Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 28 июня 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Управления городской инженерной инфраструктуры Администрации Катав -Ивановского городского поселения (далее - заказчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЭК", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "СТРОЙТЭК") в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по доведению пешеходных переходов до соответствия нормативным документам (извещение N 0869300011024000032) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Заказчика: Шефер А.Э., действующего на основании распоряжения N 212-р от 09.11.2023;
- представителя Общества: Руденко Л.О., действующей на основании доверенности б/н от 20.06.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "СТРОЙТЭК", в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по доведению пешеходных переходов до соответствия нормативным документам (извещение N 0869300011024000032).
Согласно представленным документам извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 30.05.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 940 836,25 рублей.
Протоколом N 0869300011024000032 от 07.06.2024 единственным участником признано ООО "СТРОЙТЭК".
Контракт направлен Обществу 07.06.2024.
Победитель аукцион 17.06.2024 в срок, установленный Законом о контрактной системе, не подписал на электронной площадке с помощью электронной цифровой подписи, проект контракта, не представил документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Протокол о признании уклонившимся от заключения контракта размещен в единой информационной системе 18.06.2024.
Заказчиком в материалы дела заявлено ходатайство о выдаче антимонопольным органом предписания о заключении контракта с единственным участником закупки - ООО "СТРОЙТЭК".
Из пояснений представителя Общества на заседании Комиссии следует, что победитель закупки не имел намерений и умысла уклоняться от заключения контракта.
Нарушение обязанности победителя произошло вследствие экстренной госпитализации лица ответственного за заключение контракта от имени Общества ин нахождением его в стационаре до 18.06.2024 08:00, что подтверждается выписным эпикризом из медицинской карты N 1169 ГБУЗ "Районная больница г. Катав-Ивановск", представленным в материалы дела.
При этом, согласно сведениям и документам, представленным на заседании Комиссии, Обществом внесено обеспечение исполнение контракта посредством оформления независимой гарантии, выданной ПАО Банк ТКБ, регистрационный номер 04237457004977240019 в реестре независимых гарантий в Единой информационной системе, размещенной в пределах регламентированного срока 17.06.2024 16:48 (МСК), что не оспаривается Заказчиком.
Также Обществом в адрес заказчика 19.06.2024 направлено письмо с разъяснением причины неисполнения обязательств по подписанию контракта, и подтверждением намерений заключить и исполнить контракт.
Обществом в материалы дела заявлено ходатайство о выдаче антимонопольным органом предписания о заключении контракта с Заказчиком по итогам аукциона.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно Протоколу N 0869300011024000032 от 07.06.2024 единственным участником признано ООО "СТРОЙТЭК".
Контракт направлен на подпись победителю закупки 07.06.2024.
Срок подписания контракта победителем закупки истек 17.06.2024 в 23:59, ООО "СТРОЙТЭК" не разместило на электронной площадке подписанный проект контракта, на основании чего признано уклонившейся от заключения контракта 18.06.2024.
Протокол о признании уклонившимся от заключения контракта размещен в единой информационной системе 18.06.2024 11:20 (МСК+2).
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Из документов, представленных в материалы дела, а также пояснений сторон на заседании Комиссии антимонопольного органа, следует, что Общество не имело намерения и умысла уклоняться от заключения контракта. Нарушение обязательств по заключению контракта победителем возникло вследствие экстренной госпитализации лица ответственного за заключение контракта от имени Общества и нахождением его в стационаре до 18.06.2024 08:00, что подтверждается выписным эпикризом из медицинской карты N 1169 ГБУЗ "Районная больница г. Катав-Ивановск", представленным в материалы дела.
При этом, согласно сведениям и документам, представленным на заседании Комиссии, Обществом внесено обеспечение исполнение контракта посредством оформления независимой гарантии, выданной ПАО Банк ТКБ, регистрационный номер 04237457004977240019 в реестре независимых гарантий в Единой информационной системе, размещенной в пределах регламентированного срока 17.06.2024 16:48 (МСК), до признания данного лица уклонившимся от заключения контракта, а также 19.06.2024 направлено письмо с разъяснением причины неисполнения обязательств по подписанию контракта, и подтверждением намерений заключить и исполнить контракт.
В материалы дела Обществом представлены документы, подтверждающие наличие технических возможностей для исполнения контракта, в том числе, копии договоров на поставку строительных материалов, подлежащих использованию при исполнении контракта, документы, подтверждающие право собственности на специальную технику, необходимую для выполнения работ по контракту.
Антимонопольным органом также принято во внимание, что Заказчик не настаивал на включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев все обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, с учетом мнения Заказчика, Комиссия Челябинского УФАС России не находит достаточных оснований для включения ООО "СТРОЙТЭК" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Антимонопольный орган отмечает, что законодательство о контрактной системе, в том числе, порядок рассмотрения сведений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078, не предусматривает возможность выдачи предписания о заключении контракта с лицом, признанным уклонившимся от заключения контракта, в связи с ходатайствами заказчика или иного лица.
В этой связи ходатайства о выдаче антимонопольным органом предписания о заключении контракта с единственным участником закупки - ООО "СТРОЙТЭК", заявленные Заказчиком и Обществом в ходе рассмотрения настоящего дела, не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управления городской инженерной инфраструктуры Администрации Катав -Ивановского городского поселения об Обществе с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЭК", его участниках, лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по доведению пешеходных переходов до соответствия нормативным документам (извещение N 0869300011024000032), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
И.О. Кокшарова |
Члены Комиссии |
Е.В. Кулезнева |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 июня 2024 г. N 074/10/104-1329/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024