Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия) в составе: Заместитель Председателя Комиссии - Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Голуб А.А. - специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии представителей: заказчика - Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Курганская областная школа дистанционного обучения" (далее - ГБОУ "КОШДО", Заказчик) Грибановой С.В., действующей на основании доверенности N 14 от 21.06.2024, Солдатенко С.П., действующей на основании доверенности N 12 от 21.06.2024, Общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-ПЛЮС" (далее - ООО "ЭКО-ПЛЮС", Поставщик, Общество) Евсеева С.В., действующего на основании доверенности б/н от 10.08.2023 (участвовал посредством видеоконференцсвязи), в отсутствии представителей директора Общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-ПЛЮС" Роговой Евгении Павловны, о времени и месте рассмотрения обращения извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения обращения Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), явка представителей не обеспечена, ходатайств о рассмотрении обращения ГБОУ "КОШДО" в отсутствие представителя в Курганское УФАС России не поступало, рассмотрев обращение Заказчика - ГБОУ "КОШДО" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "ЭКО-ПЛЮС", директоре ООО "ЭКО-ПЛЮС" Роговой Е.П., в связи с расторжением контракта в одностороннем порядке заказчиком, согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5.3.4 Положения определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной этой статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе). Частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении. Указанные основания должны в том числе предусматривать отказ во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 этой статьи, из реестра недобросовестных поставщиков. Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно пункту 13 Правил N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, при этом: орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Закона; орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок; рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок"; заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля; заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта); участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта; проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона, и с учетом Правил;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок). В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) 18.06.2024 поступило обращение ГБОУ "КОШДО" (вх. N 2618/24 от 18.06.2024) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации в отношении ООО "ЭКО- ПЛЮС", директора ООО "ЭКО-ПЛЮС", в связи с расторжением в одностороннем порядке контракта на поставку интерактивного комплекса с вычислительным блоком (номер реестровой записи в реестре контрактов 2450115977624000011).
В обоснование оснований для обращения Заказчик указал следующее. Между ГБОУ "Курганская областная школа дистанционного обучения" и ООО "ЭКО-ПЛЮС" был заключен Государственный контракт N 08435000002240012390001 от 08.04.2024 (далее - Контракт). Предметом контракта является поставка интерактивного комплекса с вычислительным блоком. По условиям Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику "Интерактивную панель ВМ Stark Baikal" (реестровая запись Единого реестра российской радиоэлектронной продукции N 10462652 уровень 1 (далее - реестр РЭП). Поставка интерактивного комплекса с вычислительным блоком осуществляется в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование". Срок поставки в течение 60 календарных дней с даты заключения Контракта (пункт 3.1 Контракта).
Согласно пункту 4.1.1 Контракта Поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией к Контракту (Приложение N 2), в которой указана страна происхождения Россия, реестровый номер N 10462652 (уровень 1). Пунктом 3(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.19 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878) установлено, что, за исключением случаев, установленных этим постановлением подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила и формирования и ведения которого устанавливаются правом евразийского экономического союза. Заказчиком установлено, что реестровая запись из Реестра исключена, более того на дату поставки 08.06.2024 восстановлена не будет, поскольку производителем оборудования ООО "БИЭМ ГРУПП ИНТЕГРАТОР" не подана заявка на включение в реестр (информация получена из переписки с представителем Департамента радиоэлектронной продукции Минпромторга России).
Согласно Письму Минпромторга России от 01.11.2023 N 117563/12 и на основании подпункта "д" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, такая продукция не подлежит приемке, а Контракт подлежит расторжению Заказчиком в одностороннем порядке.
Согласно пункту 4.3.2 Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если в ходе исполнения контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона) и (или) поставляемому товару.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 04.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 17.06.2024 данное решение вступило в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик просит включить в Реестр недобросовестных поставщиков сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "ЭКО- ПЛЮС", директоре ООО "ЭКО-ПЛЮС" Роговой Е.П. Комиссия Курганского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы и сведения, пришла к следующим выводам. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что Государственным казенным учреждением "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" 15.03.2024 в ЕИС размещено извещение N 0843500000224001239 о проведении электронного аукциона на поставку интерактивного комплекса с вычислительным блоком. Заказчиком является Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Курганская областная школа дистанционного обучения".
