Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченного представителя ГБУ "Жилищник района Сокол": Журавлевой М.Ю. (доверенность N17 от 01.03.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "Дорожный эксперт": Шпинёва И.И. (генеральный директор, ГРН N1175007009980 от 13.07.2017), рассмотрев обращение ГБУ "Жилищник района Сокол" о включении сведений в отношении ООО "Дорожный эксперт" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-29825 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение ГБУ "Жилищник района Сокол" (далее - Заказчик) о рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Дорожный эксперт" (далее - Победитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта с ГБУ "Жилищник района Сокол" по результатам электронного аукциона на поставку товара (антипарковочный столбик) для ГБУ "Жилищник района Сокол" в 2024 году (реестровый N0373200018824000597) (далее - Аукцион).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.06.2024 NИЭА1 ООО "Дорожный эксперт" признано победителем Аукциона.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в ст. 51 Закона о контрактной системе - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном ст. 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. 13.06.2024 Заказчиком размещен на электронной площадке проект контракта.
В соответствии с вышеизложенными положениями Закона о контрактной системы и на основании установленных фактов и обстоятельств Комиссия Управления делает вывод о соблюдении Исполнителем требования положений ст. 51 Закона о контрактной системы, проект контракта был размещен Заказчиком в Единой информационной системе в регламентированные сроки.
На основании вышеизложенного Комиссией Управления в ходе проведенной внеплановой проверки нарушения в действиях Заказчика не установлены.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, 2024-29825 3 подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
Также согласно пп. "а" и "б" п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Также согласно ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. По состоянию на 20.06.2024 в регламентированные законом сроки Победитель не осуществил подписание проекта контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе) и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Также в соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. 21.06.2024 Заказчиком размещен в единой информационной системе протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта NППУ20 1, согласно которому 2024-29825 4 Победитель не подписал проект контракта. Представитель Победителя пояснил и указал, что после подведения итогов Аукциона Победитель приступил к изготовлению необходимого для поставки по условиям заключаемого контракта товара. Вместе с тем, в связи с допущенной ошибкой при расчёте сроков подписания проекта контракта Победитель не осуществил подписание контракта в регламентированные сроки. По состоянию на 13.06.2024 ответственный за подписание контракта сотрудник Победителя не имел технических возможностей осуществить подписание проекта контракта ввиду нахождения в командировке. В подтверждение вышеизложенных обстоятельств Победитель к материалам дела представил копию приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку N1к от 13.06.2024.
Также Победитель в подтверждение отсутствия намерений уклоняться от подписания контракта 25.06.2024 Победитель осуществил перевод денежных средств на счёт Заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта, что подтверждается представленной копией платежного поручения от 25.06.2024 N656.
Комиссия Управления, ознакомившись с пояснениями и представленными к материалам дела документами и сведениями, установила, что подтверждающих намеренное уклонение Победителя от заключения государственного контракта обстоятельств не установлено. Исходя из положений ст. 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе). С другой стороны, анализ ст. 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта. В контексте положений ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), уклонившихся от заключения контрактов. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения участника закупочной процедуры. 2024-29825 5 Из смысла положений ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. В гражданском законодательстве закреплена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений, о чем также сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 N12505/11 по делу NА56-1486/2010.
Соответственно, при отсутствии иных доказательств в материалах дела, недопустимо полагать, что в действиях ООО "Дорожный эксперт" присутствовала недобросовестность. Включение ООО "Дорожный эксперт" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является явно несоразмерным характеру осуществлённых действий. Признавая организацию уклонившейся от заключения контракта, должен быть доказан факт осуществления последней каких-либо умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, либо факт недобросовестного поведения.
Таким образом, в рассматриваемом случае включение ООО "Дорожный эксперт" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности. Вместе с тем согласно письменным пояснениям Победителя Заказчиком нарушены регламентированные сроки размещения в Единой информационной системе проекта контракта для подписания него Победителем.
Таким образом, в представлении Победителя, срок подписания проекта Контракта истекал 12.06.2024 и был пропущен Победителем.
Согласно п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта. Комиссией Управления установлено, что итоговый протокол размещен Заказчиком в Единой информационной системе от 10.06.2024.
При этом, проект контракта размещен в Единой информационной системе от 13.06.2024. Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что 12.06.2024 является выходным днём. Соответственно, последний день для размещения Заказчиком проекта контракта в Единой информационной системе приходился на 13.06.2024, что и было сделано Заказчиком.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе в части размещения проекта контракта в Единой информационной системе. Рассмотрев представленные документы и сведения, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-29825 6
Р Е Ш И Л А
:
1. Отказать ГБУ "Жилищник района Сокол" во включении информации об ООО "Дорожный эксперт" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях Заказчика нарушения положения Закона о контрактной системе не выявлены.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков Н.А. Гришина Исп. Поляков И.А. 2024-29825
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 июня 2024 г. N 077/10/104-8732/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024