Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 01 июля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Министерства социальных отношений Челябинской области о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Шакирове Денисе Рустамовиче (далее - ИП Шакиров Д.Р., Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных сооружений (надгробных памятников) участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) до 12 июня 1990 года (извещение N 0869200000224001177), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителей Министерства социальных отношений Челябинской области (далее - заказчик, Министерство): Колющенко Э.Р., действующей на основании доверенности N 18-Ю от 24.06.2024; Туйгуновой Н.Р., действующей на основании доверенности N 17-Ю от 24.06.2024;
- в присутствии ИП Шакирова Д.Р., личность удостоверена паспортом; представителя ИП Шакирова: Семенова Р.А., действующего на основании доверенности N 1 от 10.06.2024;
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ИП Шакирова Д.Р. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных сооружений (надгробных памятников) участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) до 12 июня 1990 года (извещение N 0869200000224001177).
Согласно представленным документам между заказчиком и Обществом заключен контракт N 2.27 от 22.03.2024 на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных сооружений (надгробных памятников) участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) до 12 июня 1990 года по цене 2 800 000 рублей.
Цена контракта составляет 17 400,00 рублей.
Как следует из обращения заказчика, обязательства по контракту обществом не исполнены. В связи с чем 21.07.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 15.08.2023.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 11.3 контракта N 2.27 Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 11.4. стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям пункта 2.3.2. контракта и предусмотренным ГК РФ, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Пунктом 11.5 контракта предусмотрено, что в случае, если Государственным заказчиком проведена экспертиза с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта может быть принято Государственным заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий настоящего Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Государственного заказчика от исполнения настоящего Контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.06.2024 размещено в ЕИС в разделе "Решение об одностороннем отказе" 06.06.2024, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено исполнителем 06.06.2024 13:41 (МСК).
С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 18.06.2024.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ИП Шакировым Д.Р. посредством электронного документооборота заключен контракт N 2.27 от 22.03.2024 на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных сооружений (надгробных памятников) участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) до 12 июня 1990 года (реестровый номер N 2745313619324000027) (далее - контракт).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной, или в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что предметом Контракта является оказание услуг по изготовлению и установке надгробных сооружений (надгробных памятников) участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) до 12 июня 1990 года (далее - услуги).
Согласно пункта 1.2 контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по изготовлению и установке надгробных сооружений (надгробных памятников) участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) до 12 июня 1990 года в местах их захоронений в порядке и срок, предусмотренных Контрактом, а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями Контракта.
Пунктом 1.3 контракта предусмотрено, что услуги оказываются в интересах заявителей - физических лиц, являющихся супругами, родственниками, иными представителями участников Великой Отечественной войны, умерших (погибших) до 12 июня 1990 года, захороненных на территориях городских округов и муниципальных районов Челябинской области (далее - заявители).
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Статьей 783 ГК РФ определено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 783 ГК РФ существенными условиями контракта являются предмет и сроки оказания услуг.
Согласно пункту 4.1 контракта срок оказания услуг: с даты заключения Контракта по 01 ноября 2024 года.
При этом, данным пунктом контракта предусмотрен следующий график изготовления памятников: не менее 30% от общего количества - до 31 июня 2024, не менее 40% до 31 августа 2024, не менее 30% до 31 октября 2024.
Срок оказания услуг заявителям (физическим лицам): в течение 3 календарных месяцев с даты заключения договора оказания услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.06.2024 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему, в объеме, подлежащем исполнению на дату принятия данного решения Заказчиком, Исполнителем не выполнены.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
Исполнитель, принимая решение участвовать в закупке, до заключения контракта направил запрос N 05 от "27" февраля 2024 в ООО "Рус Групп", которое занимается резкой, обработкой и отделкой камня для памятников о возможности поставки 128 надгробных сооружений (надгробных памятников) согласно спецификации, размещенной Заказчиком в ЕИС, на который Индивидуальному предпринимателю ООО "Рус Групп" предоставлено гарантийное письмо о возможности осуществить данную поставку.
