Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 02 июля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Областного бюджетного учреждения "Ледовая Арена "Трактор" о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "ИНЖЕНЕРИУМ" (далее - ООО "ИНЖЕНЕРИУМ", Общество, Подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту лестницы к центральному входу из гранита (извещение N 0869200000223007898) (далее - аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителей Областного бюджетного учреждения "Ледовая Арена "Трактор" (далее - Учреждение, Заказчик): Пермина С.Г., действующего на основании доверенности N 02 от 01.01.2024; Михайловой К.И., действующего на основании доверенности N 11 от 01.01.2024;
- представителей ООО "ИНЖЕНЕРИУМ", действующих на основании доверенности б/н от 25.06.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО "ИНЖЕНЕРИУМ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту лестницы к центральному входу из гранита (извещение N 0869200000223007898) (далее -аукцион, закупка).
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 18.09.2023 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 300 000,00 рублей.
Согласно представленным документам 16.10.2023 заказчик и Общество заключили контракт N 2-ЭА/2023 по цене 2 300 000,00 рублей.
Как следует из обращения заказчика, обязательства по контракту обществом не исполнены. В связи с чем 07.06.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 18.06.2024.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 9.4 контракта N 2-ЭА/2023 расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.06.2024 размещено в ЕИС в разделе "Решение об одностороннем отказе" 07.06.2024, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено подрядчиком 07.06.2024 13:32 (МСК). С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 18.06.2024.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "ИНЖЕНЕРИУМ"" посредством электронного документооборота заключен контракт N 2-ЭА/2023 от 16.10.2023 на выполнение работ по текущему ремонту лестницы к центральному входу из гранита (реестровый номер в ЕИС 2744714192823000008) (далее - контракт).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 контракта по настоящему контракту Подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы по текущему ремонту лестницы к центральному входу из гранита (далее - работы), а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить обусловленную Контрактом цену. Место выполнения работ: на прилегающей территории к нежилому зданию - "Ледовый дворец спорта в городе Челябинске имени Белоусова Валерия Константиновича", расположенному по адресу г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д. 38. Работы выполняются в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к настоящему Контракту).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальные и конечные сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями муниципального контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
Пунктом 1.3 контракта предусмотрен срок выполнения работ: дата начала выполнения работ: с момента заключения контракта, но не ранее 16.10.2023, дата окончания выполнения работ: не позднее 20.11.2023 (включительно).
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.06.2024 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему исполнителем в объеме, предусмотренном условиями контракта, не выполнены.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с разделом 4 контракта Подрядчик в срок не позднее 5 (Пяти) рабочих дней после окончания завершения работ, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную Законом о контрактной системе.
Оформление документа о приемке со стороны Подрядчика осуществляется в порядке, установленном статьи 94 Закона о контрактной системе.
При этом, не позднее 10 (Десяти) рабочих дней после получения от Подрядчика документа, указанного в п. 4.1. Контракта, Заказчик рассматривает результаты работ и осуществляет приемку выполненных работ по Контракту, а также направляет подписанный документ о приемке, или мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Оформление документа о приемке со стороны Заказчика осуществляется в порядке, установленном статьи 94 Закона о контрактной системе. В случае получения в соответствии с пунктом 6 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе мотивированного отказа от подписания документа о приемке Подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4.5 контракта для проверки предоставляемых Подрядчиком результатов, предусмотренных Контрактом и Техническим заданием, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Как следует из документов, представленных в материалы дела сторонами, работы выполнены Обществом в срок, предусмотренный условиями контракта.
В соответствии с пунктом 4.5 контракта Заказчиком к приемке работ по контракту привлечено в качестве эксперта ООО "Центр Технических Экспертиз "ИнфорМА", согласно Экспертному заключению N 1096-ЦТЭ-2023-ТО от 30.11.2023 которого выявлены несоответствия выполненных работ условиям контракта, а именно:
- не выполнена разборка (демонтаж) оснований ступеней из цементно-бетонной конструкции в количестве 8 куб.м.;
- не выполнена заливка ступеней бетоном мелкозернистым в количестве 8 куб.м.;
- облицовка поверхности ступеней гранитными плитами - не соответствует по длине условиям контракта;
- не выполнен ремонт подсистемы парапета (восстановление бетонного основания и крепежной системы) в количестве 26 куб. м.;
- наличие сколов и выбоин на гранитных плитах облицовки;
- устройство водоотводных лотков с решеткой выполнено с нарушением строительных норм.
В Экспертном заключении ООО "Центр Технических Экспертиз "ИнфорМА" делает вывод о нарушении при выполнении работ пунктов 3,4,5,6,8,9,11 раздела 2 Приложения N 1 к контракту.
При этом, в Экспертном заключении указано, что все выявленные несоответствия условиям контракта имеют устранимый характер и рекомендовано осуществить исправления после таяния снежного покрова в сухую безветренную погоду и установления постоянной положительной температуры воздуха от +5 до +25 ° С.
