резолютивная часть решения оглашена 26.06.2024,
решение изготовлено 27.06.202 г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 19.06.2024 N 186/24, на основании обращения заказчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области (вх. N 4369/24 от 19.06.2024), Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "__..."
Членов Инспекции: "__..."
в присутствии:
"__..." - представителя заказчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области, действующего на основании доверенности N 5 от 26.06.2024;
"__..." - представителя заказчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области, действующего на основании доверенности N 6 от 26.06.2024;
"__..." - представителя заказчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области, действующего на основании доверенности N 4 от 21.06.2024;
"__..." - представителя ООО ТПК "Сибпромэнергомаш", действующего на основании доверенности б/н от 05.06.2024,
осуществив проверку информации и документов, представленных заказчиком ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области по факту принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 03271000088240000330001 от 05.04.2024, предметом которого является выполнение работ по техническому перевооружению газовой котельной, установила следующее:
15.03.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому перевооружению газовой котельной N 0327100008824000033.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 179 612,95 рублей.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.03.2024 NИЭА1 победителем был признан участник (идентификационный номер заявки 555293) ООО ТПК "Сибпромэнергомаш" с ценой контракта 14 860 365,06 рублей.
05.04.2024 по итогам электронного аукциона между заказчиком ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области и ООО ТПК "Сибпромэнергомаш" заключен государственный контракт на выполнение работ по техническому перевооружению газовой котельной N 03271000088240000330001.
Согласно п. 5.2 государственного контракта работы должны быть выполнены с даты заключения контракта до 01.09.2024.
11.04.2024 сторонами подписан акт о передаче объекта и документации в монтаж.
19.04.2024 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх.12-24) с предложением о расторжении государственного контракта N 03271000088240000330001 по соглашению сторон ввиду того, что заложенное проектом оборудование является санкционным товаром, поставка которого не представляется возможным.
27.04.2024 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх.13-24) с предложением о расторжении государственного контракта N 03271000088240000330001 по соглашению сторон, поскольку в проектно-сметной документации отсутствует значительная часть материалов, необходимых для выполнения работ.
27.04.2024 заказчиком в ответ на письмо подрядчика исх.13-24 направлено письмо (исх.335-444уч) с отказом от расторжения государственного контракта по соглашению сторон, поскольку заказчиком был осуществлен запрос ценовых предложений на поставку оборудования, необходимого для выполнения работ, по результатам которого установлено, что необходимое оборудование имеется в наличии в свободной продаже.
03.05.2024 заказчикам в адрес подрядчика направлено письмо (исх.33/5-449уч) с сообщением о том, что дополнительные выявленные работы, не указанные в сметной документации будут приняты по результату фактически выполненных работ по согласованию заказчика.
06.05.2024 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия (исх.33/5-459уч) о том, что по состоянию на 06.05.2024 подрядчик не приступил к выполнению работ, что может повлечь просрочку исполнения обязательств по государственному контракту и начисление пени, а также с просьбой в кратчайшие сроки приступить к выполнению работ по техническому перевооружению газовой котельной.
13.05.2024 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх.14-24) о невозможности выполнения работ по государственному контракту без выполнения дополнительных выявленных подрядчиком работ, не отраженных с проектно-сметной документации, а также с просьбой заключить дополнительное соглашение об увеличении видов работ по перевооружению котельной и как следствие увеличении стоимости цены государственного контракта.
20.05.2024 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия (исх.33/5-474уч) о том, что по состоянию на 20.05.2024 подрядчик не приступил к выполнению работ, что может повлечь просрочку исполнения обязательств по государственному контракту и начисление пени, а также с просьбой в кратчайшие сроки приступить к выполнению работ по техническому перевооружению газовой котельной.
20.05.2024 подрядчиком в ответ на письмо заказчика N33/5-474уч направлено письмо (исх.15-24) о том, что после подписания сторонами дополнительного соглашения об увеличении объемов работ и стоимости контракта подрядчик обязуется приступить к выполнению работ. Одновременно письмом отмечено, что в ходе телефонных разговоров заказчиком было дано устное согласие о заключении дополнительного соглашения.
21.05.2024 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх.33/5-478уч) о том, что у заказчика отсутствует необходимость в дополнительных работах, не заложенных в проектную документацию, а приложенных расчеты подрядчика являются завышенными и необоснованными.
28.05.2024 подрядчиком в ответ на претензию заказчика N 33/5-478уч направлено письмо (исх.17-24) о том, что проектно-сметной документацией не предусмотрен ряд работ, необходимых для надлежащего выполнения работ по перевооружению котельной в рамках государственного контракта N 03271000088240000330001. А поскольку заказчиком отказано подрядчику в заключении дополнительного соглашения на увеличение объемов работ и соответственно цены контракта, то подрядчиком предложено расторгнуть государственный контракт по соглашению сторон.
