Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Козловой А.А. - руководителя Челябинского УФАС России; Комиссии: Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, рассмотрев обращение МКУ "Служба заказчика по строительству и ремонту" г. Снежинск о включении сведений об ООО "ЭнергоИнжиниринг", о его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ СОШ N125 по адресу:
г.Снежинск, ул. Свердлова, д.8 (извещение N 0869200000223000236), при участии в 2024-10935 2 заседании Комиссии в дистанционном режиме:
- представителей МКУ "Служба заказчика по строительству и ремонту" г. Снежинск (далее - заказчик) Земова А.В., Шахматова Ф.О., Столбиковой Н.Е., действующих на основании приказа от 07.02.2024 N 01-24/11ЛС, доверенностей от 01.07.2024, 09.01.2024;
- представителя ООО "ЭнергоИинжиниринг" (общество, подрядчик) Горохова А.В., действующего на основании доверенности от 01.07.2024 N 15,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "ЭнергоИнжиниринг", о его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ СОШ N125 по адресу:
г.Снежинск, ул. Свердлова, д.8 (извещение N 0869200000223000236) (далее - закупка, аукцион).
Согласно представленным документам 22.02.2023 заказчик и подрядчик заключили муниципальный контракт N 0869200000223000236 А01-КР/2023 на выполнение работ по цене 115 974 070,00 руб. (сто пятнадцать миллионов девятьсот семьдесят четыре тысячи семьдесят рублей 00 коп.). Как следует из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик отказался от исполнения в связи с невыполнением подрядчиком условий контракта, нарушением сроков выполнения работ, объемов и качества выполняемых работ, непредставлением надлежаще оформленной исполнительной документации и несоблюдением процедуры сдачи-приёмки выполненных работ. Сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 25.06.2024.
Изучив представленные документы, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам, Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 2024-10935 3 При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 11.3 контракта заказчиком предусмотрено право на односторонний отказ стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта. Так, заказчиком 14.06.2024 с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 25.06.2024.
Информация о расторжении контракта размещена в единой информационной системе в сфере закупок 25.06.2024 в разделе "информация об исполнении (расторжении) контракта". Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 25.06.2024. 2024-10935 4 На дату заседания Комиссии антимонопольного органа, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, контракт считается расторгнутым. При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее, Между заказчиком и ООО "ЭнергоИнжиниринг" 22.02.2023 заключен муниципальный контракт N 0869200000223000236 А01-КР/2023 на выполнение работ (далее - контракт). К контракту заключены дополнительные соглашения:
- от 28.02.2023 N 1 (об изменении пункта 3.1, 16.16 контракта, приложений NN 2, 4 к контракту, о дополнении контракта приложением N 6);
- от 03.03.2023 N 2 (о дополнении раздела 1 контракта пунктом 1.8. следующего содержания: "1.8.
Идентификатор государственного контракта 0000037423015057230000070");
- от 09.03.2023 N 3 (об изменении реквизитов общества);
- от 21.07.2023 N 4 (в связи с изменением объема выполняемых работ по контракту приложения NN 2, 4, 6 к контракту изложены в новой редакции, пункт 3.1. контракта изложен в новой редакции);
- от 25.07.2023 N 5 (об увеличении размера аванса, приложение N 4 к контракту изложено в новой редакции);
- от 04.09.2023 N 6 (об увеличении цены контракта в связи с изменением объема работ, приложения NN 2, 4, 6, пункт 3.1 контракта изложены в новой редакции);
- от 11.10.2023 N 7 (в связи с изменением объема работ приложения NN 2, 3, 4, 6 изложены в новой редакции);
- от 24.11.2023 N 8 (в связи с изменением объема выполняемых работ приложения N N 2, 4, 6, пункт 3.1 контракта изложены в новой редакции). Пунктом 1.1. контракта предусмотрено, что "1.1. Подрядчик обязуется в установленный настоящим контрактом срок выполнить по заданию Заказчика работы по капитальному ремонту МБОУ СОШ N125 по адресу:
г. Снежинск, ул. Свердлова, д.8. Работы на объекте: "Капитальный ремонт МБОУ СОШ N125 по адресу:
г. Снежинск, ул. Свердлова, д.8" производятся поэтапно: · Кровля (основное здание); · Кровля (пристрой); · Капитальный ремонт (естеств.-науч. Лаборатория); · Отопление и вентиляция; · Ограждение периметра школы; · Фасад и крыльца (основное здание); · Фасад и крыльца (пристрой); · Внутренние работы (основное здание); · Водоснабжение и канализация (основное здание); · Внутренние работы (пристрой); · Водоснабжение и канализация (пристрой); · Система видеонаблюдения; · Пожарная сигнализация. Система оповещения и эвакуации людей при пожаре; · Сети связи; 2024-10935 5 · Силовое электрооборудование и электроосвещение. Состав, виды, объемы, содержание и другие требования, выполняемых по Контракту работ, в том числе требования к их результатам, определяются технической документацией, указанной в Приложении N1 (Перечень технической документации) к настоящему Контракту".
