В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и
на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 360/24 от 25.06.2024 Комиссией Оренбургского УФАС России по проведению внеплановых проверок в составе:
Председателя Комиссии: , Членов Комиссии:
в присутствии в режиме видео-конференц-связи:
от муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Северная средняя общеобразовательная школа N2" Северного района Оренбургской области - (на основании приказа), (на основании распоряжения), (на основании приказа),
ИП Исаевой Ю.Н.,
рассмотрев обращение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Северная средняя общеобразовательная школа N2" Северного района Оренбургской области (N 035330001180000001 от 24.06.2024, вх. N 6777/24 от 26.06.2024) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Исаевой Ю.Н. (ИНН: 183500372165) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ограждению территории Секретарского филиала МБОУ "Северная СОШ N2", расположенного по адресу: Оренбургская область, Северный район, с. Секретарка, ул. Школьная, д. 13 (извещение N 0353300011824000002),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступило обращение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Северная средняя общеобразовательная школа N2" Северного района Оренбургской области (далее - Заказчик, МБОУ "Северная СОШ N2") (N 035330001180000001 от 24.06.2024, вх. N 6777/24 от 26.06.2024) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении ИП Исаевой Ю.Н. (ИНН: 183500372165) (далее - ИП, Подрядчик) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ограждению территории Секретарского филиала МБОУ "Северная СОШ N2", расположенного по адресу: Оренбургская область, Северный район, с. Секретарка, ул. Школьная, д. 13 (извещение N 0353300011824000002).
Из обращения Заказчика следует, что в срок, установленный контрактом (01.06.2024), работы по ограждению территории Секретарского филиала МБОУ "Северная СОШ N2" Подрядчиком выполнены не были, в связи с чем МБОУ "Северная СОШ N2" 10.06.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ИП Исаева Ю.Н. поддержала позицию, изложенную в письменных пояснениях, просила сведения в отношении ИП не включать в РНП. Подрядчик отметил, что в действиях ИП отсутствует умысел на уклонение от исполнения контракта. Обязательства по контракту не были исполнены по причинам, не зависящим от ИП, а именно: в приложениях к извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0353300011824000002 (Ведомость объемов работ, Локальный сметный расчет) отсутствуют характеристики материала (диаметр прута). В этой связи Подрядчик неоднократно обращался с Заказчику с просьбой согласовать характеристики ограждения, в частности размеры прута, однако МБОУ "Северная СОШ N2" отказывало в согласовании предложенных характеристик.
Уведомлением о дате, времени и месте рассмотрения дела сторонам предлагалось представить в адрес Комиссии Оренбургского УФАС России документы в обоснование своей позиции.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, исходя из совокупности представленных сторонами документов, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
27.04.2024 на официальном сайте Российской Федерации (Единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ограждению территории Секретарского филиала МБОУ "Северная СОШ N2", расположенного по адресу: Оренбургская область, Северный район, с. Секретарка, ул. Школьная, д. 13 (извещение N 0353300011824000002).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 990 730,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 06.05.2024 NИЭА1 победителем закупки признан ИП Исаева Ю.Н. (заявка N 24) с предложением по цене контракта - 777 723,05 рублей.
17.05.2024 между МБОУ "Северная СОШ N2" и ИП Исаевой Ю.Н. заключен муниципальный контракт N 0353300011824000002 на выполнение работ по ограждению территории Секретарского филиала МБОУ "Северная СОШ N2", расположенного по адресу: Оренбургская область, Северный район, с. Секретарка, ул. Школьная, д. 13 (реестровый номер контракта 3564500239024000004) (далее - контракт).
Разделом 1 "Предмет контракта" предусмотрено:
"1.1. По настоящему Контракту Подрядчик обязуется выполнить работы: "Ограждение территории Секретарского филиала МБОУ "Северная СОШ N2" расположенный по адресу: Оренбургская область, Северный район, с. Секретарка, ул. Школьная, д. 13 в соответствии с условиями настоящего Контракта.
1.2. Заказчик обязуется обеспечить приемку работ в установленные настоящим Контрактом сроки и оплатить выполненные Подрядчиком работы в соответствии с условиями Контракта.
1.3. Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с локальным сметным расчетом, ведомостью объемов работ и Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту).
1.4. Место выполнения работ: Оренбургская область, Северный район, с. Секретарка, ул. Школьная, д. 13.
1.5. Срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 01 июня 2024 г.".
Разделом 2 регламентированы права и обязанности сторон.
В частности, в силу п. 2.1.2 контракта Заказчик обязуется Оказывать содействие подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика.
Согласно п. 2.2.1 контракта Заказчик вправе осуществлять контроль за выполнением работ, их надлежащим качеством. Получать от Подрядчика устные и письменные объяснения о ходе исполнения обязательств по настоящему Контракту.