04.06.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 03271000088240000330001, поскольку подрядчик по состоянию на 04.06.2024 не приступил к выполнению взятых на себя обязательств на выполнение работ по перевооружению котельной.
Указанное решение сформировано заказчиком с использованием единой информационной системы, и размещено в единой информационной системе в сфере закупок 04.06.2024.
07.06.2024 подрядчиком в ответ на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено письмо (исх.18-24) с несогласием принятия заказчиком указанного решения, поскольку работы не начаты подрядчиком ввиду необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией. Одновременно подрядчик просит согласовать рабочую встречу с представителем заказчика для совместного осмотра объекта и установления необходимости производства дополнительных работ, а также отменить решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
11.06.2024 заказчиком в адрес подрядчика направлено возражение (исх.33/5-357уч) с указанием на то, что проектно-сметная документация получила заключение достоверности определения сметной стоимости и отражает в полной мере потребность заказчика, необходимость в дополнительных работах у заказчика отсутствует.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
Заказчиком ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на выполнение работ по техническому перевооружению газовой котельной N 03271000088240000330001 от 05.04.2024, поскольку соблюдены требования Закона о контрактной системе:
1) части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, определяющей право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, пунктом 10.9 государственного контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством;
2) части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта, заказчик 04.06.2024 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 04.06.2024 10:08 (МСК), которое впоследствии 04.06.2024 автоматически с использованием единой информационной системы направлено исполнителю, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 04.06.2024 является датой надлежащего уведомления исполнителя ООО ТПК "Сибпромэнергомаш" об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 04.06.2024 является датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, то 17.06.2024 контракт считается расторгнутым.
Согласно ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 04.06.2024 является датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, и в течение десятидневного срока ООО ТПК "Сибпромэнергомаш" не устранило нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, то 17.06.2024 государственный контракт считается расторгнутым.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО ТПК "Сибпромэнергомаш" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Данный вывод подтверждается следующим:
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.5 государственного контракта предусмотрено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке.
На рассмотрении обращения представитель заказчика пояснил, что в основу принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта положен факт неисполнения ООО ТПК "Сибпромэнергомаш" обязательств по государственному контракту в установленный контрактном срок.
В ходе рассмотрения обращения представитель заказчика пояснил, что причинами, положенными в основу принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, послужило невыполнение ООО ТПК "Сибпромэнергомаш" работ по техническому перевооружению газовой котельной - подрядчик не приступил к выполнению работ по государственному контракту.
Однако, согласно материалам дела представитель подрядчика 11.04.2024 явился на объект, осуществил осмотр, а также фотофиксацию состояния здания котельной. 11.04.2024 сторонами подписан акт о передаче объекта и документации в монтаж.
Кроме того, по итогам осмотра 12.04.2024 подрядчиком составлен акт обследования объекта при передаче в монтаж, согласно которого на котлах ДКВр-4-13ГМ наблюдается значительное разрушение тяжелой обмуровки фронтовой части котла, не позволяющее замену и установку новой газовой горелки ЭММА-С4-3, 5-65-Л-Н-С-К без проведения капитального ремонта тяжелой обмуровки фронтовой части котла. Растрескивание сводов котла не позволит должным образом по окончанию работ провести пусконаладочные работы. Указанный вид работ отсутствует в проектно-сметной документации, кроме того, в сметах отсутствует значительная часть материалов, необходимых для производства работ-метизы, болты, гайки, шайбы, прокладки, отборные устройства, отвесные фланцы и др.
В материалах дела содержатся письма подрядчика, направленные в адрес заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных государственным контрактом. В указанной части между сторонами имеется спор относительно необходимости выполнения дополнительных работ. Заказчиком в ответ на указанные письма подрядчика дан отказ на заключение дополнительного соглашения об увеличении объемов и стоимости работ. Согласно позиции заказчика, проектно-сметная документация содержит исчерпывающий перечень работ, необходимых для технического перевооружения котельной. Материалами дела не подтверждается факт необходимости или ее отсутствия выполнения дополнительных видов работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией.
Кроме того, представитель подрядчика на рассмотрении обращения пояснил, что сметой предусмотрена установка оборудования конкретного производителя, страной происхождения которого является Италия (водогрейный двухходовой котел Q=291 кВт MODAL SKD 291; газовая горелка с двухступенчатым регулированием GAS Х5/2 CE TC+R. CE D1"-S), что также, затрудняет выполнение работ по государственному контракту, поскольку на указанное оборудование установлен запрет на ввоз. Согласно позиции заказчика, указанное оборудование находится в свободной продаже на территории Российской Федерации.
