рассмотрев поступившее 20.06.2024 обращение заказчика - Государственного казенного учреждения "Служба единого заказчика" Забайкальского края о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Комплексный технический центр Инжиниринг" (ИНН 7327072045, ЕРУЗ 20126820) в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 30.10.2023 N Ф.2023.8897 на выполнение работ по содержанию региональных и межмуниципальных автомобильных дорог: замена и установка недостающих металлических барьерных ограждений на автомобильных дорогах Акшинского района (Дарасун-Госграница с МНР км 162+300, 173+050, 182+161, подъезд к с. Акша км 4+900, 4+950) Забайкальского края (ИКЗ 232753605002075360100104100014211244, реестровый номер 2753605002023000321) , при участии представителя заказчика - Еремеева А.Ю. (доверенность 12.04.2024 б/н), в отсутствии представителя подрядчика, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения сведений,
УСТАНОВИЛА:
20.06.2024 в адрес Забайкальского УФАС России поступили сведения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 30.10.2023 N Ф.2023.8897 на выполнение работ по содержанию региональных и межмуниципальных автомобильных дорог: замена и установка недостающих металлических барьерных ограждений на автомобильных дорогах Акшинского района (Дарасун-Госграница с МНР км 162+300, 173+050, 182+161, подъезд к с. Акша км 4+900, 4+950) Забайкальского края (ИКЗ 232753605002075360100104100014211244, реестровый номер 2753605002023000321 .
Заказчиком указано следующее. "30 октября 2023 года между Государственным казенным учреждением "Служба единого заказчика" Забайкальского края и Обществом с ограниченной ответственностью "Комплексный технический центр Инжиниринг" заключён государственный контракт N Ф.2023.8897 на выполнение работ по содержанию региональных и межмуниципальных автомобильных дорог: замена и установка недостающих металлических барьерных ограждений на автомобильных дорогах Акшинского района ( Дарасун-Гостраница с МНР км 162+300, 173+050, 182+161, подъезд к с. Акша км 4+90, 4+950) Забайкальского края - далее Контракт.
Согласно п. 3.1. Контракта, цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Цена Контракта (цена работ) составляет 29 545 631 (Двадцать девять миллионов пятьсот сорок пять тысяч шестьсот тридцать один) рубль 00 копеек, с учетом налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 (Двадцать) процентов.
В соответствии с п. 7.1 Контракта: Начало выполнения работ - с момента заключения настоящего Контракта, Окончание работ - 20.12.2023 г.
Согласно п. 7.2 контракта дата окончания работ, в том числе даты окончания отдельных видов работ, являются исходными для определения имущественных санкций.
Согласно п. 10.1.5 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня исполнения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически выполненных .
В соответствии с Календарным графиком (Приложение N 2) к настоящему Контракту Подрядчик должен был выполнить работы до 20 декабря 2023 года, включительно, но Подрядчик фактически по состоянию на 30 мая 2024 года так и не приступил к выполнению работ на объекте.
Согласно п. 14.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в следующих случаях: "14.2.10.
Нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ, а равно выполнение работы настолько медленно, что её окончание к установленному сроку становится явно невозможным." 07.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и размещено в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. 18.06.2024 контракт расторгнут". ООО "Комплексный технический центр Инжиниринг" письменные возражения относительно включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков не представлены.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, пункта 7 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закона о контрактной системе) Комиссией проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее. 30.10.2023 между Государственным казенным учреждением "Служба единого заказчика" Забайкальского края и Обществом с ограниченной ответственностью "Комплексный технический центр Инжиниринг" заключён государственный контракт N Ф.2023.8897 на выполнение работ по содержанию региональных и межмуниципальных автомобильных дорог: замена и установка недостающих металлических барьерных ограждений на автомобильных дорогах Акшинского района ( Дарасун-Гостраница с МНР км 162+300, 173+050, 182+161, подъезд к с. Акша км 4+90, 4+950) Забайкальского края - далее Контракт. (реестровый номер 2753605002023000321).
В соответствии с п. 1.1 Контракта в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения, Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию региональных и межмуниципальных автомобильных дорог: замена и установка недостающих металлических барьерных ограждений на автомобильных дорогах Акшинского района (Дарасун-Госграница с МНР км 162+300, 173+050, 182+161, подъезд к с. Акша км 4+900, 4+950) Забайкальского края (далее - Работы).
В соответствии с. 1.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить весь комплекс работ, указанных в п. 1.1 настоящего Контракта, в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1), условиями настоящего Контракта и иными приложениями к нему, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Подрядчик изучил все материалы Контракта и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество выполняемых работ, и принимает на себя все расходы, риск и трудности выполнения работ. Никакие иные работы Подрядчика не являются приоритетными в ущерб работам по настоящему Контракту.
1.5. Работы выполняются в один этап.
6.1. Действие настоящего Контракта начинается с момента его заключения и истекает при полном исполнении обязательств Сторонами (31.12.2023 г.). 7.1.
Начало работ - c момента заключения контракта. Окончание работ - 20 декабря 2023 г. 7.2.
Дата окончания работ, в том числе даты окончания отдельных видов работ, являются исходными для определения имущественных санкций.
В соответствии с п. 8.2 Контракта Заказчик имеет право:
- п. 8.2.1.
Осуществлять контроль над ходом выполнения работ, в том числе осуществлять выездные проверки на место проведения работ и участвовать в проведении работ в качестве наблюдателя с правом получения любой информации и ознакомления с документами, связанными с выполнением работ по настоящему Контракту.