В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕИС на участие в вышеуказанном аукционе было подано 4 заявки (из них соответствует требованиям: 3; отклонено: 1), по итогам электронного аукциона победителем определено ООО "ЭКО-ПЛЮС". 08.04.2024 между Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением "Курганская областная школа дистанционного обучения" и ООО "ЭКО-ПЛЮС" заключен государственный контракт N 08435000002240012390001 на поставку интерактивного комплекса с вычислительным блоком. Как следует из обращения ГБОУ "КОШДО", в ходе исполнения Контракта Заказчиком было установлено, что требуемый к поставке товар (интерактивная панель BM Stark Baikal) перестал соответствовать требованиям извещения об осуществлении закупки и заявке участника электронного аукциона.
Согласно части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" этого пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 Закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 Закона, осуществляется в следующем порядке:
а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 Закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" этого пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 Закона;
в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" этого пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным данной статьей;
3) если в ходе исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Закона, расторгнут контракт со встречными инвестиционными обязательствами, заключенный в соответствии со статьей 111.4 Закона. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Закона, осуществляется в следующем порядке:
а) сторона контракта со встречными инвестиционными обязательствами, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 Закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении контракта со встречными инвестиционными обязательствами, заключенного согласно статье 111.4 Закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" этого пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Закона;
в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным этой статьей. Заказчик в соответствии с данной нормой Закона о контрактной системе 04.06.2024 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 08435000002240012390001 от 08.04.2024.
В силу положений части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 этой статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 этой части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 этой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 04.06.2024 сформировано, подписано и размещено в ЕИС.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта автоматически с использованием ЕИС направлено ООО "ЭКО-ПЛЮС" 04.06.2024 в 11:19 (МСК).
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. С учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение ГБОУ "КОШДО" об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу 17.06.2024.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссией Курганского УФАС России нарушения порядка размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, а также порядка направления в контрольный орган в сфере закупок обращения о включении сведений об ООО "ЭКО-ПЛЮС", директоре ООО "ЭКО-ПЛЮС", не установлены. Контрольный орган в сфере закупок в соответствии с положениями действующего законодательства рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта или ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств.
Решение контрольного органа должно содержать оценку доводов лица, в отношении которого поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков. Контрольным органом должна даваться оценка действиям поставщика (подрядчика, исполнителя) как в период, предшествующий дате принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, так и после этой даты, поскольку оценка указанных обстоятельств имеет существенное значение для оценки действий такого лица с позиции их добросовестности, даже несмотря на то, что в установленный срок контракт победителем не был исполнен или был исполнен частично. Проанализировав все представленные документы и сведения, устные пояснения представителей сторон, а также сведения, размещенные в ЕИС, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
На основании результатов определения поставщика путем проведения электронного аукциона между ГБОУ "КОШДО" и ООО "ЭКО-ПЛЮС" 08.04.2024 заключен Контракт на поставку интерактивного комплекса с вычислительным блоком BM Stark Baikal.
Комиссия Курганского УФАС России проанализировав положения Контракта от 08.04.2024, отмечает следующее. По условиям Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику "Интерактивную панель ВМ Stark Baikal", сведения о стране происхождения товара - Российская Федерация, реестровый номер N 10462652 из реестра РЭП, а также уровень - 1 указаны в спецификации, являющейся приложением N 2 к Контракту N 08435000002240012390001 от 08.04.2024.
Срок поставки в течение 60 календарных дней с даты заключения Контракта (пункт 3.1 Контракта). В пункте 4.4.1 Контракта прописано, что Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по Контракту. Пункт 4.4.5 Контракта предусматривает, что Заказчик вправе отказаться от приемки и оплаты товара, не соответствующего условиям Контракта.
В силу пункта 4.1.1 Поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией к Контракту. Поставщик обязан предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта (пункт 4.1.5 Контракта). В пункте 4.2.5 указано, что Поставщик вправе по согласованию с Заказчиком (путем заключения дополнительного соглашения) поставить товар, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Часть 6 статьи 14 Закона о контрактной системе гласит, что нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 этой статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона. Исходя из условий проведения закупки (извещение N 0843500000224001239) заменить товара (интерактивная панель BM Stark Baikal) на иной товар с улучшенными характеристиками невозможно, поскольку в извещении данной закупки установлено ограничение допуска иностранных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878.
Таким образом, ООО "ЭКО-ПЛЮС" во исполнение принятых на себя обязательств должно было поставить только интерактивную панель BM Stark Baikal.
