Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, И.А. Полякова - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченного представителя ГБУ "МосСпортОбъект": А.Н. Севериной (доверенность N1567 от 29.12.2023), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "СТРОЙМЕТИЗ": Л.О. Руденко (доверенность Nб/н от 20.06.2024), рассмотрев обращение ГБУ "МосСпортОбъект" о включении сведений в отношении ООО "СТРОЙМЕТИЗ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение ГБУ "МосСпортОбъект" (далее - Заказчик) о рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "СТРОЙМЕТИЗ" (далее - Победитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта с ГБУ "МосСпортОбъект" по результатам электронного аукциона на поставку крепежных материалов для нужд ГБУ "МосСпортОбъект" (реестровый N0373200068624000338) 2024-29064 2 (далее - Аукцион).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.06.2024 ООО "СТРОЙМЕТИЗ" признано победителем Аукциона.
Согласно ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта. 10.06.2024 Заказчиком размещен на электронной площадке проект контракта.
Согласно п.1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). Победителем в регламентированный законом срок на электронной площадке не размещен подписанный проект контракт и не представлено обеспечение исполнения контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе) и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки. 19.06.2024 Заказчиком размещен в единой информационной системе Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, ввиду того, что Победителем в регламентированные Законом о контрактной системе сроки не подписан проект контракта и не предоставлено обеспечение исполнения Контракта. На заседании Комиссии Управления представитель Победителя пояснил, что 10.06.2024 Победитель произвел оплату на счет Заказчику суммы в размере 102 397,77 руб., что подтверждается платежным поручением N461. Данную сумму Победитель 2024-29064 3 рассчитал исходя из установленного размера с учетом увеличения в полтора раза, в связи со снижением НМЦК более 25%. 11.06.2024 Победитель произвел доплату на счет Заказчика суммы в размере 34 132,23 руб., что подтверждается платежным поручением N464. 14.06.2024 Победитель произвел доплату на счет Заказчика, что подтверждается платежным поручением N465. В итоге сумма всех трех платежей составила 136 530,35 руб., что соответствует 10% от НМЦК закупки. 14.06.2024 Победитель зашел в личный кабинет на торговой площадке, где подкрепил в счет обеспечения исполнения заключаемого Контракта файл со всеми тремя платежными поручениями и после подписал размещенный файл с проектом контракта своей электронной цифровой подписью. Однако 19.06.2024 от Оператора площадки пришло уведомление об уклонении от подписания контракта. Разбираясь в ситуации и причине уведомления, было установлено, что на площадке файл с обеспечением прикрепился, однако подписание самого Контракта не прошло. В телефонном разговоре сотрудник технической поддержки площадки подтвердил действия по Контракту 14.06.2024 и как возможную причину сбоя в подписании указал на отсутствие галочек по некоторым позициям в карточке Контракта. Предположительно по этой причине функция подписания и была не завершена после выхода с площадки. 19.06.2024 для получения письменного подтверждения выполнения требуемых действий на площадке по подписанию контракта, Оператору площадки было направлено письменное обращение исх.N265 от 19.06.2024.
Также 19.06.2024 Заказчику было направлено письмо исх. N260 от 19.06.2024 с указанием на желание и готовность заключить и исполнять Контракт. К письму были приложены также три платежных поручения по оплате суммы обеспечения. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика ходатайствовал о не включении сведений в отношении ООО "СТРОЙМЕТИЗ" в реестр недобросовестных поставщиков. Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе). С другой стороны, анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает 2024-29064 4 недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта. В контексте положений ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), уклонившихся от заключения контрактов. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения участника закупочной процедуры. Из смысла положений части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. В гражданском законодательстве закреплена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений, о чем также сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 N12505/11 по делу NА56-1486/2010.
Соответственно, при отсутствии иных доказательств в материалах дела, недопустимо полагать, что в действиях ООО "СТРОЙМЕТИЗ"присутствовала недобросовестность. Включение ООО "СТРОЙМЕТИЗ" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является явно несоразмерным характеру осуществлённых действий. Признавая организацию уклонившейся от заключения контракта, должен быть доказан факт осуществления последней каких-либо умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, либо факт недобросовестного поведения. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном уклонении от заключения государственного контракта. Рассмотрев представленные документы и сведения, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления. 2024-29064 5
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУ "МосСпортОбъект" во включении информации об ООО "СТРОЙМЕТИЗ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков С.Р. Гаришин Исп.Гаришин С.Р. 2024-29064
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июня 2024 г. N 077/10/104-8235/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024