Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, врио руководителя; члены комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела; А.Р. Мулагалеев, специалист- эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярская межрайонная детская больница N 4" (далее - Заказчик) с просьбой о внесении сведений об индивидуальном предпринимателе Каримове Хушбахтджоне Шарофовиче (ИНН:246534775687) (далее - ИП) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N- 5050/24 "Поставка фруктов (апельсины, бананы)", извещение N0119200000124004485, ИКЗ 242246300654024630100100070090000244,
установила
следующее. Между Заказчиком и ИП (победителем электронного аукциона) был заключён Контракт N ПРОД-2024.004485.2 от 27.06.2024 (далее - Контракт), Контракт был расторгнут.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Закон о контрактной системе) Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения РНП. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения РНП).
Комиссия при принятии решения о включении или не включении в РНП руководствуется в том числе правилами ведения РНП.
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и раздела III Правил ведения РНП Комиссией было принято решение о проведении внеплановой проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта. Кроме того, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований законодательства 2024-11173 2 о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. Комиссия провела проверку обращения Заказчика на предмет соблюдения формальных требований. Комиссией установлено, что форма обращения соответствует Правилам ведения РНП. Комиссия обращает внимание, что решение Заказчика об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) 14.06.2024, решение об одностороннем отказе вступило в силу 24.06.2024, обращение направлено в адрес Красноярского УФАС России посредством ЕИС 25.06.2024.
Комиссия установила, что Заказчиком не нарушен порядок подачи обращения о включении сведений об ИП в РНП. Вместе с тем Комиссия установила, что Заказчиком 27.06.2024 Контракт был заключён с участником закупки, занявшим второе место. Комиссией установлено, что в соответствии с извещением об осуществлении электронного аукциона предметом Контракта является поставка продовольствия для нужд медицинского учреждения Заказчика, таким образом в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе заключён Контракт для нормального жизнеобеспечения граждан. Комиссией установлено, что в соответствии с положениями части 17.1. статьи 95 закона о контрактной системе при расторжении Контракта в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, Заказчик вправе заключить Контракт с участником закупки, занявшим второе место, в том числе и при отсутствие решения о включении сведений о победителе электронного аукциона в РНП.
Согласно письму Минфина России от 24 июля 2020 г. N 2403-07/65122 "О рассмотрении обращения" в случае одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан Контракт с участником закупки, занявшим согласно протоколу подведения итогов второе место, заключается независимо от включения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, действия Заказчика по направлению проекта контракта участнику закупки, занявшему второе место не противоречит части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Комиссией в адрес Заказчика и ИП направлено уведомление о назначении даты заседания Комиссии о включении в РНП и предоставлении документов и сведений (далее - Уведомление), Уведомление размещено в ЕИС.
Таким образом Заказчик и ИП считаются надлежащим образом уведомленными о дате заседания Комиссии. Заказчиком в установленный срок предоставлены в адрес Красноярского УФАС России запрошенные в Уведомлении документы и сведения. ИП запрошенные документы и сведения не предоставлены. Заказчиком до заседания Комиссии заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в его отсутствие, ходатайство было рассмотрено и удовлетворено Комиссией. Заседание Комиссии состоялось 02.07.2024 в 10 часов 30 минут (МСК+4), заседание Комиссии прошло в отсутствие представителей Заказчика и ИП. Рассмотрев обращения, представленные Заказчиком документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
следующее. Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 1.1. раздела 1 Контракта ИП должен поставить продукты питания (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к Контракту) и Техническим заданием (Приложение N2 к Контракту. Комиссией установлено, что в соответствии с Техническим заданием (Приложение N2 к Контракту ИП должен поставить Заказчику: Апельсины (товарный сорт: первый; страна происхождения: Российская Федерация; изготовитель: ООО "Кристал"); бананы (товарный класс: не ниже экстра; страна происхождения: Республика Эквадор; изготовителя: Don Carlos fruit S.A. 2024-11173 3 donfruit).