Как следует из решения ГБОУ "КОШДО" от 04.06.2024, а также пояснений представителей Заказчика, данных в ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России, в ходе исполнения Контракта Заказчиком установлено, что реестровая запись из реестра РЭП исключена, более того на дату поставки 08.06.2024 восстановлена не будет, поскольку производителем оборудования ООО "БИЭМ ГРУПП ИНТЕГРАТОР" не подана заявка на включение в реестр (информация получена из переписки с представителем Департамента радиоэлектронной продукции Минпромторга России). Данное обстоятельство также подтверждается пояснениями представителя Общества и иными документами, представленным в материалы дела (письмо Минпромторга России (исх. N ПГ-11-8559 от 03.06.2024), письмо производителя ООО "БИЭМ ГРУПП ИНТЕГРАТОР" (исх. N ЕВ-140/10-06-24 от 10.06.2024) и иные документы). Из пояснений представителя Поставщика следует, что после получения информации от производителя товара о подтверждении исключения реестровой записи, письмом N 58 от 24.05.2024 ООО "ЭКО-ПЛЮС" уведомило Заказчика о возникновении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих поставке товара, выражающихся в исключении реестровой записи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации из единого реестра российской радиоэлектронной продукции.
В силу части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае принимая решение об отказе во включении сведению об ООО "ЭКО-ПЛЮС", его директоре исходила из того, что в ходе принятия решения об участии в закупке, при заключении и исполнении Контракта признаки недобросовестного поведения в действиях Общества не установлены. Общество подало соответствующую заявку на участие в электронном аукционе, на момент подачи заявки и подведения итогов электронного аукциона (извещение N 0843500000224001239) 27.03.2024, реестровая запись на товар (интерактивные панели BM Stark Baikal Pro+ 75) N 10462652, подтверждающая первый уровень радиоэлектронной продукции, была действующей (срок действия с 25.07.2023 по 22.07.2026).
В обеспечение исполнения обязательств по Контракту Обществом заключен дилерский договор с ООО "БИЭМ ГРУПП ИНТЕГРАТОР" N 1551-ДЛ-01-2024 от 18.01.2024 на поставку оборудования, произведена предоплата товара (платежные поручения N 10 от 19.01.2024, N 16 от 29.01.2024).
После заключения Контракта с Заказчиком Поставщиком приняты меры к надлежащему и своевременному исполнению принятых на себя обязательств. Комиссия отмечает, что после получения информации от производителя товара о подтверждении исключения реестровой записи ООО "ЭКО-ПЛЮС" уведомило Заказчика (исх. N 58 от 24.05.2024) об обстоятельствах, препятствующих поставке товара, выражающихся в исключении реестровой записи Минпромторгом России из единого реестра российской радиоэлектронной продукции. Комиссия Курганского УФАС России делая вывод об отсутствии признаков недобросовестного поведения Поставщика, исходит из того, что работая напрямую с производителем оборудования, после получения информации о том, что необходимые к поставке товары перестали отвечать требованиям Контракта, своевременно уведомило об этом Заказчика, не скрывая данного обстоятельства. Исключение продукции ООО "БИЭМ ГРУПП ИНТЕГРАТОР" произошло не по вине ООО "ЭКО-ПЛЮС", а замена товара условиями Контракта не предусмотрена. Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России при принятии решения не учитывала представленное Обществом заключение N 83 от 17.06.2024 Союза "Южно-Уральская торгово-промышленная палата" (далее - Заключение), которым засвидетельствовано наступление обстоятельств непреодолимой силы по государственному контракту N 08435000002240012390001 от 08.04.2024, выразившихся в досрочном исключении из единого реестра российской промышленной продукции реестровой записи в отношении поставляемого товара, ввиду следующего. В вводной части Заключения перечислен перечень документов, представленных эксперту для проведения экспертизы:
1. Заявление о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы N 68 от 13.06.2024.
2. Государственный контракт N 08435000002240012390001 от 08.04.2024.
3. Уведомление о контролируемой информации на 08.04.2024. 4.
Выписки из реестра российской промышленной продукции от 27.02.2024. 5.
Решение о расторжении контракта от 04.06.2024.
В Заключении указано, что "рассмотрев заявление Общества и прилагаемые к нему документы Южно-Уральская торгово-промышленная палата свидетельствует наступление обстоятельств непреодолимой силы по Контракту от 08.04.2024, выразившееся в досрочном (срок действия 22.07.2026) исключении из единого реестра российской промышленной продукции реестровой записи N 10462652.".
