Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: И.А. Полякова - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, С.Р. Гаришина - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ФГБОУ ВО "МГТУ им. Н. Э.
Баумана": Д.Н. Гаптуллина (доверенность N213 от 31.12.2023), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "АВАЛОН": О.В. Мелентьевой (доверенность Nб/н от 03.07.2024), рассмотрев обращение ФГБОУ ВО "МГТУ им. Н. Э.
Баумана" о включении сведений об ООО "АВАЛОН" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-30599 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ФГБОУ ВО "МГТУ им. Н. Э.
Баумана" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "АВАЛОН" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению и установке жалюзи (реестровый N0373100076523000299). 15.04.2024 между Заказчиком и ООО "АВАЛОН" заключен государственный контракт NА689/35502 (реестровый N1770100252024000207) на оказание услуг по изготовлению и установке жалюзи (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 17.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ООО "АВАЛОН" существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 2024-30599 3 В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 17.06.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1.4 Контракта срок выполнения работ согласно Технического задания. Сроки изготовления, поставки и монтажа: Срок изготовления и установки жалюзи: с момента заключения контракта в течение 45 календарных дней. При этом общий срок исполнения контракта, учитывая положение ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, составляет 81 календарный день. Замеры, поставка и монтаж должны производится по заявке Заказчика. Заказчик за 3 календарных дня до фактических замеров направляет Исполнителю заявку с указанием даты готовности объекта к выполнению замеров и объема поставки. Объем каждой партии поставки составляет не меньше 25% и не больше 50% от общего объема. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что изготовление и установка жалюзи должны быть завершены не позднее 30.05.2024.
Согласно Техническому заданию изготовление, поставка и монтаж жалюзи должны производиться в следующем порядке: I. Фактические замеры помещений. Разработка конструкторской документации. Порядок разработки конструкторской документации:
1. Исполнитель в течение 3-х календарных дней с момента получения Заявки от Заказчика выполняет фактические замеры окон, в аудиториях согласно спецификации, приведенной ниже.
2. Исполнитель в течение 3-х календарных дней на основании данного технического задания на жалюзи, а также фактических замеров, в помещениях, обустроенных силами Заказчика, предоставляет для согласования с Заказчиком конструкторскую документацию, а именно:
- сборочный чертеж жалюзи (содержащий изображение сборочной единицы и другие данные, необходимые для ее сборки (изготовления) и контроля) - спецификацию сборочного чертежа (изготавливаемые элементы, предлагаемая ткань и другие элементы, необходимые для выполнения контракта) - чертежи всех изготавливаемых элементов (карнизы и другие элементы, необходимые для выполнения контракта) - цвет штор.
3. Заказчик в течение 3-х календарных дней принимает документацию или дает предложения о внесении изменений в документацию. 2024-30599 4 4.
Исполнитель в течение 2-х календарных дней переделывает документацию и предоставляет Заказчику. II. Изготовление и установка жалюзи.
5. В соответствии с принятой конструкторской документации: сборочный чертеж, спецификация сборочного чертежа, чертежи изготавливаемых элементов, Исполнитель в течение 34-х календарных дней с момента принятия конструкторской документации изготавливает и устанавливает жалюзи. Перед установкой предусмотреть все необходимые мероприятия по укрытию настенных, напольных и потолочных покрытий в местах проведения сборки, в том числе уборку помещения. При заключении Контракта, 15.04.2024 со стороны Заказчика подана устная заявка о готовности объекта к выполнению замеров и необходимости выполнения работ. По указанной заявке Исполнителем были выполнены фактические замеры окон. В установленный Контрактом срок и по настоящее время конструкторская документация Исполнителем на утверждение Заказчику не передавалась. При этом, письмом от 13.05.2024 N1 Исполнитель уведомил Заказчика о приостановлении работ, согласно которому перед установкой жалюзи Исполнитель провел техническое обследование мест крепления (потолки). В ходе осмотра было обнаружено, что конструкция потолка не позволяет производить монтаж жалюзи, потолок разрушится от веса жалюзи, в местах крепления жалюзи отсутствуют подвесы.