После чего Исполнителем подана заявка на участие в конкурсе.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, 27.03.2024 Исполнителю заказчиком направлены списки граждан, являющихся заявителями в соответствии с пунктом 1.3 контракта.
Министерством 03.05.2024 Исполнителю направлено письмо с запросом о предоставлении в срок до 08.05.2024 информации о количестве граждан, с которыми по состоянию на 01.05.2024 заключены договоры на оказание услуг, предусмотренные пунктом 1.3 контракта и Приложением N 4 к контракту.
Как следует из документов, представленных в дело Индивидуальным предпринимателем, 01.05.2024 ООО "Рус Групп" уведомило Исполнителя, что в связи с приостановкой добычи на месторождении мрамора не сможет поставить надгробные памятники, и что сроки возобновления работ на месторождении мрамора неизвестны.
В этой связи 27.05.2024 письмом N 17 Исполнитель предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Как следует из пояснений представителей Заказчика на заседании Комиссии Министерство не возражало против расторжения контракта по соглашению сторон на основании части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, доказательством чего считает электронное письмо от 18.04.2024 с текстом "ждем письмо".
Антимонопольный орган отмечает, что из указанного текста не усматривается однозначное согласие Заказчика на расторжение контракта по соглашению сторон и предложение Исполнителю подготовить проект данного соглашения.
Официальный ответ Заказчиком на письмо N 17 от 27.05.2024 не представлен.
Как следует из пояснений представителей Индивидуального предпринимателя на заседании Комиссии, в связи с неполучением официального ответа на предложение о расторжении контракта по соглашению сторон Исполнитель предпринял попытки найти иного поставщика среди хозяйствующих субъектов рынка данного сегмента, предложения которых не соответствовали условиям контракта по количеству и срокам изготовления надгробных сооружений.
В связи с отсутствием исполнения по контракту 06.06.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из пояснений Индивидуального предпринимателя и представленных им документов, 18.06.2024 от ООО "Рус Групп" получено письмо N 17\36р о возобновлении работы по добыче мрамора на месторождении и подтверждением возможности осуществить поставку надгробных памятников в количестве 39 штук, в срок до 24.06.2024, а также Исполнителю поставщиком направлен счет N 1095 на оплату на сумму 480 000 рублей.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 по делу N А41-27080/12), иначе говоря, на той стороне, которая связывает с указанным поведением правовые последствия (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2013 по делу N А72-8243/2008). При этом злоупотребление правом должно носить "явный и очевидный характер, при котором не остается сомнений в истинной цели совершения действий" (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2013 N Ф09- 714/13 по делу N А71-8362/12).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, контрольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Так из документов, представленных в материалы дела, и пояснений представителей сторон на заседании Комиссии, не следует намеренного уклонения от исполнения контракта.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Индивидуальным предпринимателем представлены достаточные доказательства, объективно подтверждающие принятие исполнителем возможных мер и совершении конкретных действий с целью добросовестного выполнения работ, являющихся предметом контракта.
Так, на стадии принятия решения об участии в закупке Индивидуальным предпринимателем осуществлен поиск поставщика и получена гарантия исполнения обязательства от хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по обработке и изготовлению надгробных изделий из камня.
Из пояснений Индивидуального предпринимателя на заседании Комиссии следует, что с 17.06.2024 в связи с возобновлением добычи мрамора и гарантией поставщика осуществить поставку памятников, что подтверждается письмом N 17\36р от 18.06.2024 ООО "Рус Групп", устранена причина невозможности исполнения по изготовлению памятников в размере 30 % от общей стоимости по контракту.
Доказательства невозможности осуществить изготовление памятников в указанном количестве в срок до 30.06.2024, в соответствии с графиком, предусмотренным пунктом 4.1 контракта, в материалы дела не представлены.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют достаточные основания для признания в действиях Шакирова Д.Р. недобросовестного поведения, что не позволяет включить сведения в отношении Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством социальных отношений Челябинской области в отношении Индивидуального предпринимателя Шакирова Дениса Рустамовича, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по изготовлению и установке надгробных сооружений (надгробных памятников) участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) до 12 июня 1990 года (извещение N 0869200000224001177), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 июля 2024 г. N 074/10/104-1340/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024