В соответствии с пунктом 10 Порядка включения радиоэлектронной продукции в реестр, внесения изменений в реестровую запись и ее исключения из реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 878, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации исключает радиоэлектронную продукцию из реестра в следующих случаях:
а) поступление от заявителя заявления об исключении радиоэлектронной продукции из реестра - в течение 10 рабочих дней со дня поступления указанного заявления;
б) выявление Министерством промышленности и торговли Российской Федерации фактов представления заявителем подложных документов и (или) недостоверных сведений о заявителе и (или) радиоэлектронной продукции, в том числе на основании документов, полученных в установленном порядке от государственных органов, включая вступившие в законную силу судебные акты, официальные документы иностранных государств, прошедшие в установленном порядке процедуру консульской легализации, - в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных фактов;
в) истечение срока действия заключения о подтверждении производства. В материалы дела со стороны Общества представлена копия ответа на обращение представителя ООО "ЭКО-ПЛЮС" (исх. N ПГ-11-8559 от 03.06.2024), в котором прописано следующее. Заместитель директора Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России сообщает, что "Согласно экспертному заключению Союза "Липецкой торгово-промышленной палаты" по результатам проведенной выездной проверки на предприятие ООО "БИЭМ ГРУПП ИНТЕГРАТОР" не установлен факт соответствия промышленной продукции, в отношении которой проводилась проверка, положениям постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719).
С учетом изложенного, Департамент по результатам рассмотрения экспертного заключения на основании подпункта "б" пункта 24 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 719 (далее - Правил), отозвал заключение N 77979/11 от 25.07.2023, о чем проинформировал ООО "БИЭМ ГРУПП ИНТЕГРАТОР" письмом от 04.04.2024 N 34090/11.
Согласно пункту 26 Правил на основании отзыва Заключения Минпромторг России одновременно исключил промышленную продукцию с реестровым номером N 10462652, на которую выдано Заключение, из Реестра. Датой исключения реестровой записи N 10462652 является 04.04.2024 - дата направления письма от 04.04.2024 N 34090/11.".
В связи с вышеуказанным Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что данное письмо не являлось предметом рассмотрения эксперта при подготовке Заключения, поскольку оно не перечислено в списке приложенных к обращению документов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что уполномоченным органом государственной власти в рамках законодательно предоставленных ему полномочий был установлен факт несоответствия продукции ООО "БИЭМ ГРУПП ИНТЕГРАТОР" тем данным, которые были внесены в реестровую запись N 10462652, в связи с чем она была исключена из реестра РЭП. Данный факт не носит признаков чрезвычайности и непредотвратимости, как это предусмотрено положениями статьи 401 ГК РФ.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей. Из указанного следует, что несоответствие производимого ООО "БИЭМ ГРУПП ИНТЕГРАТОР" (контрагента ООО "ЭКО-ПЛЮС") товара требованиям, предъявляемым к российской промышленной продукции первого уровня, не может относиться к обстоятельствам непреодолимой силы. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в материалы дела не представлено объективных доказательств того факта, что неисполнение Контракта со стороны ООО "ЭКО-ПЛЮС" являлось следствием его недобросовестного поведения. В материалы дела со стороны ООО "ЭКО-ПЛЮС" представлены документы, подтверждающие принятие мер для исполнения обязательств по Контракту.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, в рассматриваемом случае Комиссия Курганского УФАС России не может принять решение о включении сведений об ООО "ЭКО-ПЛЮС", директоре ООО "ЭКО-ПЛЮС" в Реестр недобросовестных поставщиков, поскольку материалами переписки сторон, документами и сведениями, представленными в материалы дела подтверждается принятие Обществом необходимых мер для надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России, приходит к следующим выводам. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29- 3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика. Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от заключения или исполнения контракта. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в материалы дела представлены документы, подтверждающие принятие мер для исполнения принятых на себя обязательств со стороны ООО "ЭКО-ПЛЮС".
Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что в действиях ООО "ЭКО-ПЛЮС", не исполнившего Контракт, отсутствовали признаки злостного умышленного поведения, направленные на неисполнение им, как участником закупки, своих обязанностей по исполнению Контракта. По смыслу норм Закона о контрактной системе, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения и исполнения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что лицо употребило свое право исключительно во зло другому лицу. С учетом изложенного, контрольный орган, при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения поставщиком тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, на основании исследования, имеющихся в материалах дела доказательств, Комиссией Курганского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО "ЭКО-ПЛЮС", не выявлено. Комиссия Курганского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "ЭКО-ПЛЮС", его директоре в Реестр недобросовестных поставщиков. С учетом вышеуказанных конкретных обстоятельств дела, Комиссия Курганского УФАС России посчитала, что включение сведений о Поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерной санкцией за допущенное им нарушение требований Закона о контрактной системе, поскольку действия Общества, несмотря на факт неисполнения условий Контракта, фактически не были направлены на умышленное, злостное уклонение от исполнения Контракта.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-ПЛЮС", директора Общества с ограниченной ответственностью "ЭКО- ПЛЮС" Роговой Евгении Павловны в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Заместитель Председателя Комиссии: И.М. Стрижова Члены Комиссии: А.А. Голуб М.П. Чеботина
2024-2215
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 24 июня 2024 г. N 045/10/104-331/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024