Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - начальник отдела, М.А. Грицай, члены Комиссии - заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина, специалист-эксперт, А.Р. Мулагалеев (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный университет имени Михаила Фёдоровича Решетнева" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Ресурс БВ" (ИНН 6677012033) (далее - Общество),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Заказчика в связи с уклонением Общества от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на "Поставку вилок мерных" (далее - запрос котировок), извещение N0319100031924000038 , ИКЗ 241246200332024620100100530012573244.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения РНП).
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и раздела III Правил ведения реестра Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Кроме того, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссией проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. Комиссией не установлено, что Заказчиком нарушены требования к порядку или форме 2024-11004 2 обращения. Комиссией в адрес Заказчика и Общества направлены уведомления о назначении даты рассмотрения о включении в РНП (далее - Уведомление), уведомления размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС).
Заказчиком и Обществом в установленный срок предоставлены в адрес Красноярского УФАС России запрошенные в Уведомлении документы и сведения. Заседание Комиссии состоялось 27.06.2024 в 15 часов 30 минут (МСК+4).
На заседании Комиссии присутствовали представители Заказчика личность и полномочия представителя подтверждены. Рассмотрев обращение Заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком и Обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
следующее. На официальном сайте zakupki.gov.ru 10.06.2024 было размещено извещение N N0319100031924000038 .
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 90 950 (шестьсот сорок три тысячи шестьсот девяносто три) рубля 00 копеек.
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика Обществом в установленный срок Контракт не был подписан, на основании чего Общество было признано уклонившимся от заключения Контракта.
В силу части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктами "а", "д" пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная 2024-11004 3 подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, указывается с использованием ЕИС по состоянию на дату и время формирования проекта контракта.
Таким образом, заказчик должен сформировать с использованием ЕИС и разместить в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, и помимо прочего указанного в пункте 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе включить в проект контракта характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, а также наименование страны происхождения товара. Комиссией установлено, что заказчиком в установленный Законом о контрактной системе срок сформирован с использованием ЕИС и размещен в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта. В Приложении N 1 к проекту контракта "Спецификация" в графе "Наименование объекта закупки, товарный знак, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы" указано "Вилка мерная Mantax Blue, 650 мм". В электронном контракте, сформированном с использованием ЕИС, информация о товарном знаке указана аналогично. Однако, проанализировав содержание заявки подателя жалобы, Комиссия установила, что в такой заявке указание на товарный знак отсутствует.
Таким образом, заказчиком были совершены действия направлению победителю закупки на подписание проекта контракта, фактическое содержание которого не соответствует содержанию заявки на участие в закупке победителя запроса котировок, следовательно, указанные действия заказчика совершены с нарушением требований части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании анализа положений извещения о проведении запроса котировок, сформированных с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также путем прикрепления электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком осуществляется закупка следующего товара: 2024-11004 4 Наименование товара, Знаки обслуживания, фирменные наименования, Код позиции Товарный знак работы, услуги патенты, полезные модели, промышленные образцы Mantax Blue Вилка мерная Идентификатор: 25.73.10.000 Mantax Blue, 650 мм Допускается поставка 153404482 эквивалента Проанализировав документы, представленные заказчиком, Комиссия установила, что в извещении о закупке заказчиком установлены указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов с проставлением "галочки" в поле "Допускается поставка эквивалента". В связи с тем, что такое поле в ЕИС имеется только в отношения указания "Товарный знак", в отношении указания "Знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы" такого поля не имеется, в связи с чем информация в отношении знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов автоматически добавилась в электронный контракт, который был направлен победителю закупки на подписание. При этом, формируя извещение о закупке в ЕИС, заказчик был уверен, что поле "Допускается поставка эквивалента" распространяется и на указание "Товарный знак", и на указание "Знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы".
Согласно разъяснениям службы поддержки ЕИС, предоставленным по запросу заказчика, поле "Предмет контракта" в проекте структурированного контракта заполняется автоматически на основании сведений из извещения (приглашения) об осуществлении закупки и недоступно для редактирования. Информация об объектах закупки отображается в блоке "Объект закупки" на вкладке "Предмет контракта", при этом следующие поля заполняются автоматически и недоступны для редактирования:
- "Наименование объекта закупки" формируется на основании сведений о наименовании товара, работы, услуги из извещения (приглашения);
- "Товарный знак" отображается только для объектов закупки с типом "Товар" и заполняется на основании предложения участника закупки из итогового протокола:
- "Знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы" наследуется из извещения (приглашения).
Таким образом неподписание Контракта Обществом произошло по причине несоответствия направленного Заказчиком Обществу проекта контракта и заявки Общества.
Согласно пункту 14 Правил ведения реестра, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения РНП, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) Заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, 2024-11004 5 граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом Заказчиком в соответствии с подпунктом "а" пункта 14 Правил ведения РНП были нарушены требования части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе при направлении обществу проекта контракта, что подтверждается решением от 27.06.2024 N 024/06/106-1956/2024.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Вместе с тем "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения Общества. Следовательно, основанием для включения в реестр является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. При этом включение в реестр представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018). Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пунктом 14 Правил ведения РНП, Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Краевая 2024-11004 6 межрайонная больница N3" во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Перспектива" (ИНН: 2462069843), в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай А.Р. Мулагалеев Исп.Мулагалеев А.Р. тел.8(391)2110144,вн. 2024-11004
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 июня 2024 г. N 024/10/104-1985/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024