Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клиническая медико-санитарная часть N 9" (далее - БУЗОО "КМСЧ N 9", учреждение, заказчик) обращение об индивидуальном предпринимателе Сухоруковой Екатерине Игоревне (далее также - ИП Сухорукова Е.И., предприниматель, поставщик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 079/2024 от 28.03.2024 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки путем запроса котировок в электронной форме "Поставка материалов, применяемых в медицинских целях, для отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения (Реестровый номер 2024.020356)" (извещение N 0352300030724000079) (далее - электронный запрос котировок),
в присутствии представителя заказчика - Плихун Яны Васильевны (доверенность от 01.09.2023),
в отсутствие уведомленной о времени и месте рассмотрения обращения ИП Сухоруковой Е.И. и ее представителя
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 19.06.2024 было направлено обращение о включении информации о поставщике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 5537-ЭП/24).
Из представленных материалов и информации следует, что 13.03.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме с максимальным значением цены контракта 5000000 руб., начальная сумма цен единиц товара составляла 3918400 руб.
Размещенный 25.03.2024 протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что победителем электронного запроса котировок признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении, и который предложил наименьшую сумму цен единиц товара в размере 3795000 руб. (ИП Сухорукова Е.И.).
Согласно информации, опубликованной на официальном сайте в ЕИС, 28.03.2024 между учреждением и предпринимателем заключен контракт.
05.06.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 18.06.2024, информация о расторжении контракта 19.06.2024 размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Сухоруковой Екатерине Игоревне подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Извещением об осуществлении закупки были определены даты начала и окончания исполнения контракта - с даты его заключения и 20.12.2024, соответственно.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1.1 контракта был определен его предмет:
"Поставщик обязуется поставить материалов, применяемых в медицинских целях, для отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
Наименование и иные характеристики поставляемого товара согласно пункту 1.2 контракта указаны в спецификации (приложение N 1 к контракту), являющейся его неотъемлемой частью (далее - спецификация).
Спецификация содержала информацию о необходимости поставки стентов внутрисосудистых, представленных 158 позициями.
Порядок, сроки и условия поставки товара регламентированы разделом III контракта.
Поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику по адресу: г. Омск, ул. 5 Кордная, д. 73 (склад аптеки) (далее - место доставки), в срок с момента заключения контракта по 30 сентября 2024 года, поставка товара осуществляется по письменным заявкам заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки поставщиком.
Поставщик не менее чем за 5 рабочих дня до осуществления поставки товара направляет в адрес заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки (пункт 3.1 контракта).
Порядок взаимодействия сторон при исполнении контракта предусмотрен разделом IV контракта.
Так, на основании пунктов 4.1.1 и 4.1.7 поставщик обязан:
- поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом и спецификацией;
- обеспечить прием заявок заказчика на поставку товара. В течение 1 календарного дня с момента поступления заявки направить заказчику подтверждение получения заявки в письменной форме посредством факсимильной связи или по электронной почте.
Корреспондирующая вышеуказанной обязанности поставщика обязанность заказчика по своевременной подаче поставщику заявки на поставку товара с указанием количества поставляемого товара закреплена в пункте 4.3.5 контракта.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом о контрактной системе и иным действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Также пункт 4.4.7 определял право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Пункт 2 указанной статьи также устанавливает, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУЗОО "КМСЧ N 9" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 05.06.2024 в 13:42 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления предпринимателю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550602086824000100) признается 05.06.2024 в 13:42 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
Таким образом, ИП Сухорукова Е.И. в период с 06.06.2024 по 17.06.2024 имела право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена на официальном сайте ЕИС 20.06.2024.
Заседание Комиссии по рассмотрению обращения и проведению проверки было назначено на 26.06.2024 в 10 час. 40 мин. В связи с возникшей необходимостью предоставления заказчиком информации о получении письма предпринимателя от 17.05.2024 в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 11 час. 07 мин. того же дня.
Кроме того, Омским УФАС России было направлено (исх. N ТШ/3412/24 от 20.06.2024) предложение о представлении в срок не позднее 24.06.2024:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- предпринимателю письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с поставщиком в рамках исполнения контракта, документальные доказательства ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, послужившего основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также информация об исполнении контракта, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствуют о следующем.
29.03.2024 заказчиком на электронную почту поставщика направлена (исх. N 39) заявка на поставку товара по 20 позициям спецификации в количестве 26 стентов на общую сумму 624493,74 руб. В этот же день предприниматель сообщил о получении направленной учреждением заявки.
Срок поставки товара по заявке БУЗОО "КМСЧ N 9" согласно условиям контракта приходился на дату не позднее 05.04.2024.
01.04.2024 учреждением по адресу электронной почты ИП Сухоруковой Е.И. также была направлена (исх. N 40) заявка на поставку товара по 51 позиции спецификации в количестве 81 стента на общую сумму 1945538,19 руб. В этот же день предприниматель уведомил заказчика о получении заявки.