Как следует из пояснений сторон на заседании Комиссии, на основании данного Экспертного заключения 04.12.2023 Заказчиком 04.12.2023 размещен мотивированный отказ от приемки выполненных работ.
Письмом исх. N 114.23 от 21.12.2023 года Подрядчик сообщил Заказчику о готовности устранения замечаний Заказчика в соответствии с рекомендациями о температурных требованиях, предусмотренными Экспертным заключением.
Подрядчик также уведомил Заказчика о готовности устранения замечаний незамедлительно (не дожидаясь наступления пригодных погодных условий) при условии согласования иного способа устранения недостатков (изменения материалов).
Письмом исх. N 25 от 30.01.2024 Заказчик попросил Подрядчика устранить выявленные замечания в строгом соответствии с рекомендациями, отраженными в Экспертном заключении, при условии наступления температурного режима погоды, соответствующего способу выполнения работ.
Как следует из пояснений Подрядчика, письмом N 142.24 от 08.02.2024 Общество запросило у Заказчика сведения о местах участков бетонного основания ступеней, подлежащих ремонту.
Ответ на указанное письмо в адрес Подрядчика не поступил.
Письмом N 175.24 от 06.05.2024 Подрядчик направил Заказчику для согласования график выполнения работ по устранению замечаний по контракту, в период с 13.05.2024 по 27.05.2024.
Письмом N 139 от 13.05.2024 график выполнения работ по устранению замечаний, предложенный Подрядчиком, согласован.
Вместе с тем, Подрядчиком на заседании Комиссии представлен график температур за май 2024 года, в соответствии с которым подходящими для выполнения работ по устранению замечаний являлись только 16.05.2024 и 20.05.2024, вследствие чего выполнить весь комплекс работ по ранее согласованному сторонами графику не представлялось возможным.
Доказательств, опровергающих отсутствие климатических условий в пределах согласованного сторонами графика, Заказчиком в материалы дела не представлено.
В связи с неустранением Обществом выявленных недостатков, Заказчиком 07.06.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Не согласившись с решением, принятым Заказчиком, Подрядчик направил о письмо исх. N 188.24 от 11.06.2024, в котором указал, что неисполнение обязанности по устранению замечаний было вызвано несоответствием погодных условий в мае 2024 и выразил намерение завершить работы в срок до 08.07.2024.
Как следует из пояснений сторон, 13.06.2024 Подрядчик прибыл на объект для начала выполнения работ по устранению выявленных замечаний, однако, не был допущен заказчиком к месту выполнения работ, о чем представителями Подрядчика 13.06.2024 составлен акт, от подписания которого представители Заказчика отказались.
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что исходя из предложенного Подрядчиком графика не усматривалась возможность исполнения требуемого объема работ в согласованный сторонами срок в случае начала их выполнения 13.06.2024.
При этом, документальное подтверждение данного довода в материалы не представлено.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 по делу N А41-27080/12), иначе говоря, на той стороне, которая связывает с указанным поведением правовые последствия (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2013 по делу N А72-8243/2008). При этом злоупотребление правом должно носить "явный и очевидный характер, при котором не остается сомнений в истинной цели совершения действий" (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2013 N Ф09- 714/13 по делу N А71-8362/12).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, контрольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случаях:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Из документов, представленных в материалы дела, и пояснений сторон на заседании Комиссии следует отсутствие намерения Общества уклониться от исполнения контракта.
Работы, предусмотренные условиями контракта, выполнены Обществом в предусмотренный контрактом срок.
После мотивированного отказа Заказчика от приемки результатов работ по контракту, Подрядчик выразил намерение устранить выявленные недостатки, предложил график выполнения работ в соответствии с рекомендациями по соблюдению температурного режима, а также уведомил о готовности устранения замечаний незамедлительно (не дожидаясь наступления пригодных погодных условий) при условии согласования иного способа устранения недостатков (изменения материалов).
Отсутствие намерения уклониться от исполнения контракта также фактом выхода Подрядчика на объект для устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчиком, 13.06.2024, то есть в пределах срока, предусмотренного частью 14 статьи 95 закона о контрактной системе.
При этом, доказательства не возможности устранения выявленных недостатков и передачи результата работ по контракту в полном объеме Заказчику в срок, предшествующий вступлению решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07.06.2024 в законную силу, Заказчиком в материалы дела не представлены.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют достаточные основания для признания в действиях ООО "ИНЖЕНЕРИУМ" недобросовестного поведения, что не позволяет включить сведения в отношении ООО "ИНЖЕНЕРИУМ", его директора и участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Областным бюджетным учреждением "Ледовая Арена "Трактор" о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "ИНЖЕНЕРИУМ", в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту лестницы к центральному входу из гранита (извещение N 0869200000223007898), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 июля 2024 г. N 074/10/104-1361/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024