Также, согласно позиции подрядчика, проектно-сметная документация не содержит значительную часть материалов, необходимых для производства работ-метизы, болты, гайки, шайбы, прокладки, отборные устройства, отвесные фланцы и др. Представитель подрядчика на рассмотрении обращения пояснил, что подрядчиком осуществляется экспертиза разработанной проектно-сметной документации, а также фотоматериалов в части их полноты и соответствия заявленным заказчиком видам работ. Подтверждающие документы в материалы дела не представлены.
Согласно пояснений заказчика сметная документация предусматривает все необходимые материалы, которые включены в смену не только отдельными позициями как товар, но и подразумевающиеся в наличии при описании конкретного сметного вида работ.
Таким образом, Инспекция не может сделать однозначный вывод о том, что работы по техническому перевооружению газовой котельной не были начаты подрядчиком ввиду его недобросовестного поведения.
Односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта свидетельствует о существенном нарушении подрядчиком условий государственного контракта, однако ООО ТПК "Сибпромэнергомаш" представлены доказательства принятия возможных, своевременных и достаточных мер к урегулированию выявленных нарушений, что не может свидетельствовать о недобросовестности подрядчика.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершение обществом умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ТПК "Сибпромэнергомаш", в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, сведения в отношении ООО ТПК "Сибпромэнергомаш" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
По итогам проведения внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС Росси установила:
1. Заказчиком ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области нарушены положения п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, поскольку положениями извещения об осуществлении закупки за N 0327100008824000033 не предусмотрена возможность использования эквивалентного товара при выполнении работ по контракту.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, в частности, что:
- пункт 3 локального сметного расчета (смета) N 1 содержит указание на оборудование "Водогрейный двухходовой котел Q=291 кВт MODAL SKD 291";
- пункт 5 локального сметного расчета (смета) N 1 содержит указание на оборудование "Газовая горелка с двухступенчатым регулированием GAS Х5/2 CE TC+R. CE D1"-S", которое должно применяться при выполнении работ.
При этом, в силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, в случае если проектно-сметная документация содержит указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование страны происхождения товара, то заказчик в описании объекта закупки с целью соблюдения положений Закона о контрактной системе должен установить условие о возможности использования эквивалентного товара.
Вместе с тем Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что положениями извещения об осуществлении закупки за N 0327100008824000033 не предусмотрена возможность использования эквивалентного товара при выполнении работ по государственному контракту.
Кроме того, описание объекта закупки не содержит положений о возможности поставки эквивалентного товара с указанием параметров эквивалентности такого товара.
Положениями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность указания показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Следовательно, без указания параметров эквивалентности такого товара не представляется возможным сделать вывод, товар с какими характеристиками будет признаваться заказчиком эквивалентным.
Выявленные в действиях заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчиком ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области нарушены положения п.16, п.17 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
- размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона), поскольку заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению заявки на участие в закупке, а также требования к обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе, а также с учетом Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 15.10.2022) "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее- Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005), а также с учетом изменений, вступивших в законную силу с 18.10.2022 года, в части установления дополнительных обязательных условий в независимых гарантиях.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что в извещении о проведении закупки заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке, требование к обеспечению исполнения контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.2 ст. 45 Закона о контрактной системы.
Частью 2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать независимая гарантия.
Так, независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы, по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
Вместе с тем, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению заявок, обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 15.10.2022) утверждена форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, а также установлены дополнительные требования к независимой гарантии, в том числе, требования, вступившие в законную силу с 18.10.2022 года:
- условия о рассмотрении требования заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого требования и документов, предусмотренных перечнем документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- условия о рассмотрении споров, возникающих в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, в арбитражном суде.
Вместе с тем, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005, в том числе, дополнительные требования, вступившие в законную силу с 18.10.2022.
Таким образом, заказчиком в извещении об осуществлении закупки не в полном объеме установлены требования к обеспечению заявки на участие в закупке, а также к обеспечению исполнения контракта с учетом требований ст. 45 Закона о контрактной системе, а также с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Сведения в отношении ООО Торгово-промышленная компания "Сибпромэнергомаш" "__.." в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области нарушения положений п.1 ч.1 ст.33, п.п.16,17 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Не выдавать заказчику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области предписание об устранении нарушений положений п.1 ч.1 ст.33, п.п.16,17 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, поскольку контракт заключен и расторгнут.
4. Передать материалы обращения соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 27 июня 2024 г. N РНП-32-868
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024