Срок поставки товара по заявке БУЗОО "КМСЧ N 9" согласно условиям контракта приходился на дату не позднее 08.04.2024.
В связи с неисполнением обязательств по поставке товара заказчиком по адресу электронной почты предпринимателя были направлены, а также сформированы в личном кабинете ЕИС уведомления претензионной переписки (претензии от 12.04.2024 (исх. N 179) и от 24.05.2024 (исх. N 253)), содержащие требования о поставке товара в течение 5 и 3 рабочих дней со дня получения каждой из них и оплате начисленной суммы неустойки.
Сумма начисленной неустойки была полностью оплачена поставщиком, что подтверждается платежными поручениями N 18 от 16.04.2024, N 27 от 28.05.2024.
Из претензий, направленных БУЗОО "КМСЧ N 9", следовало, что по заявке от 29.03.2024 предпринимателем поставлен товар на сумму 264208,89 руб. (11 стентов), 15 стентов на сумму 360284,85 поставлены не были. Аналогично в соответствии с заявкой заказчика от 01.04.2024 поставщик осуществил поставку на сумму 1056835,56 руб. (44 стента), 37 стентов на сумму 888702,63 руб. поставлены не были.
Комиссией установлено, что реестр контрактов Единой информационной системы в сфере закупок содержит информацию о том, что между БУЗОО "КМСЧ N 9" и предпринимателем в ходе исполнения контракта были сформированы и подписаны следующие документы о приемке:
- N 14 от 09.04.2024 (подписан заказчиком 17.04.2024) на сумму 360284,85 руб.,
- N 16 от 15.04.2024 (подписан заказчиком 17.04.2024) на сумму 288227,88 руб.,
- N 17 от 26.04.2024 (подписан заказчиком 27.04.2024) на сумму 240189,90 руб.,
- N 18 от 26.04.2024 (подписан заказчиком 14.05.2024) на сумму 480379,80 руб., N 19 от 26.04.2024 (подписан заказчиком 03.05.2024) на сумму 144113,94 руб.,
- N 21 от 02.05.2024 (подписан заказчиком 13.05.2024) на сумму 48037,98 руб.,
- N 23 от 23.05.2024 (подписан заказчиком 29.05.2024) на сумму 96075,96 руб.
Общая сумма исполненных обязательств по контракту составила 1657310,31 руб.
Из представленных ИП Сухоруковой Е.И. пояснений по вышеизложенным фактам на ранее указанный в настоящем решении запрос Омского УФАС России (вх. N 5694-ЭП/24 от 25.06.2024) следует, что заказчик со стороны поставщика 17.05.2024 был проинформирован о невозможности поставки оставшейся части заявок в связи со снятием с производства товара "система коронарного стента Synergy с лекарственным покрытием" по регистрационному удостоверению N РЗН 2015/2338. Однако представитель учреждения на заседании Комиссии в рамках рассмотрения настоящего обращения получение соответствующего уведомления и данного письма не подтвердил.
Доказательствами добросовестности при исполнении контракта, по мнению поставщика, являются его готовность осуществить поставку медицинских изделий, не указанных в заявке заказчика, но также содержащихся в контракте, и фактическая поставка максимально возможной части товара по заявкам заказчика.
Комиссия, проанализировав представленные сторонами документы и информацию, связанные с исполнением контракта, отмечает, что обязательства по поставке всего объема товара в соответствии с заявками заказчика от 29.03.2024 и 01.04.2024 как в предусмотренные контрактом сроки, так и в сроки, установленные претензиями от 12.04.2024 и 24.05.2024, поставщиком исполнены не были, в связи с чем усматривает направленность таких действий (бездействия) ИП Сухоруковой Е.И. на несоблюдение условий контракта.
Следует учитывать, что предприниматель, выступая в качестве профессионального участника гражданского оборота, осуществляющего деятельность в сфере государственных (муниципальных) закупок, принимая участие в закупке и выражая согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона, а в дальнейшем заключая контракт, должен был осознавать возможные риски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей по контракту.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств предпринимателем повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало учреждение при заключении контракта - товар, предусмотренный контрактом, заказчику передан не был.
Данные обстоятельства подтверждают ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно наличие у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
По мнению Комиссии, социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, в частности при поставке товаров, отсутствие которых может привести к нарушению нормальной работы учреждения здравоохранения.
ИП Сухорукова Е.И. также не воспользовалась своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доказательства, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта поставщиком устранены, представлены не были.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у предпринимателя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, поставщик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об индивидуальном предпринимателе Сухоруковой Екатерине Игоревне подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию об индивидуальном предпринимателе Сухоруковой Екатерине Игоревне (ИНН 165715622730).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
А.О. Зефиров
А.О. Миняева
А.П. Алексина
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 июня 2024 г. N 055/10/104-612/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024