Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - БУ г. Омска "УДХБ", заказчик, учреждение) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "КАНА" (далее - ООО "КАНА", общество, поставщик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта N Ф.2024.000207, заключенного 18.03.2024 (реестровый номер 3550423769624000136) по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "Поставка навесного оборудования для спецтехники (Реестровый номер 51.0218.24)" (извещение N 0152300011924000207, ИКЗ 243550423769655040100101360012822244) (далее - закупка запрос котировок), осуществленного Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган) для нужд заказчика,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - Шевченко Станислава Сергеевича (доверенность от 26.06.2024 N 3);
заказчика - Хаванцевой Ольги Владимировны (доверенность от 19.09.2023 N 134), Чепурнова Дмитрия Викторовича (доверенность от 18.08.2023 N 113);
поставщика - Смирных Елены Геннадьевны (доверенность от 16.02.2024)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 24.06.2024 было направлено обращение о включении информации о поставщике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 5650-ЭП/24).
Из представленных материалов и информации следует, что 28.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта 2 970 000 руб.
Размещенный 13.03.2024 протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что на участие в закупке было подано три заявки. Победителем запроса котировок признан участник закупки с идентификационным номером заявки 116060621 (ООО "КАНА"), заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта (2 666 000 руб.).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 18.03.2024 между учреждением и обществом заключен контракт с ценой 2 666 000 руб.
10.06.2024 заказчиком подписано и размещено (в 11:37 час. (МСК)) на официальном сайте в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 21.06.2024, информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов" 21.06.2024 в 08:18 час. (МСК+3) с приложением решения об одностороннем отказе.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "КАНА" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В пункте 2.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки, был определен следующий срок (период) поставки товара - единовременно в течение 35 рабочих дней с даты заключения контракта.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктами 1.1 и 1.2 контракта был определен его предмет:
"1.1. Поставщик обязуется передать Заказчику навесное оборудование для спецтехники (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Наименование, характеристики, количество, цена за единицу, страна происхождения товара определяются в соответствии со спецификацией (Приложение к настоящему Контракту)".
В Спецификации, прилагавшейся к контракту, были указаны наименование, характеристики и количество товара: навесное оборудование для спецтехники (тип навесного оборудования: отвал боковой; тип спецтехники для навесного оборудования: грейдер; полная совместимость с грейдером ДЗ - 98; привод исполнительных механизмов поворота и подъема/опускания: гидравлический) - 2 штуки.
Сроки (периоды) поставки товара - единовременно в течение 35 рабочих дней с даты заключения контракта (пункт 2.2 контракта).
Исходя из положений пункта 2.2 контракта, товар надлежало поставить в срок по 08.05.2024 включительно.
Права и обязанности сторон были определены разделом 3 контракта.
Так, на основании пунктов 3.1.5, 3.1.9 - 3.1.11 контракта поставщик обязан:
- поставить заказчику в установленный настоящим контрактом срок новый товар (товар, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) надлежащего качества в соответствии со спецификацией к настоящему контракту, соответствующий требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки к такому товару;
- при поставке товара предоставить заказчику руководство по эксплуатации товара, сервисную книжку, каталог запасных частей и инструкцию для обучения механизатора по работе и обслуживанию на территории заказчика;
- доставлять товар, осуществлять погрузочно-разгрузочные работы;
- осуществить монтаж и наладку товара, если это предусмотрено технической документацией на товар.
Пунктом 4.3 контракта было предусмотрено, что цена контракта включает все расходы, связанные с поставкой товара, в том числе расходы на доставку товара до места поставки, погрузочно-разгрузочные работы, монтаж (установку), страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Раздел 5 контракта был регламентирован , порядок сдачи-приемки товара, содержащий, помимо прочих, следующие положения.
Поставщик в течение 5 рабочих дней с даты поставки товара создает электронный документ о приемке и подписывает в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, электронный документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ (пункт 5.1 контракта).
В соответствии с пунктом 5.9 контракта датой приемки поставленного товара считается дата размещения в ЕИС электронного документа о приемке, подписанного заказчиком.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.7 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Также пунктом 10.8 контракта было предусмотрено право заказчика отказаться от исполнения контракта в случаях:
- отказа Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);
- существенных нарушений Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);
- невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);
- неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки товара (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Пунктом 2 указанной статьи также установлено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУ г. Омска "УДХБ" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 10.06.2024 в 11:37 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3550423769624000136) признается 10.06.2024 в 11:37 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
Таким образом, ООО "КАНА" в период с 11.06.2024 по 20.06.2024 включительно имела право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена на официальном сайте ЕИС 25.06.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N АЛ/3516/24) уведомление о рассмотрении 01.07.2024 в 12 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 27.06.2024:
заказчику - документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
обществу - письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
Информация, содержащаяся в единой информационной системе, представленные заказчиком и поставщиком сведения о взаимодействии в рамках исполнения контракта, документальные доказательства неисполнения обязательств по контракту, послужившего основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, свидетельствуют о следующем.
В материалы дела ООО "КАНА" предоставлена переписка по электронной почте 18.04.2024 - 19.04.2024, в которой уточнялись варианты поставки, в частности БУ г. Омска "УДХБ" сообщено о необходимости поставки варианта ОБГ-2; на вопрос по срокам поставки ООО "КАНА" 19.04.2024 сообщило, что на следующей неделе он будет у них, после будет осуществлена поставка заказчику.
