Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя Инспекции: |
Члены Инспекции: |
|
(далее также - Инспекция),
рассмотрев обращение заказчика - Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" и материалы дела N7-5/228, на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закона о контрактной системе), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961 "Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 961),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - заказчик) поступило обращение о согласовании заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "Новация" (ИНН 2721245667).
Из обращения заказчика следует, что основанием для обращения послужило признание аукциона в электронной форме на поставку масла сливочного (извещение N 0322100003624000054) несостоявшимся в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по основанию: по окончании срока подачи заявок, не подано ни одной заявки, в связи с чем просит согласовать заключение контракта с единственным поставщиком.
В соответствии с пп. "а" п. 11 Постановления N 961, Инспекцией проведена внеплановая проверка в отношении аукциона в электронной форме.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее.
Извещение N 0322100003624000054 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - 07.06.2024.
Предмет закупки: поставка масла сливочного.
Начальная (максимальная) цена контракта 106 343,55 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 17.06.2024 08:00 (МСК+7).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.06.2024 NИЭА1 торги признаны несостоявшимися по основанию: отсутствия поданных заявок.
Изучив материалы дела N7-5/228, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
П. 9 и п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества (п. 9);
- участник закупки не является иностранным агентом (п. 10.1).
Согласно п.п. "м" п. 1 Приложения N4 к извещению о проведении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению" (далее - Инструкция) заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ:
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества (абз. 7).
Таким образом, положения абз. 7 п.п. "м" п. 1 Инструкции извещения о закупке не соответствуют положениям п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Также Инспекция Хабаровского УФАС России отмечает, что п.п. "м" п. 1 Инструкции извещения о закупке отсутствует требование в соответствии с п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного в действиях Заказчика устанавливается нарушение п. 9, п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В структурированной форме извещения о закупке указана следующая информация об объекте закупки:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
Вид сливочного масла |
Сладко-сливочное |
|
Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики |
Наименование сливочного масла |
Традиционное |
|
Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики |
Сорт |
Высший |
|
Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики |
Тип сливочного масла |
Несоленое |
|
Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики |
Массовая доля жира |
|
Процент |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Вместе с тем, Приложение N3 к извещению о проведении закупки содержит следующую информацию об объекте закупки:
N |
Наименование товаров, работ, услуг |
ОКПД2/КТРУ |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Масло сливочное Соответствие ГОСТ: ГОСТ 32261-2013 Вид масла: Сладко-сливочное Вкус и запах: выраженный сливочный и привкус пастеризации, без посторонних привкусов и запахов Цвет: от светло-желтого до желтого, однородный по всей массе Сорт: Высший Наименование масла: Традиционное сладко-сливочное несолёное Массовая доля жира: не менее 82,5% |
10.51.30.111/ 10.51.30.110-00000004 |
кг |
135 |
Вместе с тем, как установлено Инспекцией Хабаровского УФАС России приложение N3 к извещению об осуществлении закупки и информация об объекте закупки в извещении о закупке в структурированной форме содержат разночтения. Так, например, информация об объекте закупки в извещении о закупке в структурированной форме не содержит характеристик: вкус и запах, цвет.
Ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, в действиях Заказчика устанавливается нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении противоречивой информации о характеристиках объекта закупки.
Указанное образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Как установлено Инспекцией Хабаровского УФАС России, 10.06.2024 Заказчиком размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 10.06.2024 NРИ1, основание: запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем, вышеуказанные разъяснения в нарушение ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе не содержат указаний на предмет запроса.
Указанное образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 13 Постановления N 961 контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки:
а) выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с частью 3 статьи 84 Федерального закона на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в) описания объекта закупки, влекущего ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;
г) установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
д) сокращения предусмотренного Федеральным законом срока подачи заявок на участие в закупке;
е) отклонения заявки на участие в закупке либо ее части, признания заявки на участие в закупке либо ее части не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), отказа в допуске к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
ж) несоответствия заявки на участие в закупке, поданной единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, либо информации, предусмотренной подпунктами "е" и "ж" пункта 7 настоящих Правил, требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
з) несоответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона.
При проведении внеплановой проверки, не установлено обстоятельств, предусмотренных п. 13 Постановления N 961.
Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок, в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют сведения об ООО "Новация" (ИНН 2721245667).
В соответствии со сведениями единой информационной системы в сфере закупок, в ходе проведения закупки от участников закупки, иных лиц, не поступали жалобы, иная информация о наличии признаков нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по рассматриваемой закупке.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу о необходимости согласования заказчику - Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" возможность заключения государственного контракта с единственным поставщиком - ООО "Новация" (ИНН 2721245667).
Также Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 93, 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 12 Постановления N 961, Инспекция Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Согласовать заказчику - Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" возможность заключения государственного контракта по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона на поставку масла сливочного (извещение N 0322100003624000054) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "Новация" (ИНН 2721245667).
2. Признать заказчика - Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" нарушившим п. 9, п. 10.1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 7, ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Председатель Инспекции: |
Члены Инспекции:
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27 июня 2024 г. N 229 (ключевые темы: участники закупок - характеристика - контрактная система в сфере закупок - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024