рассмотрев материалы дела N 7-3/405 по обращению заказчика, департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска, о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Шевелеве Юрии Михайловиче в связи с уклонением от заключения контракта при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на приобретение благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск" (извещение N 0122300006124000507),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Заказчиком - департаментом муниципальной собственности администрации города Хабаровска осуществлена закупка путем проведения аукциона в электронной форме на приобретение благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск" (извещение N 0122300006124000507). Начальная (максимальная) цена контракта 4 863 480,54 рублей.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.05.2024 N 0122300006124000507 победителем закупки признан участник с идентификационным номером 749677 - Конев Максим Владимирович.
В связи с невыполнением участником закупки требований части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки признан уклонившимся от заключения контракта. Протокол признания участника - Конева М.В., уклонившегося от заключения контракта, размещен в единой информационной системе 10.06.2024.
В соответствии с требованием части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик заключает контракт с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку.
Порядковый номер 2 присвоен заявке участника закупки с идентификационным номером 751260 - индивидуальному предпринимателю Шевелеву Юрию Михайловичу.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчиком 13.06.2024 в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в един информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта;
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Регламентированный срок подписания проекта контракта участником закупки истекал 20.06.2024.
В нарушение требований части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе проект контракта индивидуальным предпринимателем Шевелевым Ю.М. не подписан.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Протоколом признания участника, уклонившимся от заключения контракта от 21.06.2024, индивидуальный предприниматель Шевелев Ю.М. (идентификационный номер 751260) признан уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться, как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
В рамках рассмотрения дела индивидуальным предпринимателем Шевелевым Ю.М. представлены письменные пояснения, согласно которым индивидуальный предприниматель Шевелев Ю.М. уклонился от заключения вышеуказанного контракта в связи с реализацией предмета контракта (жилое помещение) департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска по муниципальному контракту от 13.06.2024 N 0122300006124000515-676892-998824.
Исходя из письменных пояснений индивидуального предпринимателя Шевелева Ю.М. следует, что умысла уклоняться от заключения контракта он не имел, подавая заявку на участие в закупке по извещению N 0122300006124000515, не знал о сохранении обязанности по заключению контракта первым трем участникам в случае отказа победителя по извещению N 0122300006124000507.
Деятельность как индивидуальный предприниматель Шевелев Ю.М. начал с 22.02.2024, со всеми обязанностями и положениями законодательства не ознакомлен в полном объеме.
Как следует из пояснений индивидуального предпринимателя Шевелева Ю.М., в настоящее время он понял и осознал, что своими действиями нарушил требование Закона о контрактной системе, подавать заявку на участие в закупке N 0122300006124000515 не мог.
Просит признать жалобу департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска необоснованной, не включать сведения об индивидуальном предпринимателе Шевелеве Ю.М. в реестр недобросовестных поставщиков.
Порядок включения лиц в Реестр недобросовестных поставщиков регулируется статьей 104 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 2 указанной статьи в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений приведенной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с п. 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта; б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта; в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При рассмотрении вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Шевелеве Ю.М. в реестр недобросовестных поставщиков, с учетом письменных и устных пояснений, представленных документов, учитывая, мнение заказчика, который не настаивает на включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях индивидуального предпринимателя Шевелева Ю.М. отсутствовало намерение уклониться от подписания контракта, действия (бездействие) по неподписанию индивидуальным предпринимателем Шевелевым Ю.М. контракта расцениваются Комиссией Хабаровского УФАС России, как совершенные по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные департаментом муниципальной собственности администрации города Хабаровска в отношении индивидуального предпринимателя Шевелева Юрия Михайловича в связи с уклонением от заключения контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск" (номер извещения 0122300006124000507) в реестр недобросовестных поставщиков, не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 28 июня 2024 г. N РНП-27-279
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024