Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления; членов Комиссии: Дмитриевой Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Жданкиной Ю.К. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
- ОБУЗ "Ивановский областной онкологический диспансер" (далее - Заказчик) - Баскаковой Елены Александровны (дов. б/н от 02.10.2023), - ООО "Би-компани" (далее - Общество, Поставщик) - Куликовой Анны Николаевны (дов. б/н от 01.07.2024), на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 25.06.2024 от ОБУЗ "Ивановский областной онкологический диспансер" поступило обращение о включении сведений об ООО "Би-компани" (ИНН: 7731329393), генеральном директоре Общества - Бакулине Илье Александровиче (ИНН: 700401078839) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения МНН Цисатракурия безилат, Дексмедетомидин (запрос котировок в электронной форме N0333200019423000173, реестровый номер контракта 2372800215023000289), в соответствии с Законом о контрактной системе. Рассмотрев представленные ОБУЗ "Ивановский областной онкологический диспансер", ООО "Би-компани" документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении обращения, а также проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее. 07.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru ) (далее - официальный сайт) размещено извещение N0333200019423000173 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственного препарата для медицинского применения МНН Цисатракурия безилат, Дексмедетомидин. Начальная (максимальная) цена контракта - 999 795 руб. Победителем закупки признано ООО "Би-компани". По итогам проведения указанной закупки 19.12.2023 между ОБУЗ "Ивановский областной онкологический диспансер" и ООО "Би-компани" заключен контракт N173/23 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения МНН Цисатракурия безилат, Дексмедетомидин (далее - Контракт).
Согласно Календарному плану Приложения N3 к Контракту поставка товара осуществляется по заявке Заказчика, не чаще 3 раз в месяц в течение всего срока действия контракта, установленного п. 12.1 Контракта, в течение 5 дней со дня получения заявки от Заказчика. Количество товара определяется заявкой Заказчика. Заказчиком 26.02.2024 была направлена заявка на поставку товара в количестве 50 шт. Обществом 29.02.2024 осуществлена поставка товара в количестве 50 шт. Товар принят и оплачен Заказчиком. 15.03.2024 и 10.04.2024 Заказчиком направлялись заявки Обществу на поставку товара по 50 шт. Обществом данные заявки в срок, установленный Контрактом, не исполнены. 26.04.2024 Обществом в адрес Заказчика направлено гарантийное письмо с обязательством поставить товар по заявкам от 15.03.2024 и 10.04.2024 (100 шт.) до 14.05.2024.
Указанное обязательство не было исполнено Обществом до 14.05.2024. 20.05.2024 Заказчиком направлялась заявка Обществу на поставку товара в количестве 100 шт. Обществом данная заявка в срок, установленный Контрактом, не исполнена. 28.05.2024 Заказчиком в адрес Общества была направлена претензия с требованием поставить товар до 04.06.2024 по направленным ранее заявкам. Товар Обществом до 04.06.2024 не поставлен. 06.06.2024 Заказчиком направлялась заявка Обществу на поставку товара в количестве 100 шт. Обществом данная заявка в срок, установленный Контрактом, не исполнена.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании ч. 9 ст. Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 12.3 Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров. 13.06.2024 Заказчиком, в связи с неоднократным нарушением Обществом срока поставки товара, принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчиком своевременно выполнены указанные требования Закона о контрактной системе. 13.06.2024 Заказчик сформировал и разместил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на официальном сайте. 13.06.2024 указанное решение получено Обществом.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. 20.06.2024 Обществом был поставлен товар в количестве 100 шт. Заказчиком указанный товар не был принят по причине нахождения ответственного за приемку товара сотрудника в отпуске. Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что Обществом в десятидневный срок, установленный ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, был поставлен товар в количестве 100 шт., т.е. не весь товар, запрашиваемый Заказчиком по заявкам от 15.03.2024 (50 шт.), 10.04.2024 (50 шт.), 20.05.2024 (100 шт.), 06.06.2024 (100 шт.).
Таким образом, в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Общества о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта Обществом не устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Учитывая изложенное, правовые последствия в виде расторжения контракта наступили в рассматриваемом случае с 25.06.2024.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 25.06.2024 Заказчик, в установленный законом срок, направил в Ивановское УФАС России документы, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Согласно пояснениям Общества, а также пояснениям представителя Общества, участвующего в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, ООО "Би-компани" не имело умысла на уклонение от исполнения Контракта. Общество признает, что по Контракту имеется нарушение принятых на себя обязательств по своевременной поставке товара. Однако поведение Общества в данной ситуации неумышленное и не недобросовестное, так как просрочка по поставке товара произошла вследствие дефектуры товара у производителя, что подтверждается письмом ООО "Б-фарм" N196/0 от 27.04.2024.
Дефектура возникла по причине задержек закупки субстанции из Китая, что привело к нарушению производственных планов. Причиной длительности проблем стало удлинение логистических цепочек поставок субстанции, а также проблемы с одобрением иностранными банками перевода денежных средств. ООО "Би-компани" осуществляло поиск остатков у других поставщиков, что подтверждается письмами ООО "Русстандарт" N8238 от 13.05.2024, ООО "Лекопт" N1722 от 07.05.2024.
Оценив в совокупности все представленные сведения и документы, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к следующим выводам. Из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта подрядчиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого подрядчика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям законодательство о контрактной системе и нарушающих права и законные интересы заказчика. По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона о контрактной системе. Вывод Комиссии Ивановского УФАС России в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по выполнению работ для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке. Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Материалами, представленными Заказчиком и Обществом, подтверждается, что Поставщик не имел умысла на уклонение от исполнения Контракта, своевременно поставил товар по первой заявке Заказчика и предпринимал меры для надлежащего исполнения условий Контракта в дальнейшем.
На основании пп. "а" п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в том числе в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта. Учитывая обстоятельства исполнения Обществом условий контракта, позицию представителя Заказчика об отсутствии необходимости включения сведений об Обществе в РНП, а также наличие информации и документов, подтверждающих принятие Обществом мер для надлежащего исполнения условий Контракта, у Комиссии Ивановского УФАС России отсутствуют основания для включения сведений об ООО "Би-компани" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные ОБУЗ "Ивановский областной онкологический диспансер" в отношении ООО "Би-компани" (ИНН: 7731329393), генерального директора Общества - Бакулина Ильи Александровича (ИНН: 700401078839) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения МНН Цисатракурия безилат, Дексмедетомидин (запрос котировок в электронной форме N0333200019423000173, реестровый номер контракта 2372800215023000289) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом. Председатель комиссии: Т.А. Михеева Члены комиссии: Н.А. Дмитриева Ю.К. Жданкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 5 июля 2024 г. N 037/10/104-490/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2024