Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, М.А. Барщенкова, рассмотрев обращение Министерства здравоохранения Ростовской области (далее - заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Промедфарм" (далее - поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр) в режиме видеоконференц-связи (далее - ВКС) в присутствии представителя заказчика - Гончаровой Т.С. (доверенность N 22-1.5/6 от 09.01.2024), в присутствии представителей поставщика - Кокшанова Д.В. (доверенность от 21.06.2024), Савченко М.И. (доверенность от 21.06.2024),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) направил обращение о включении сведений в реестр в 2024-12769 отношении поставщика в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 24000617 от 20.05.2024 (далее - контракт), заключенного по итогам проведения аукциона в электронной форме, извещение N 0158200001324000617 "Закупка специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области и имеющих право на получение лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Специализированный продукт для диетического лечебного питания детей с рождения при нарушении митохондриального окисления длинноцепочных жирных кислот)".
В результате осуществления проверки факта ненадлежащего исполнения ООО "Промедфарм" контракта, Комиссия Ростовского УФАС России
установила
следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Порядок рассмотрения обращения о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установленный в Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок рассмотрения обращения). Между заказчиком и поставщиком заключен контракт N 24000617 от 20.05.2024 по результатам проведения аукциона в электронной форме, извещение N 0158200001324000617.
Цена контракта составила 475 272,00 руб.
В соответствии с п. 1.1 контракта поставщик обязуется осуществить поставку специализированных продуктов лечебного питания (далее - товар) в порядке, на условиях и в сроки, установленные контрактом, согласно спецификации (Приложение N1 к контракту) и техническому заданию (Приложение N 2 к контракту).
Согласно п. 1.2 контракта наименование и количество поставляемого товара указаны в спецификации, функциональные, технические и качественные характеристики товара установлены в техническом задании.
В силу п. 3.1 контракта поставка товара осуществляется в сроки, определенные графиком (этапы) поставки (Приложение N4 к контракту). Пунктами 4.1.1, 4.1.2 контракта установлено, что поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом, обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным контрактом.
В соответствии с п. 6.4 контракта товар должен соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству товара в момент его передачи, в течение остаточного срока годности, установленного контрактом.
Согласно п. 11.2 контракта расторжение контракта допускается в случае одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу приложения N 2 к контракту "Техническое задание" к поставке требуется продукт сухой специализированный диетического лечебного питания детей с рождения "Нутриген Низкожировой (NUTRIGEN LOW FAT)", производитель товара ЗАО "Инфаприм", остаточный срок годности не менее 12 месяцев на дату поставки. Приложением N 4 к контракту установлено, что поставка осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты заключения государственного контракта (с 20.05.2024 по 03.06.2024 включительно). В ходе исполнения контракта поставщик направил заказчику письма N 03/05 от 22.05.2024, N 02/06 от 03.06.2024 о невозможности осуществления поставки товара, 2024-12769 2 соответствующего условиям контракта, в связи с наличием у производителя на данный момент товара со сроком годности до 29.03.2024.
Производство партии товара со свежим сроком годности, согласно письму ЗАО "Инфаприм" от 24.04.2024, запланировано на июнь 2024 года. Ввиду отсутствия у производителя товара с остаточным сроком годности 12 месяцев, поставщик запросил рассмотреть возможность принять товар со сроком годности до 29.03.2025.
Письмом N 22-2.2.3.1/4418 от 31.05.2024 заказчик проинформировал поставщика необходимости соблюдения условий контракта. Заказчиком принято решение от 05.06.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с наличием существенных нарушений при исполнении контракта.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Частью 12.1 ст. 95 Закона установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Заказчиком 05.06.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение в соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона сформировано и размещено в единой информационной системе 05.06.2024.
Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО "Промедфарм" о принятии заказчиком решения является 05.06.2024.
Поставщик в направленных заказчику письмах N 65 от 06.06.2024, N 66 от 07.06.2024, N 68 от 10.06.2024 просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 2024-12769 3 принять безвозмездно продукт сухой специализированный диетического лечебного питания детей с рождения "Нутриген Низкожировой (NUTRIGEN LOW FAT)" в количестве 60шт. со сроком годности до 29.03.2025.
В ответном письме N 22-2.2.3.1/4690 от 11.06.2024 заказчик проинформировал поставщика о том, что отмена решения об одностороннем отказе от исполнения контракта возможна только в случае устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения. Помимо этого, на рассмотрение направлен проект договора пожертвования. 18.06.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, поскольку нарушения, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, поставщиком не устранены в десятидневный срок. По смыслу Порядка рассмотрения обращения о включении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков возможно только при наличии в действиях такого поставщика (подрядчика, исполнителя) недобросовестного поведения. Пунктом 15 Порядка рассмотрения обращения определено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Пунктом 1 статьи 314 ГК РФ установлено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода. 2024-12769 4 Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 ГК РФ).
Согласно пояснениям ООО "Промедфарм" поставка товара с остаточным сроком годности, удовлетворяющим условиям контракта, не была осуществлена в связи с отсутствием на складе готовой продукции ЗАО "Инфаприм" продукта "Нутриген Низкожировой (NUTRIGEN LOW FAT)" с остаточным сроком годности не менее 12 месяцев на дату поставки. В представленном в материалы дела письме ЗАО "Инфаприм" от 07.06.2024 указано, что запланированное на май 2024 года производство продукта "Нутриген Низкожировой (NUTRIGEN
LOW FAT)" перенесено на июнь 2024 года в связи с техническими и организационными моментами. Комиссия Ростовского УФАС России принимает во внимание обращения поставщика к заказчику, содержащие информацию о причинах неисполнения контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли поставщика; о готовности поставщика поставить товар заказчику с имеющимся у производителя сроком годности безвозмездно в рамках заключения договора пожертвования. Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что в целях исполнения условий контракта и устранения нарушений поставщиком принято решении о безвозмездном направлении в адрес заказчика требуемого к поставке товара. Кроме того, Комиссия Ростовского УФАС России обращает внимание на то, что невозможность исполнения условий контракта обусловлена внешними, не зависящими от воли поставщиком причинами. 2024-12769 5 На заседании Комиссии Ростовского УФАС России представитель заказчика не настаивал на включении поставщика в реестр.
На основании изложенных обстоятельств Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что поставщик предпринял все зависящие от него меры для удовлетворения потребности заказчика в продукте "Нутриген Низкожировой (NUTRIGEN LOW FAT)".
В данном случае при рассмотрении обращения о включении сведений в отношении ООО "Промедфарм" в реестр поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, информация об ООО "Промедфарм" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков. Руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Отказать во включении сведений об ООО "Промедфарм" (ИНН 7701682530; ул. Шумкина, д. 20, стр. 1, ком. 38, г. Москва, 107113) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова М.А. Барщенкова Исп.Барщенкова М.А. тел.240-86-88 2024-12769 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 июня 2024 г. N 061/10/104-2129/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2024