного контроля, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ.
В соответствии с пунктом 1.5.2 Контракта Подрядчик получил и изучил все материалы, связанные с заключением Контракта, включая все приложения к нему (в том числе описание объекта закупки), и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работ, в полном объеме. Подрядчик признает правильность и достаточность цены, предусмотренной Контрактом, для покрытия всех расходов, обязательств и ответственности в рамках настоящего Контракта, а также в отношении всех прочих вопросов, разрешение которых необходимо для надлежащего выполнения работ. Соответственно, Подрядчик не претендует ни на какие-либо дополнительные платежи по указанному в Контракте объему работ, а также не освобождается ни от каких-либо обязательств и/или ответственности, по причине его недостаточной информированности.
В соответствии пунктом 2.2 Контракта срок начала выполнения работ: с даты заключения Контракта. Срок окончания выполнения работ по Контракту: не позднее 20 декабря 2023 года. Пунктом 3.6 Контракта установлено, что изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе. Внесение изменений в Контракт осуществляется путем заключения Сторонами в письменной форме дополнительных соглашений к Контракту, являющихся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно пункту 6.3 Контракта от начала Работ и до их завершения Подрядчик ежедневно ведет общий журнал работ, в котором отражаются весь ход выполнения Работ, а также все факты и обстоятельства, связанные с производством Работ, имеющие значение во взаимоотношениях Заказчика и Подрядчика (дата начала и окончания Работ, сообщения о принятии Работ, а также все, что может повлиять на окончательный срок завершения Работ), журнал контроля качества всех поступающих на Объект материалов, изделий, конструкций на соответствие требованиям ГОСТов и других нормативных документов.
В соответствии с пунктом 8.1 Контракта Подрядчик гарантирует:
- выполнение всех работ в соответствии с Документацией, технической документацией, государственными стандартами, техническими регламентами, СНиП, иными обязательными правилами и действующими нормативными актами в полном объеме, надлежащим качеством и в сроки, определенные условиями настоящего Контракта;
- своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийной эксплуатации Объекта;
- надлежащее функционирование инженерных систем и оборудования при нормальной эксплуатации Объекта. Пунктом 12.3 Контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе в следующих случаях:
- выполнения Подрядчиком Работ при полном или частичном отсутствии техники и надлежащего оборудования, необходимого для выполнения Работ, предусмотренных Контрактом, в нарушение требований Контракта, приложений к нему, а также действующих нормативных правовых актов (считается некачественным выполнением Работ);
- если задержка в сроках выполнения Подрядчиком Работ, предусмотренных Контрактом, составляет более 10 (десяти) дней;
- в случае установления факта проведения ликвидации Подрядчика или проведения в отношении него процедуры банкротства;
- в случае установления факта приостановления деятельности Подрядчика по любым основаниям;
- в случае отступлений в выполненной Работе от условий Контракта, если в установленные Заказчиком сроки нарушения не были устранены Подрядчиком, либо являются существенными и неустранимыми;
- в случае применения к Подрядчику актов и решений государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права на выполнение Работ;
- в случае систематического несоблюдения (более 3-х случаев) Подрядчиком требований по качеству Работ, выполнения Подрядчиком Работ с отступлением от требований Документации. 06.02.2024 Заказчик направил претензию N 108 в адрес Подрядчика, в которой указывает, что работы на объекте не ведутся, строительная техника и оборудование отсутствуют и требует приступить к выполнению работ, установленных условиями Контракта. 13.03.2024 Подрядчик направил письмо N 290 в адрес Заказчика, в котором сообщает, что при исполнении Контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в части разработки грунта из-за близко растущих деревьев и большого количество корней, лежащих в основании велодорожки и просит исключит данный вид работ ввиду невозможности исполнения, также направлен акт N 1 от 07.03.2024 об освидетельствовании скрытых работ. 27.03.2024 Заказчик направил письмо N 247 в адрес Подрядчика, в котором сообщает, что не согласовывает исключение работ по разработке грунта в рамках выполнения работ по строительству. 27.03.2024 Подрядчик направил письмо N б/н в адрес Заказчика, в котором просит продлить срок выполнения работ до 30.04.2024. 28.03.2024 Заказчиком составлено и направлено предписание N 1/24 в адрес Подрядчика, из которого следует, что материалы используемые Подрядчиком для производства работ, не соответствуют ГОСТу, в связи с чем Подрядчику в срок до 03.04.2024 предписано устранить допущенные нарушения. 02.04.2024 Заказчик направил письмо N 268 в адрес Подрядчика, в котором сообщает, что 04.04.2024 в 10:00 на объекте будет произведен входной контроль Заказчика применяемого при строительстве материала. 10.04.2024 Заказчик направил письмо N 287 в адрес Подрядчика, в котором сообщает, что в ходе лабораторного анализа материала используемого Подрядчиком при производстве работ, выявлено несоответствие завезенного на стройплощадку и используемого материала ГОСТу и требует заменить на соответствующий требованиям строительный материал. 10.04.2024 Заказчиком составлено и направлено предписание N 2/24 в адрес Подрядчика, из которого следует, что материалы, используемые Подрядчиком для производства работ, не соответствуют ГОСТу, в связи с чем Подрядчику в срок до 15.04.2024 предписано устранить допущенные нарушения. 12.04.2024 Заказчиком направлена претензия N 302 в адрес Подрядчика, в которой требует демонтировать уложенную в конструкцию велодорожки смесь ненадлежащего качества, провести входной контроль щебеночно-песчаной смеси вновь завезенной и находящийся на объекте и приступить к выполнению работ после устранения замечаний. 18.04.2024 Заказчик направил письмо N 95 в адрес Подрядчика, в котором сообщает, что для подписания дополнительных соглашений Подрядчику необходимо предоставить независимую гарантию, срок которой должен превышать один месяц. 18.04.2024 Заказчик направил претензию N 96 в адрес Подрядчика, в которой требует приступить к исполнению обязательств, установленных условиями Контракта. 16.05.2024 Заказчиком направлено письмо N 210 в адрес Подрядчика, в котором сообщает, что в ходе строительного контроля выявлены следующие нарушения:
- не выполнен входной контроль на примененные материалы, не представлены документы о качестве на примененные материалы, - не ведется общий журнал работ, - акты на скрытые работы не оформлены, - материалы завезенные для производства работ не соответствуют ГОСТу, Работы Подрядчиком не ведутся с 15.04.2024, смесь щебеночно-песчаная, уложенная в конструкцию велодорожки, не уплотнена в соответствии с требованием сметы и строительных норм и не имеет необходимую толщину слоя, установленного сметой 15 см.