-п. 8.2.4.
Заказчик имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных в ходе осмотров недостатков содержания автомобильных дорог (несоответствие ГОСТ, СНиП). Приказы и распоряжения Заказчика имеют статус Предписаний и являются обязательными для исполнения Подрядчиком. Их неисполнение служит основанием для применения мер ответственности, предусмотренных разделом 10 настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом 14.1 Контракта: Контракт может быть расторгнут по обоюдному согласию сторон, по решению суда или стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, а также основаниям, указанным в частях 8- 11, 13-19, 21-23 и 25 статьи 95 Федерального Закона N 44-ФЗ, а также условиями настоящего Контракта. В случае принятия решения одной из сторон Контракта об одностороннем отказе от исполнения Контракта расторжение Контракта после принятия такого решения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 14.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в следующих случаях:
-п. 14.2.10.
Нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ, а равно выполнение работы настолько медленно, что ее окончание к установленному сроку становится явно невозможным; 07.06.2024 в связи с вышеизложенным на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 14.2, подпункта 14.2.10 государственного контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.В установленные контрактом сроки ООО "КТЦ Инжиниринг" работы не выполнило. 18.06.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут. 31.05.2024 заказчиком направлена претензия об уплате штрафа в размере 2552742,52 рублей До настоящего момента штраф подрядчиком не оплачен. Рассмотрев представленные документы и объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу обязательства одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации). Обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения не допускается (ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 ГК РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Указанное условие предусмотрено разделом 14 государственного контракта. В Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.06.2024 указано, на нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ, а равно выполнение работы настолько медленно, что ее окончание к установленному сроку становится явно невозможным. Законом о контрактной системе предусмотрен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 07.06.2024 заказчиком принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 07.06.2024 подрядчиком получено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. 18.06.2024 контракт расторгнут.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок расторжения контракта, предусмотренный Законом о контрактной системе, заказчиком не нарушен.
В силу требований части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", (далее - Правила). Заказчиком в антимонопольный орган направлено обращение по форме, предусмотренной приложением N1 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078.
Подрядчиком не представлены возражения и документы относительно включения сведений в РНП.
В силу требований пункта 13 Правил, части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку содержащихся в представляемых заказчиком документах и информации фактов. В случае подтверждения этих фактов информация включается в реестр недобросовестных поставщиков.
В силу требований пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Комиссией установлено:
- нарушения законодательства о контрактной системе при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлении его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещении в единой информационной системе заказчиком не допущены;
- заказчиком подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта (подрядчик не выполнял работы, предусмотренные контрактом, подрядчик не приступил к выполнению работ на объекте в установленный контрактом срок).
- подрядчиком (исполнителем) не представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; а так же, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках по размещению государственного и муниципального заказов (части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе). ООО "КТЦ Инжиниринг" осуществляет предпринимательскую деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск.
Таким образом, ООО "КТЦ Инжиниринг" принимая решение об участии в закупке, а также при подписании контракта, тем самым, возложило на себя риск неблагоприятных последствий, предусмотренных за нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, исключительно наличие факта принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не является достаточным для принятия решения о включении лица в РНП без установления причин, оснований и обстоятельств, вызвавших неисполнение условий контракта. Исходя из представленных заказчиком документов и пояснений, Комиссия соглашается, что подрядчик грубо нарушил условия контракта - несмотря на социальную значимость объекта закупки, фактически подрядчик не осуществлял работы по содержанию региональных и межмуниципальных, что приводит к риску возникновения чрезвычайной ситуации на региональных и межмуниципальных автомобильных дорогах Акшинского района Забайкальского края. Исходя из вышеизложенного, Комиссия разделяет позицию заказчика о недобросовестном отношении подрядчика к исполнению требований заказчика, в соответствии с условиями заключенного контракта, нарушение которых является основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке. Поскольку в ходе проведения проверки достоверность представленной заказчиком информации документально подтверждена; учитывая, что пояснения и документы, подтверждающие принятие подрядчиком исчерпывающих мер для надлежащего исполнения условий контракта подрядчиком не представлены, а так же, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, комиссия
установила
факт недобросовестного поведения подрядчика в рамках исполнения контракта реестровый N 2753605002023000321 , и не выявила в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, следовательно, сведения в отношении ООО "КТЦ ИНЖИНИРИНГ" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков. Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия на основании результатов проведенной проверки,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Государственным казенным учреждением "Служба единого заказчика" Забайкальского края в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО "Комплексный технический центр Инжиниринг" (ООО "КТЦ Инжиниринг" -ИНН 7327072045, ЕРУЗ 20126820, 432045, юридический адрес: Ульяновская область, г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 16, помещ. 10, генеральный директор: Щербина Александр Иосифович ИНН 732703381048) в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 30.10.2023 N Ф.2023.8897 на выполнение работ по содержанию региональных и межмуниципальных автомобильных дорог: замена и установка недостающих металлических барьерных ограждений на автомобильных дорогах Акшинского района (Дарасун-Госграница с МНР км 162+300, 173+050, 182+161, подъезд к с. Акша км 4+900, 4+950) Забайкальского края (ИКЗ 232753605002075360100104100014211244, реестровый номер 2753605002023000321) включить в реестр недобросовестных поставщиков. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения указанных сведений в единой информационной системе (официального сайта в Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг). Решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения сведений может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Т.И. Яковлева Члены комиссии: А.О. Осипова И.С. Китаева
2024-3297
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 27 июня 2024 г. N РНП-75-61
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024