Резолютивная часть решения оглашена 01 июля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 04 июля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЙОТТА-ФАРМ" (далее - ООО "ЙОТТА-ФАРМ", Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (натрия хлорид) (извещение N 0369300067524000214) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница г. Карталы" (далее - Заказчик): Рукавишниковой Н.В., действующего на основании доверенности от 06.06.2024 N б/н;
- в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 24.06.2024 поступила жалоба ООО "ЙОТТА-ФАРМ" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (натрия хлорид) (извещение N 0369300067524000214) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 17.05.2024 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 417 520,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 27.05.2024 в 08:00.
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0369300067524000214 от 19.06.2024 победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 116638565 с предложением о цене контракта 404 994,40 рублей.
В связи с тем, что членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, только одной заявки на участие в ней, на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно осуществил отклонение ООО "ЙОТТА-ФАРМ" на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, поскольку участником в составе заявки представлен как документ по форме СТ-1, подтверждающий все стадии производства лекарственного препарата на территории России (по мнению Заявителя), так и сведения о документе СП, выданном Минпромторгом России.
Следовательно, по мнению Заявителя, в состав заявки включены сведения о документах, предусмотренных пунктом 1(2) Постановления N 1289, для соблюдения требований которого участнику достаточно только продекларировать сведения о документах GMP (сертификат надлежащей производственной практики) и СП (сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства); представление иных документов, в том числе копий СП, законодательством не предусмотрено.
Заявитель считает, что основания для отклонения заявки отсутствовали.
Заказчик представил письменные возражения по доводам жалобы, в которых указал следующее.
В заявках участников закупки с идентификационными номерами 116624483, 116638565, 116640943 содержатся предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (Российская Федерация).
По мнению Заказчика, заявка участника закупки с идентификационным номером 116624483 (Заявитель) не содержит документов, предусмотренных действующим законодательством для подтверждения того факта, что все стадии производства предлагаемых участниками к поставке лекарственных препаратов, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
В заявке участника закупки с идентификационным номером 116640943 отсутствуют предусмотренные постановлением Правительства N 1289 документы, подтверждающие страну происхождения товара.
Заявка участника закупки с идентификационным номером 116638565 (ООО "НОРДФАРМ") содержит предложение о поставке лекарственного препарата "Натрия хлорид-СОЛОфарм", производимого ООО "Гротекс" (Российская Федерация), о чем свидетельствует сертификат о происхождении товара СТ-1, а также регистрационное удостоверение N ЛП-N(002460)-(РГ-КЦ) от 02.06.2023.
При этом, в подтверждение соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) постановления N 1289, ООО "НОРДФАРМ" представлен сертификат соответствия производителя требованиям правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза (GМР/ЕАЕU/RU/00805-2023 от 19.04.2023), а также документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (N СП-0002556/01/2024 от 26.01.2024) (далее - документ СП).
Таким образом, участник, который соответствует условиям допуска, предусмотренным пунктом 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, является ООО "НОРДФАРМ". Следовательно, заказчиком направлен проект контракта для его подписания участнику закупки с идентификационным номером 116624483 ООО "НОРДФАРМ" по цене, предложенной Обществом.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе, в следующих случаях:
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
Иные основания для отклонения заявки, не указанные в части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, на участие в аукционе законодательством о контрактной системе не предусмотрены.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - постановление Правительства N1289).
Согласно пункту 1 Постановления N 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с частью 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В силу пункта 1(1) постановления Правительства N 1289, в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (то есть, положения пункта 1.4 Приказа N 126н).
При этом, согласно пункту 1(2) постановления Правительства N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Таким образом, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Приказом N 126н, применяются при наличии хотя бы одной заявки, содержащей все предусмотренные пунктом 1(2) постановления Правительства N 1289 документы, подтверждающие соответствие лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям пункта 1(1) данного постановления, в случае отклонения заявок, в порядке, предусмотренном пунктом 1 Постановления N 1289, с учетом положений пункта 2 Постановления N 1289 .
Часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска определены приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
Согласно пункту 1.4 Приказа N126н, в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Объектом закупки является поставка лекарственного препарата МНН натрия хлорида в форме раствора для инфузий.
Согласно перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N2406-р, МНН натрия хлорид включен в указанный перечень.
В силу пункта 1 приказа N 126н, а также пункта 1 постановления Правительства N1289 на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, распространяется сфера применения указанных нормативно-правовых актов.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В этой связи извещением об осуществлении закупки предусмотрены ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 1289 и условия допуска в соответствии с Приказом N 126н.
В аукционе приняло участие три участника.
При этом, во всех заявках содержатся предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (Российская Федерация).
Вместе с тем, в заявке участника закупки с идентификационным номером 116640943 отсутствуют предусмотренные постановлением Правительства N 1289 документы, подтверждающие страну происхождения товара.
Следует отметить, что согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в случае отсутствия в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
В целях подтверждения страны происхождения предлагаемых к поставке товаров участниками закупки с идентификационными номерами 116624483 (Заявитель), 116638565 (ООО "НОРДФАРМ") в составе заявок представлены предусмотренные постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 сертификаты о происхождении товара (производители ООО "Фармасинтез-Тюмень", ООО "Гротекс").
Таким образом, на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов различных производителей, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, что подтверждается соответствующими сертификатами о происхождении товара. В данном случае, постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подлежит применению.
С учетом изложенного, заявка участника закупки c идентификационным номером 116640943, приравненная к заявке, содержащей предложение о поставке товара иностранного происхождения, должна быть отклонена на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
При этом, как следует из материалов дела, а также ранее установлено Комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 074/06/106-1225/2024 (244-ж/2024), заявка участника закупки с идентификационным номером 116624483 (Заявитель) не содержит документов, предусмотренных действующим законодательством для подтверждения того факта, что все стадии производства предлагаемых участниками к поставке лекарственных препаратов, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
В составе заявки участника закупки с идентификационным номером 116638565 (ООО "НОРДФАРМ") на предлагаемый к поставке лекарственный препарат "Натрия хлорид-СОЛОфарм" представлено регистрационное удостоверение N ЛП-N(002460)-(РГ-RU) от 02.06.2023, а также в подтверждение соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) постановления N 1289, ООО "НОРДФАРМ" представлен сертификат соответствия производителя требованиям правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза (GMP/EAEU/RU/00805-2023 от 19.04.2023), а также документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (N СП-0002556/01/2024 от 26.01.2024) (далее - документ СП).
С учетом указанных обстоятельств, заявка ООО "НОРДФАРМ" содержит предложение о поставке лекарственного препарата, все стадии производства которого, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтической субстанции, осуществляются на территории государства - члена Евразийского экономического союза (Российская Федерация), и при этом сведения о такой фармацевтической субстанции включены в государственный реестр лекарственных средств.
Указанный факт подтверждается предусмотренными пунктом 1(2) постановления Правительства N 1289 документами, которые представлены Обществом в составе заявки на участие в аукционе.
Таким образом, участник, который соответствует условиям допуска, предусмотренным пунктом 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, является ООО "НОРДФАРМ" и контракт должен быть заключен с ООО "НОРДФАРМ" по цене, предложенной Обществом.
Вместе с тем, отсутствие в составе заявки участника закупки с идентификационным номером 116624483 (Заявитель) документов и сведений, предусмотренных пунктом 1(2) постановления Правительства N 1289, не является основанием для отклонения заявки такого участника.
В этой связи, решение комиссии по осуществлению закупок об отклонении заявок на участие в закупке с идентификационными номерами 116624483 и 116624483 по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, не соответствует подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и Постановлению N 1289.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЙОТТА-ФАРМ" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (натрия хлорид) (извещение N 0369300067524000214) обоснованной в части признания незаконным отклонения заявки участника на участие в закупке.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и Постановлению N 1289.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 июля 2024 г. N 074/06/106-1408/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024