Также, указанным письмом была выражена готовность, в случае необходимости в присутствии Заказчика, произвести пробный монтаж. Однако, факт непригодности конструкций потолка для установления на нем жалюзи Исполнителем не подтверждён, Заказчиком не установлен, что свидетельствует об отсутствии оснований для приостановления работ. В ответ на указанное уведомление, письмом Калужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана N07-08/702 от 21.05.2024 разъяснено, что на объекте "Комплекс зданий, строений, сооружений КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана", расположенном по адресу:
г. Калуга, ул. Университетский Городок, зу. 1, Исполнитель уведомлен о необходимости продолжить исполнение Контракта. Однако, по состоянию на 31.05.2024, Исполнитель не приступил к исполнению взятых обязательств. При этом, до настоящего времени, Исполнитель не направил конструкторскую документацию, к изготовлению и монтажу жалюзи не приступил, в связи с чем в адрес Исполнителя было направлено Уведомление N01.06-08/7292 от 04.06.2024 с требованием исполнить обязательства в полном объеме по Контракту не позднее 14.06.2024, однако в указанный срок обязательства по Контракты также исполнены не были. Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что в Техническом задании обозначен способ установки изделий: потолочное. Исполнитель прибыл к Заказчику и произвел замеры окон всех помещений, в период 11.04.2024 по 12.04.2024, что подтверждается листами замеров, в них указана дата проведения замеров, номер кабинета и корпуса, ширина и высота проема окна, цвет изделия, способ крепления указан "стена", имеется запись и подпись, расшифровка подписи представителя заказчика "согласовано" . 2024-30599 5 Так как в ходе осмотра мест монтажа изделий было обнаружено, что конструкции навесного потолка не позволяют производить монтаж жалюзи, из-за обрушения потолка от веса жалюзи, в местах крепления жалюзи отсутствуют подвесы. Вес изделий составляет от 5 до 15 кг при потолочном способе крепления произойдет обрушение жалюзи и разрушение конструкции пололка. Более того, обрушение жалюзи может произойти на сотрудников и учащихся учреждения, тем самым будет нанесен вред здоровью учащимся и сотрудникам учреждения. 15.04.2024 произведен пробный монтаж в кабинете руководителя учреждения, имеется переписка представителем Заказчика и фотографии пробного монтажа к потолку. Представители Заказчика дали указание производить монтаж к стене, как уже указано выше имеется подпись на листах согласования, где способ указан "стена". Изделия были в полном объеме изготовлены Исполнителем под размеры окон Заказчика, так как условиями Контракта определен способ установки Исполнитель направил 13.05.2024 адрес Заказчика уведомление о приостановке работ N1, до получения указаний о месте и способе монтажа жалюзи. Заказчику до приостановки работ был уведомлен Исполнителем о невозможности монтажа изделий предусмотренным способом в контракте (к потолку), представители заказчика присутствовали при пробном монтаже и замерах. 21.05.2024 в ответ направлено письмо заказчиком производить монтаж на навесные потолки, так как они на гарантии подрядчика, который производил их устройство. 29.05.2024 Исполнителем принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с неисполнением Заказчиком встречных обязательств. В единой информационной системе разместить решение не представлялось возможным, так как Заказчиком при формировании карточки Контракта возможность размещения решения исполнителю не представлена. Заказчик направил письмо N01.06-08/7292 от 04.06.2024, в котором сообщает, что Исполнитель не проводил пробный монтаж крепления жалюзи на потолок и просит произвести монтаж изделий до 14.06.2024.
В письме N01.06-08/7792 от 11.06.2024 Заказчик возражение на решение об одностороннем отказе Исполнителя, считает отсутствуют основания приостановки работ и принятия решения, так как Исполнителем не представлены доказательства пробного монтажа. Далее Заказчик направляет уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта N01.06-08/8482 от 17.06.2024 и претензию N02.13-08/9480 от 20.06.2024 с требованием оплатить пени и штрафы. В Исполнителем ответ на письма Заказчика N01.06-08/7292 от 04.06.2024, N01.06-08/7792 от 11.06.2024, N01.06-08/8482 от 17.06.2024, N02.13-08/9480 от 20.06.2024 было направлено письмо- ответ N4 от 03.07.2024.
В письме Исполнитель обосновал и приложил доказательства пробного монтажа, указал о невозможности монтажа изделий к потолку, сообщил о готовности изделий в полном объеме, так как монтаж изделий к потолку не представляется возможным, иной способ монтажа Заказчиком не внесен в условия Контракта, выполнять монтаж на стену по записи в листе замеров у Исполнителя без изменений в Контракте основания не имелись. Учитывая вес изделий, деятельность 2024-30599 6 учреждения (образовательная), что подразумевает нахождения в помещения большого количества людей, заведомо зная о последствия монтажа к навесному потолку заказчик не принял меры по замене способа монтажа в контракте. По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр включается, в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа. Признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении Исполнителя отсутствуют, а потому включение его в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, а в данном случае, будет является несоответствующим фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства РФ. С 2024-30599 7 учетом вышеизложенного считаем, что Общество не допустило нарушений норм действующего законодательства РФ и существенного нарушения положений Контракта (с позиции умышленности, халатности), и соответственно не является недобросовестным поставщиком по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ФГБОУ ВО "МГТУ им. Н. Э. Баумана" во включении сведений в отношении ООО "АВАЛОН" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков С.Р. Гаришин Исп.Гаришин С.Р. 2024-30599
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 июля 2024 г. N 077/10/104-8745/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2024