Резолютивная часть решения оглашена 26.06.2024
В полном объеме решение изготовлено 28.06.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ГБУЗ "Городская больница N 1 г. Коркино" (далее - заказчик) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Ахмадуллине Илье Рамильевиче (далее - ИП Ахмадуллин И.Р., индивидуальный предприниматель, участник закупки) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением индивидуального предпринимателя от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку хлеба (извещение N 0869200000224004928) (далее - аукцион), при дистанционном участии:
- представителя заказчика Каляева Д.А., действующего на основании доверенности от 25.06.2024;
- ИП Ахмадуллина И.Р., действующего на основании паспорта, выписки из ЕГРИП,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 19.06.2024 в Челябинское УФАС России поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Ахмадуллине И.Р. в связи с уклонением индивидуального предпринимателя от заключения контракта.
Извещение N 0869200000224004928 о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 27.05.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 504 910,00 рублей.
В соответствии с доводами обращения заказчика ИП Ахмадуллиным И.Р. в регламентированный срок на электронной площадке не размещен подписанный участником закупки проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В связи с этим, индивидуальный предприниматель признан уклонившимся от заключения контракта.
Исходя из пояснений представителя ИП Ахмадуллина И.Р., в связи с ошибкой специалиста, ответственного за заключение контракта, индивидуальным предпринимателем пропущен регламентированный срок его подписания.
По мнению ИП Ахмадуллина И.Р., индивидуальный предприниматель не уклонялся от заключения контракта, предпринял действия, направленные на заключение контракта с заказчиком.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и т.д.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно материалам дела победителем рассматриваемой закупки признан ИП Ахмадуллин И.Р. с ценовым предложением 212 062,20 рублей (снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 58%).
Протокол подведения итогов определения поставщика размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке 05.06.2024.
Заказчиком 06.06.2024 в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе опубликован проект контракта для дальнейшего его подписания участником закупки.
Вместе с тем, ИП Ахмадуллиным И.Р. в регламентированный срок (14.06.2024) на электронной площадке не размещены подписанный участником проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер.
ИП Ахмадуллин И.Р 17.06.2024 признан уклонившимся от заключения контракта. В связи с этим, заказчиком 19.06.2024 в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) опубликован протокол о признании индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия отмечает, что заказчик разместил протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта с нарушением срока, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям ИП Ахмадуллина И.Р. участник закупки не имел намерений уклоняться от заключения контракта с заказчиком.
Индивидуальным предпринимателем предприняты меры, направленные на заключение контракта с заказчиком. Так, 20.06.2024 индивидуальный предприниматель на расчетный счет заказчика перечислил денежные средства в качестве обеспечения исполнения рассматриваемого контракта в размере, указанном в извещении об осуществлении закупки, что подтверждается копией платежного поручения N 491 от 20.06.2024 на сумму 25 245,50 рублей.
Также 20.06.2024 индивидуальный предприниматель в адрес заказчика по электронной почте направил письмо с указанием обстоятельств, воспрепятствовавших подписанию проекта контракта в регламентированный срок. Так, в связи с ошибкой специалиста, ответственного за заключение контракта, индивидуальным предпринимателем пропущен регламентированный срок его подписания.
На заседании Комиссии заказчик не настаивал на включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Ахмадуллина И.Р., являющегося субъектом малого предпринимательства, а также указал, что учреждение ранее работало и на сегодняшний день работает с индивидуальным предпринимателем, который добросовестно выполняет обязательства по контрактам.
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Кроме того, в силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В данном случае, с учетом действий ИП Ахмадуллина И.Р. по предоставлению обеспечения исполнения контракта, что подтверждает намерение участника аукциона заключить контракт с заказчиком, принимая во внимание отсутствие умышленных действий, направленных на незаключение контракта, а также с учетом мнения заказчика, наличия в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе в части срока размещения в единой информационной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о невключении сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные ГБУЗ "Городская больница N 1 г. Коркино" в отношении ИП Ахмадуллина И.Р. (ИНН 741802767760), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 июня 2024 г. N 074/10/104-1354/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024