Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "ИКБ N1 ДЗМ": В.В. Жиганова (доверенность N 33 от 23.04.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "РЕМСТРОЙ": С.А. Купцов (доверенность б/н от 26.04.2024), рассмотрев обращение ГБУЗ "ИКБ N1 ДЗМ" о включении сведений об ООО "РЕМСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "ИКБ N1 ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений об 2024-29791 2 ООО "РЕМСТРОЙ" (далее - Исполнитель, Поставщик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, пожаротушения и внутреннего пожарного водопровода в инфекционном лечебно-диагностическом комплексе ГБУЗ "ИКБ N1 ДЗМ" (реестровый N 0373200016724000407). 04.06.2024 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 407/24 (реестровый N 2773305127024000390) на оказание услуг по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, пожаротушения и внутреннего пожарного водопровода в инфекционном лечебно-диагностическом комплексе ГБУЗ "ИКБ N1 ДЗМ" (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 11.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ООО "РЕМСТРОЙ" существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) 2024-29791 3 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 11.06.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта начало срока оказания услуг: с даты заключения контракта Согласно п. 3.2 Контракта окончание срока оказания услуг: 31.05.2025.
Согласно п. 5.3.3 Контракта "Привлечь к исполнению своих обязательств по Контракту других лиц - соисполнителей, обладающих специальными знаниями, навыками, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) услуг, предусмотренных в Техническом задании, за исключением услуг, являющихся предметом Контракта, на которые законодательством Российской Федерации предусмотрено лицензирование вида деятельности или установлено ограничение по передаче таких услуг третьим лицам. При этом Исполнитель несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителями." Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что в Решение заказчика мотивировано тем, что Общество не приступило к оказанию услуг по Контракту. 04.06.2024 на электронную почту Заказчика поступили документы от Исполнителя о привлечении соисполнителя по контракту субподрядчика без действующей лицензии. 05.06.2024 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо о невыполнении условий Контракта, а также о недопуске соисполнителей к оказанию услуг. 07.06.2024 и 10.06.2024 Заказчиком в адрес Общества направлены претензии о выплате неустойки в виде штрафа за нарушение условий контракта. Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что в первый день срока оказания услуг 05.06.2024 Исполнитель оказал ежедневные виды услуг по техническому обслуживанию, в том числе осмотры, то есть приступил к оказанию услуг и продолжать бы их оказывать. Однако 06.06.2024 Заказчик отказал в доступе персонала на объект Заказчика. Отказ в допуске к оборудованию не предусмотрен условиями Контракт. Письмом N 6-РС/М24 Исполнитель предоставил Заказчику сведения и документы, предоставление которых предусмотрено Контрактом (п. 2.29 Технического задания), а также запросил у Заказчика:
1) обеспечить беспрепятственный доступ представителей и специалистов от 2024-29791 4 Исполнителя на место оказания услуг в течение всего срока действия Контракта;
2) предоставить имеющуюся у Заказчика техническую документацию, необходимую для оказания услуг. Письмами N 8-РС/М24 и N 9-РС/М24 Исполнитель сообщил Заказчик об уточнениях по ранее представленным сведениям, в том числе обратил внимание на то, что ООО "Полимер-Рус" привлечено Исполнителем в качестве субподрядчика (соисполнителя) для выполнения сопутствующих отдельных технологических операций (действий), не требующих лицензии. Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128, не требует прохождения аттестации по электробезопасности с присвоением группы исключительно в организации, получившей лицензию МЧС России. А привлеченный соисполнитель ООО "Триумф" имеет лицензию МЧС. 06.06.2024 персонал Исполнителя не был допущен в здание по месту оказания услуг.
Согласно п. 2.6 Технического задания (приложение N 1 к Контракту) Заказчик в течение 1 (одного) рабочего дня с даты заключения Контракта предоставляет Исполнителю техническую (эксплуатационную) документацию на оборудование для оказания услуг на объекте Заказчика. Однако Заказчик в течение 1 рабочего дня не предоставил Исполнителю техническую (эксплуатационную) документацию на оборудование для оказания услуг. 06.06.2024 Исполнитель сообщил Заказчику об исполнении своей обязанности приостановить оказание услуг в связи с отсутствием доступа на объект и непредоставлением технической документации. Заказчик в письмах N 01-3905/24 и N 01-3939/24 указал не соответствующую действительности информацию о том, что Исполнитель не приступал к оказанию услуг, в том числе к техническому освидетельствованию. Между тем, 05.06.2024 Исполнитель осуществил ежедневные операции по техническому обслуживанию, для которых установлена ежедневная периодичность, включая внешние осмотры оборудования, а также частичности начал проведение технического освидетельствования (обследования) оборудования, на которое условиями Контракта отведено 5 рабочих дней и завершить которое в полном объём невозможно без до возобновления доступа персонала Исполнителя на объект и предоставления технической документации 11.06.2024, 13.06.2024, 14.06.2024 и 18.06.2024 Исполнитель указал, что допуска персонала на объект не осуществились. Техническая документация не предоставлена. 18.06.2024 на объект также не были допущены сотрудники ООО "Триумф", имеющего лицензию МЧС и привлеченного Исполнителем по требованию Заказчика в качестве сосиполнителя. По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения 2024-29791 5 участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр включается, в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа. Признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении Исполнителя отсутствуют, а потому включение его в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, а в данном случае, будет является несоответствующим фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства РФ. С учетом вышеизложенного считаем, что Общество не допустило нарушений норм действующего законодательства РФ и существенного нарушения положений Контракта (с позиции умышленности, халатности), и соответственно не является недобросовестным поставщиком по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. 2024-29791 6 Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУЗ "ИКБ N1 ДЗМ" во включении сведений в отношении ООО "РЕМСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: С.Р. Гаришин И.А. Поляков Исп.Алексеева А.С. 2024-29791
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 июня 2024 г. N 077/10/104-8476/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024