Пунктом 2.2.2 предусмотрено право Заказчика требовать от Подрядчика надлежащего выполнения обязательств по настоящему Контракту.
Согласно п. 2.3.1 контракта Подрядчик обязан выполнить работы, в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и графиком производства работ, и сдать законченные работы Заказчику в порядке, установленном настоящим Контрактом.
Пунктом 2.3.2 контракта установлено, что Подрядчик обязан выполнить все работы по настоящему Контракту в соответствии с Техническим заданием, локальным сметным расчетом, ведомостью объемов работ.
Из решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что фактически Подрядчиком обязательства не исполнены, а именно работы не начаты, материалы для выполнения работ не завезены, что нарушает п. 1.5 контракта, предусматривающего выполнить работы до 01.06.2024.
В материалы дела представлено письмо ИП Исаевой Ю.Н. от 07.05.2024 с просьбой согласовать характеристики материала, в том числе диаметр прутка 4 мм.
Письмом от 14.05.2024 исх. N 274 МБОУ "Северная СОШ N2" сообщило Подрядчику о том, что Локальным сметным расчетом предусмотрен прут диаметром 5 мм, в связи с чем характеристик ниже заявленных Заказчик согласовать не может.
ИП Исаева Ю.Н. пояснила, что в составе извещения отсутствовали параметры (диаметр) прутка металлического. В этой связи Подрядчик обратился к Заказчику в целях принятия соответствующих мер и оказания содействия ИП в рамках исполнения контракта. Кроме того, ввиду вышеуказанных обстоятельств Подрядчик приостановил работы в порядке ст. 716 ГК РФ.
На уточняющий вопрос членов Комиссии о том, каким документом предусмотрено значение диаметра прутка, представитель Заказчика затруднялся с ответом на поставленный вопрос. Исходя из представленных в материалы дела документов Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что приложения к извещению (Локальный сметный расчет, Ведомость объемов работ) действительно не содержат указания на конкретное значение характеристик диаметра прутка.
Положениями рассматриваемого контракта предусмотрена электронная приемка результатов работ. Так, в соответствии с п. 3.13 контракта оформление и подписание документов о приемке осуществляется в электронной форме в ЕИС, в соответствии с частями 13,14 статьи 94 Федерального Закона 44-ФЗ.
В силу п 3.14 контракта датой приемки выполненной работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Исходя из представленных в материалы дела документов, карточка контракта N 0353300011824000002 от 17.05.2024 (реестровый номер контракта 3564500239024000004) не содержит подписанного сторонами документа о приемке выполненных работ.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу п. 7.2 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в случае неисполнения, просрочки исполнения, либо ненадлежащего исполнения Подрядчиком условий Контракта, в том числе:
- в случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ более чем на 5 (пять) рабочих дней,
- в случае выполнения Подрядчиком работ ненадлежащего качества,
- в случае установления факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства,
- в случае не устранения Подрядчиком недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности,
- по основаниям, предусмотренным ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации,
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
В силу п. 7.3 контракта одностороннее расторжение Контракта осуществляется в порядке, определенном ст. 95 Федерального Закона 44-ФЗ от 05.04.2013.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.06.2024 в связи с тем, что Подрядчиком нарушены существенные условия контракта, на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 7.2 контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (исх. N 1 от 11.06.2024) от контракта N 0353300011824000002 от 17.05.2024.
11.06.2024 07:46 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе. Поставщиком Получено: 11.06.2024 07:46 (МСК).
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 14.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.
Учитывая положения ч. 12.1, ч. 13, ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта вступил в силу 24.06.2024. Следовательно, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п. 13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Принимая решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик указал на неисполнение Подрядчиком принятых на себя обязательств.
Комиссией Оренбургского УФАС России отмечается, что согласно пункту 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения сведений в отношении ИП Исаевой Ю.Н. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Комиссия Оренбургского УФАС России, принимая решение исследовала предоставленные как Заказчиком, так и ИП документы и пояснения, и пришла к выводу об отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости включения сведений в отношении ИП Исаевой Ю.Н. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в данном случае.
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, полагает возможным сведения об ИП в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Северная средняя общеобразовательная школа N2" Северного района Оренбургской области (N 035330001180000001 от 24.06.2024, вх. N 6777/24 от 26.06.2024) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Исаевой Ю.Н. (ИНН: 183500372165) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ограждению территории Секретарского филиала МБОУ "Северная СОШ N2", расположенного по адресу: Оренбургская область, Северный район, с. Секретарка, ул. Школьная, д. 13 (извещение N 0353300011824000002) отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 1 июля 2024 г. N 056/10/104-743/2024 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - подрядчик - филиал - характеристика)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024