Таким образом, произведенные работы на объекте приняты Заказчиком быть не могут. 20.05.2024 Заказчик направил претензию N 139 в адрес Подрядчика, в которой сообщает, что по состоянию на 20.05.2024 работы подрядчиком не выполнены, замечания не устранены и требует принять все необходимые меры для исполнения взятых на себя обязательств, установленных условиями контракта. 31.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 03.06.2024 Подрядчик направил возражение N 235а на решение Заказчика об одностороннем отказе, в котором выражает несогласие с принятым Заказчиком решением и просит принять выполнение Подрядчиком работы, а также отменить принятое Заказчиком решение. 25.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Комиссия отмечает, что Обществом документы, которые подтверждали бы намерение Общества исполнять Контракт или намерения устранять замечания, полученные в ходе исполнения Контракта, Обществом представлены не были.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков используется на практике как правовой инструмент защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Частью 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ определено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Подавая заявку на участие в Аукционе, ООО "Космоцемент" выразило согласие на устройство велодорожки, на условиях, предусмотренных извещением о проведении Аукциона, при этом условия Контракта находились в открытом доступе для ознакомления, в связи с чем потенциальным участникам до подачи заявки на участие в Аукционе предоставлена возможность для анализа условий Контракта и принятия решения о целесообразности участия в закупке. Из факта подписания сторонами Контракта следует, что ООО "Космоцемент" ознакомлено со всеми условиями, связанными с выполнением работ по Контракту, получило полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки выполнения работ, принимает на себя все расходы, риски и трудности по Контракту и не имеет замечаний. Исходя из основных начал гражданского законодательства, указанных в статье 1 Гражданского кодекса РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в закупке, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него возможных неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и нарушения им условий исполнения контракта в дальнейшем. В данном случае неисполнение обязательств, добровольно взятых на себя в рамках осуществления закупки для государственных нужд, не является исключительным случаем, когда исполнение контракта противоречит общественным интересам либо влечет для стороны ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения Контракта. Вместе с тем, ненадлежащее исполнение Контракта по итогам Аукциона затрагивает права и интересы Заказчика, которые связаны, прежде всего, с обеспечением достижения результативности его нужд и эффективности использования бюджетных средств. Рассмотрев представленные материалы и сведения, установлено, что Подрядчик действия, направленные на исполнение обязательств по Контракту, не предпринимал, что указывает на недобросовественное поведение при исполнении Контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО "Космоцемент" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении обращения, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалах дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об ООО "Космоцемент" (ИНН 3900001683, КПП 390001001, 236022, Калининградская область, г. Калининград, ул. Пугачева, д. 10А, кв. 4), генеральный директор - Олечкин Иван Андреевич (ИНН: 390607088379) сроком на два года.
2. Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков считать датой опубликования таких сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Дата Дата Общая собы I раздел регистра II раздел III раздел Итоговая тия ции просрочка в Регламент Фактиче Итого контроль Регламен Фактиче Итог Регламент Фактическ Итого днях (I+II+III) ированная ская дата просро ным тированн ская дата о ированный ая дата просро дата направле чка в органом ая дата приняти прос срок изготовлен чка в направлен ния днях обращен принятия я рочк изготовлен ия днях ия заказчик по I ия решения решения а в ия решения и по III заказчиком ом раздел днях решения и размещени раздел сведений в сведений у по размещени я сведений у контрольн II я сведений в ЕИС ый орган разд в ЕИС елу 11.06. 11.06.2024 11.06.2024 2024 13.06.2024 19.06.2024 19.06.2024 24.06.2024 24.06.2024 Председатель комиссии Н.С. Иванова Члены комиссии: О.И. Филатов И.Д. Старжинский Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
2024-3334
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 24 июня 2024 г. N 039/10/104-522/2024 (ключевые темы: исполнение контракта - подрядчик - велосипедная дорожка - реестр недобросовестных поставщиков - претензии)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024