ООО "КАНА" направило уведомление (без указания исходящей даты) заказчику о необходимости дать разъяснения по монтажу и наладке поставляемого товара. Позиция поставщика сводится к тому, что исходя из оговорки, содержащейся в пункте 3.1.3 контракта (скорее всего имелся ввиду пункт 3.1.11 контракта), обязанности смонтировать и осуществить наладку оборудования возникают у общества как поставщика только в случае, если такая обязанность поставщика, предусмотрена технической документацией на товар. Также ООО "КАНА" указывало на то, что при согласии учреждения данные работы (включая доставка сотрудников общества) будут произведены за отдельную плату.
07.05.2024 ООО "КАНА" направило учреждению аналогичное по содержанию уведомление, в котором также сообщалось, что 24.04.2024 и 26.04.2024 на электронную почту учреждения направлены уведомления о необходимости дать разъяснения по монтажу и наладке поставляемого товара.
Исходя из пункта 2.2 контракта, срок поставки был установлен по 08.05.2024 включительно.
17.05.2024 (исх. N 2099) учреждением на электронную почту направлена претензия обществу, в которой указано, что товар не поставлен. Также в претензии содержалась просьба произвести поставку товара в течение 10 дней (то есть по 27.05.2024 включительно) и указывалось на необходимость оплатить неустойку за просрочку исполнения обязательства в виде пеней.
17.05.2024 учреждение получило ответ ООО "КАНА" на претензию от 17.05.2024 N 2099 о том, что оборудование находится на складе общества с 15.04.2024 и не отравляется по причине того, что ООО "КАНА" не получило от заказчика ответ на направленные 24.04.2024, 26.04.2024 и 07.05.2024 уведомление о решении вопроса по монтажу оборудования. В данном уведомлении обществом указывалось на то, что в паспорте завода изготовителя монтаж оборудования не предусмотрен, вместе с тем обществом в данном же уведомлении была приведена ссылка на пункт 3.2 паспорта, а именно: "Отвал боковой грейдерный "ОБГ2" Технической документацией на товар: Монтаж производится своими силами покупателя и не входит в стоимость оборудования. Отдельно можно заказать шев монтаж оборудования". Также указывалось на необходимость дать ответ по вопросу монтажа.
22.05.2024 (исх. N 2106) учреждением на электронную почту направлена претензия обществу с просьбой произвести поставку товара в течение 10 дней (то есть по 03.06.2024 включительно), а также указанием на то, что подписав контракт поставщик согласился с принятыми условиями и на то, что "решение о монтаже и наладке оборудования будет принято после осмотра товара и ознакомления с технической документацией на оборудование".
Ответ на претензию от 22.05.2024 N 2106 заказчик не получил.
07.06.2024 членами приемочной комиссии заказчика составлен акт, согласно которому товар по контракту не был поставлен.
10.06.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором учреждение ссылается на неоднократное нарушение сроков поставки товара.
Поставщиком в рамках рассмотрения настоящего обращения представлена копия паспорта на отвалы ОБГ, ОБГ-2 (ООО "НСТ"), предоставленного ООО "КАНА" содержит пункт 3.2, в котором указано:
"Отвал боковой грейдерный "ОБГ2"
Технической документацией на товар: Монтаж производится своими силами покупателя и не входит в стоимость оборудования. Отдельно можно заказать шев монтаж оборудования".
Комиссия отмечает следующее.
Пунктом 3.1.11 контракта предусмотрена обязанность поставщика осуществить монтаж и наладку товара, если это предусмотрено технической документацией на товар.
При этом по тексту данного пункта обязанность поставщика произвести монтаж и наладку оборудования возникает при наличии предусмотренной технической документацией необходимости осуществить данные работы без соотнесения их с субъектом, который будет их производить.
Паспортом на товар как таковой монтаж товара предусмотрен. Сам по себе товар (отвал) не может использоваться без установки на автогрейдер.
Из пункта 4.3 контракта следует, что цена контракта включает все расходы, связанные с поставкой товара, в том числе расходы на монтаж (установку).
Таким образом, у общества отсутствовали основания для неисполнения условий контракта по его поставке заказчику.
Изложенное свидетельствует о том, что обязательства по поставке товара, соответствующего требованиям контракта, как в предусмотренные контрактом сроки, так и в сроки, установленные впоследствии заказчиком, обществом, исполнены не были, в связи с чем Комиссия усматривает направленность таких действий (бездействия) ООО "КАНА" на несоблюдение условий контракта.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало учреждение при заключении контракта - товар, предусмотренный контрактом, заказчику передан не был.
Данные обстоятельства подтверждают ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно наличие у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
ООО "КАНА" также не воспользовалась своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доказательства, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта поставщиком устранены, представлены не были.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, поставщик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об обществе с ограниченной ответственностью "КАНА" подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "КАНА" (ИНН 4345518873; КПП 434501001);
- о директоре и об участнике общества "КАНА" (размер доли (в процентах) - 100) Вылегжанине-Бочкареве Андрее Александровиче (ИНН 434538586703).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 1 июля 2024 г. N 055/10/104-638/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024