Комиссией установлено, что в соответствии с решением Заказчика об одностороннем отказе N1666 товар, поставленный ИП 15.05.2024 по заявке от 07.05.2024; 17.05.2024 по заявке от 14.05.2024; 10.06.2024 по заявке от 03.06.2024 не соответствовал положениям Технического задания(Приложение N2 к Контракту. Кроме того, кроме того, ИП допустил нарушение сроков на поставку Товара по заявкам от 07.05.2024 и 14.05.2024.
Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд применяются отдельные положения о договоре поставки. Вместе с тем в соответствии с пунктом 5 статьи 454 ГК РФ к договоре поставки могут применяться положения о договоре купле продаже товара. Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 463 ГК РФ, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи. Комиссией установлено, что в соответствии с информацией, размещённой в ЕИС, Заказчик разместил мотивированный отказ от товара по документам о приёмки: от 15.05.2024 по причине несоответствия характеристик поставленного товара условиям Контракта; 17.05.2024 по причине несоответствия этикетки и упаковки товара; 10.06.2024 по причине несоответствия декларации о соответствии условиям Контракта. Комиссией установлено, что в соответствии с письменными пояснениями Заказчика мотивированный отказ от Товара от 15.05.2024 и 10.06.2024 произошёл по причине несоответствия изготовителя товара, указанного в Спецификации: Don Carlos fruit S.A. donfruit, и изготовителя, указанного в декларации к поставленному Товару: Agroaereo fruit export S.A.
Комиссией установлено, что ИП 31.05.2024 направил Заказчику письмо: исх.N 31/05-2024 о замене производителей бананов по Контракту, ИП указал, что Don Carlos fruit S.A. donfruit больше не поставляет Товар в г. Красноярск; ИП предложил Заказчику Товар изготовителя Agroaereo fruit export S.A.
Кроме того, в соответствии с письменными пояснениями Заказчика маркировка упаковок поставленного 17.05.2024 Товара содержала указания на страны происхождения Товара - Китайская Народная Республика и Арабская Республика Египет, что не соответствует условиям Технического задания.
Таким образом Комиссия приходит к выводу о том, что ИП осуществил замену изготовителя бананов, вместе с тем ИП была осуществлена поставка Товара от 17.05.2024, содержащая маркировку стран происхождения, не соответствующих спецификации. При этом Комиссией не установлено, что ИП уклонялся от исполнения обязательств по Контракту, Комиссией установлено, что замена изготовителя бананов произошла по причине отказа Don Carlos fruit S.A. donfruit от поставки Товара в город Красноярск, о чём ИП проинформировал Заказчика. Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с информацией, размещённой в ЕИС, Заказчиком был принят Товар по документу о приёмке N950 от 21.05.2024, содержащий декларацию о производителе Товара Agroaereo fruit export S.A.
Комиссия также не установила, что у Заказчика имелись замечания к качеству поставленного Товара. Комиссия также отмечает, что нарушение сроков поставки Товара, а также не предоставление Товара в соответствии со Спецификацией является основанием для одностороннего отказе и применения мер гражданско-правовой ответственности к ИП. Вместе с тем Комиссия с учётом всех обстоятельств дела не находит, что указанные нарушения свидетельствуют о недобросовестности ИП.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих 2024-11173 4 случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Комиссией установлено, что ИП в соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил ведения РНП ИП совершены следующие действия направленные на надлежащее исполнение Контракта, а именно ИП был приобретён Товар, Товар был поставлен Заказчику. ИП проинформировал Заказчика о причинах замены изготовителя части Товара. Комиссия обращает внимание на то, что не приходит к выводу о неправомерности принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости применения к ИП такой санкции, как включение в реестр недобросовестных поставщиков. При этом за просрочку исполнения обязательств, ненадлежащее исполнение обязательства предусмотрена специальная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было. При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС- 11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, 2024-11173 5 от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
решила
отказать заказчику во включении сведений в отношении индивидуального предпринимателя Каримова Хушбахтджона Шарофовича (ИНН:246534775687) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии М.А. Грицай А.Р. Мулагалеев Исп.Мулагалеев А.Р. тел.8(391)2110144,вн. 2024-11173
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 июля 2024 г. N 024/10/104-2019/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2024