Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> -руководитель управления,
члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика Государственного казенного общеобразовательного учреждения УР "Школа N79 для детей с ограниченными возможностями здоровья" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО ЧОО "ЩИТ" (ИНН 0278205515) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание охранных услуг (номер извещения в ЕИС - 0813500000124004527, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании комиссии в присутствии:
представителя Заказчика Государственного казенного общеобразовательного учреждения УР "Школа N79 для детей с ограниченными возможностями здоровья" <_> (доверенность от 21.06.2024 б/н),
посредством видеоконференцсвязи представителя ООО ЧОО "ЩИТ" <_> (доверенность от 06.06.2024 N22),
в отсутствие:
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
УСТАНОВИЛА:
29.03.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 512 664,00 рублей.
09.04.2024 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 10.04.2024 NИЭА1 на участие в закупке была подана одна заявка, соответствующая требованиям - ООО ЧОО "ЩИТ".
22.04.2024 между Заказчиком и ООО ЧОО "ЩИТ" был заключен контракт, на охранные услуги.
Цена контракта установлена в размере 512 664,00 рублей.
В связи с неисполнением Обществом принятых на себя обязательств, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС 07.06.2024.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
22.04.2024 между Заказчиком и ООО ЧОО "ЩИТ" был заключен контракт, согласно которому Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Согласно п. 1.2 контракта сроки оказания услуг: с 29.04.2024 г. по 29.09.2024 г.
В соответствии с разделом 2.2 Технического задания к контракту, Заказчик установил время охраны и количество человек на посту следующим образом:
- с 29.04.2024 г. по 29.09.2024 г. - ежедневно, круглосуточно / 1 человек на посту
- с 01.05.2024 г. по 29.09.2024 г. - в рабочие дни (пятидневная рабочая неделя), с 07:30 часов до 17:30 часов (указано местное время Удмуртской Республики), за исключением периода каникул (с 29.05.2024 г. по 31.05.2024 г.; с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г.) / 1 человек на посту
- с 01.06.2024 г. по 29.06.2024 г. - в рабочие дни (пятидневная рабочая неделя), с 08:30 часов до 14:30 часов (указано местное время Удмуртской Республики), а также 2 выходных дня (или 08.06.2024, или 15.06.2024, или 22.06.2024, или 29.06.2024) (конкретные даты согласовываются Сторонами в течение 30 дней с даты заключения Контракта) / 1 человек на посту.
03.06.2024, 04.06.2024, 07.06.2024 Заказчиком были составлены Акты о нарушении исполнителем условий контракта, а именно наличие лишь одного охранника на посту охраны.
03.06.2024, 04.06.2024 Заказчиком также было направлено требование в адрес Исполнителя о надлежащем исполнении условий контракта.
07.06.2024 Заказчик в связи с неоднократными нарушениями Исполнителем условий контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, дата вступления в силу решения - 18.06.2024.
10.06.2024 в ответ на принятое Заказчиком решение Исполнитель направил в адрес Заказчика возражения, согласно которому Исполнитель обязался осуществлять охрану объекта надлежащим образом, согласно условиям заключенного контракта.
Вместе с тем, 10.06.2024, 11.06.2024, 13.06.2024, 14.06.2024, 17.06.2024 Исполнитель не осуществлял охрану объекта согласно п. 2.2 Технического задания к контракту, на посту так же находился лишь один охранник, о чем свидетельствуют составленные Заказчиком акты о нарушениях, подписанные представителем Общества <_>
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО ЧОО "ЩИТ".
Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов было установлено, что Общество взяло на себя обязательство по оказанию охранных услуг в соответствии с условиями контракта. Однако, взятые на себя обязательства Общество не исполняло должным образом, нарушая условия контракта, а именно п. 2.2 Технического задания - выставляло на пост охраны лишь одного охранника, вместо двух, тем самым неоднократно нарушало взятые на себя обязательства.
Кроме того, после принятого Заказчиком 07.06.2024 решения об одностороннем отказе, Общество в десятидневный срок не устранило нарушения, продолжало оказывать охранные услуги ненадлежащим образом, ставя под угрозу жизнь и безопасность обучающихся и работников образовательного учреждения, что подтверждается составленными Заказчиком актами, представленными в материалы дела.
При этом, согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о халатном отношении Исполнителя к взятым на себя обязательствам по контракту, что привело к ненадлежащему его исполнению.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО ЧОО "ЩИТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО ЧОО "ЩИТ" (ИНН 0278205515) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание охранных услуг (номер извещения в ЕИС - 0813500000124004527) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО ЧОО "ЩИТ" (ИНН 0278205515) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
18.06.2024 |
21.06.2024 |
18.06.2024 |
0 |
19.06.2024 |
25.06.2024 |
25.06.2024 |
0 |
28.06.2024 |
27.06.2024 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 25 июня 2024 г. N 018/06/104-511/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024