Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицайа, начальник отдела; члены Комиссии - М.А. Косенко, старший государственный инспектор; А.Р. Мулагалеев, специалист-эксперт, (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- ФГБУ ВО "Сибирский государственный институт искусств им. Д. Хворостовского" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) сведений об ИП Ханипове Х. Р. (ИНН: 246114050254) (далее - ИП),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об ИП в РНП в связи с уклонением ИП от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по устройству металлического ограждения с воротами и калитками на территории общежития СГИИ имени Д. Хворостовского" (далее - электронный аукцион), извещение N 0319100000324000002, ИКЗ 241246600054624660100100140014329244.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения РНП).
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и раздела III Правил ведения реестра Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки фактов уклонения ИП от заключения контракта. Кроме того, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссией проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. 2024-11072 2 В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией не установлено, что Заказчиком нарушены требования к порядку или форме обращения о включении сведений об ИП в РНП. Комиссией в адрес Заказчика и ИП направлены уведомления о назначении даты заседания Комиссии (далее - Уведомление), Уведомление размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС).
Заказчиком и ИП в установленный срок предоставлены в адрес Красноярского УФАС России запрошенные в Уведомлении документы и сведения. Заседание Комиссии состоялось 01.07.2024 в 10:30 (МСК+4).
На заседании Комиссии присутствовали представители Заказчика и ИП, личности и полномочия представителей подтверждены. Рассмотрев обращение Заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком и ИП, проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
следующее. На официальном сайте zakupki.gov.ru 29.05.2024 было размещено извещение N N0319100000324000002 .
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 850 282 (два миллиона восемьсот пятьдесят тысяч двести восемьдесят два) рубля 30 копеек. Комиссией не установлено, что Заказчиком были нарушены сроки для направления ИП проекта контракта, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Комиссией установлено, что ИП в установленный частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе срок контракт был подписан. Кроме того, ИП была предоставлена независимая гарантия ЭГ-1450185/24 от 17.06.2024 на сумму 197 000 (сто девяноста семь тысяч) рублей 00 копеек в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту. Комиссией установлено, что в соответствии с извещением размер обеспечения определяется от цены, по которой заключается контракт в порядке пункта 3 части 6, части 6.2 статьи 96 и пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе. Комиссией установлено, что цена, по которой заключается контракта с ИП составляет 1 970 000 (один миллион девятьсот семьдесят тысяч рублей) 00 копеек. Вместе с тем, Комиссией установлено, что цена контракта при была снижена ИП более чем на 25%, вместе с тем ИП не были выполнены требования, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе. ИП был признан уклонившимся от заключения контракта в порядке части 6 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с письменными пояснениями ИП нарушение требований статьи 37 Закона о контрактной системе произошло по причине ошибки сотрудника ИП (сотрудник ИП не учёл положения статьи 37 Закона о контрактной системе при предоставлении обеспечения). Комиссия отмечает, что 25.06.2024 уже после признания ИП уклонившимся от заключения контракта протоколом о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 24.06.2024 ИП уведомлял Заказчика о сложившейся ситуации письмами на электронную почту, а также посредством телефонных звонков. ИП предлагал Заказчику или увеличить сумму независимой гарантии или предоставить информацию, подтверждающую добросовестность ИП в порядке частей 2 и 3 статьи 37 Закона о контрактной системе. Комиссия отмечает, что функционал ЕИС не позволяет заключить контракт с участником закупки, признанным уклонившимся от заключения Контракта. Комиссия также учитывает, что Заказчик не настаивает на включении ИП в РНП.
Согласно пункту 14 Правил ведения реестра, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения РНП, 2024-11072 3 выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) Заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Комиссией установлено, что в порядке подпункта "б" пункта 13 Правил ведения РНП ИП совершены действия, свидетельствующие об отсутствие намерения уклонятся от заключения Контракта, а именно контракт был подписан, а также была предоставлена независимая гарантия без учёта положения статьи 37 Закона о контрактной системе. Кроме того, ИП уже после признания ИП уклонившимся от заключения контракта уведомлял Заказчика о причинах уклонения контракта, предлагал возможные пути решение проблемы.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Вместе с тем "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения Общества. Следовательно, основанием для включения в реестр является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. При этом включение в реестр представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13. 2024-11072 4 Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018). Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пунктом 14 Правил ведения реестра РНП, Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования "Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского" во включении сведений об индивидуальном предпринимателе Ханипове Хайдарали Рахматуллоевиче (ИНН: 246114050254), в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии М.А. Косенко А.Р. Мулагалеев Исп.Мулагалеев А.Р. тел.8(391)2110144,вн. 2024-11072
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 июля 2024 г. N 024/10/104-1989/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024