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного (муниципального) контракта являются предмет и сроки выполнения работ. В пункте 2.1. контракта заказчиком указан срок выполнения работ: "Работы, предусмотренные настоящим контрактом, выполняются Подрядчиком в следующие сроки: Начало работ: 01 марта 2023 года Окончание работ: 28 ноября 2023 года Срок исполнения обязательств: 31 декабря 2023 года" Как следует из содержания решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, на 14.06.2024 работы подрядчиком не выполнены: из 16 этапов работ принято только три. Заказчиком в ходе контроля за выполнением работ на объекте неоднократно выявлялись попытки подрядчика несогласованного применения материалов, которые по характеристикам не соответствуют и имеют технические и/или эксплуатационные показатели хуже предусмотренных проектными решениями, что недопустимо согласно пункту 5.1.4. контракта. Кроме того, в решении заказчик отметил нарушение подрядчиком нескольких пунктов контракта 5.1.22, 5.1.23, 5.1.24, 5.1.25, 5.1.26, 5.1.27, 5.1.28, а также несоблюдение условий сдачи-приёмки выполненных работ, предусмотренных разделом 9 контракта, непредставление надлежаще оформленной исполнительной документации. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании статей 715, 717 ГК РФ, части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе. 2024-10935 6 В единой информационной системе в сфере закупок в реестре документов об исполнении контракта помимо решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.06.2024, размещены:
- претензия (требование) о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту N 01-18/52 от 23.01.2024 об уплате неустойки в размере 3 806 366, 36 руб. до 30.01.2024;
- акт о выявленных недостатках результата выполненных работ от 26.01.2024;
- письмо ООО "ЭнергоИнжиниринг" от 20.06.2024 N 21-06.24 о принятии подрядчиком мер для устранения нарушений, послуживших принятию заказчиком решения об отказе от исполнения контракта, с просьбой отозвать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта;
- письмо ООО "ЭнергоИнжиниринг" от 24.06.2024 N 22-4, в котором общество сообщает о том, что работы на объекте выполнены, о чём заказчик уведомлен письменно с передачей для подписания актов выполненных работ, а также иных документов, подтверждающих выполнение работ. Подрядчик отметил отсутствие возможности сформировать с использованием единой информационной системы документ о приёмке выполненных работ, поскольку объемы работ, внесенные заказчиком, не соответствуют объёмам, содержащимся в подписанных сторонами локальных сметах. В связи с чем подрядчик направляет акты приложением к письму.
Также подрядчик информирует об устранении нарушения контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе и просит отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и приступить к приёмке выполненных работ. На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители заказчика отметили, что обществом выявленные нарушения не устранены, результат работ не достигнут. В материалы дела, помимо многочисленной переписки сторон по вопросам исполнения контракта, представлено заключение (от 28.06.2024) ООО "ССК" о результатах проверки исполнительной документации объекта: "Капитальный ремонт МБОУ СОШ N 125 по адресу:
г. Снежинск, ул. Свердлова, д.8, Челябинской области", согласно которому рассмотренная исполнительная документация представлена не в полном объёме и не соответствует требованиям РД-11-02-2006.
Представитель общества на заседании отметили, что общество не уклонялось от исполнения контракта, нарушение сроков выполнения работ вызвано ненадлежащим качеством разработанной проектной и сметной документацией, необходимостью выполнения дополнительных работ, которые не учтены заказчиком. Так, согласно письменным пояснениям подрядчика на протяжении всего срока исполнения контракта неоднократно возникали обстоятельства, препятствующие своевременному выполнению работ. Об указанных обстоятельствах подрядчик уведомлял заказчика в письмах:
1. Исх. N99/03 от 06.03.2023 - недостатки проектной документации в части кровли и пола;
2. Исх. N126/03 от 20.03.2023 - недостатки проектной документации в части электросетей;
3. Исх. N127/03 от 20.03.2023 - недостатки проектной и рабочей документации в части общестроительных работ;
4. Исх. N174/04 от 12.04.2023 - недостатки проектной и рабочей документации в части общестроительных работ;
5. Исх. N458/08 от 09.08.2023 - замена линолеума;
6. Исх. N680/10 от 24.10.2023 - недостатки проектной документации;
7. Исх. N683/10 от 24.10.2023 - согласование технических решений; 2024-10935 7 8.
Исх. N14/01 от 17.01.2024 - недостатки проектной документации в части электросетей;
9. Исх. N146/04 от 04.04.2024 - замена сплит-систем. Представитель общества на заседании Комиссии отметил, что дополнительным соглашением N 8 от 24.11.2023 (за четыре календарных дня до окончания срока выполнения работ) заказчик согласился увеличить цену контракта до 134 839 166 рублей 00 коп., поручив подрядчику дополнительные объёмы работ, отказавшись при этом увеличить общие сроки выполнения работ. Представитель подрядчика пояснил, что 12.04.2024 завершено выполнение работ на объекте, 15.04.2024 состоялся комиссионный осмотр выполненных подрядчиком работ. В период с 16.04.2024 по 14.06.2024 подрядчиком устранялись недостатки выполненных работ, согласовывалась и исправлялась исполнительная документация.
Также стороны вновь выявили необходимость в выполнении дополнительных работ. В материалы дела обществом представлен протокол встречи представителей заинтересованных сторон от 06.06.2024, утвержденный Главой Снежинского городского округа, согласно которому решено:
1. Заказчику МКУ "СЗСР" совместно с Генеральным подрядчиком ООО "ЭнергоИнжиниринг" до 07.06.2024 определиться с объемом выполняемых работ по заключенному контракту, а также по дополнительным объемам работ. Результатом должны стать согласованные и утвержденные сметы с обеих сторон. Ответственные: Путинин А.В., Земов А.В.
2. После согласования смет Генеральному подрядчику ООО "ЭнергоИнжиниринг" в течении 1 рабочего дня предоставить календарный план на выполнение оставшихся работ. Ответственные: Путинин А.В.
3. МБОУ COШ N 125 представить привязки учебных досок и размеры для установки светильников над ними, опираясь на разработанную РД. Предоставить доступ в кабинеты, ключи от которых находятся у МБОУ СОШ N125 до 07.06.2024 Ответственные: , . 4.
После предоставления привязок учебных досок, а также доступа в переданные кабинеты, Генеральному подрядчику ООО "ЭнергоИнжиниринг" приступить к установке светильников над учебными досками в классах до 30.06.2024.
Ответственные: Путинин А.В.
5. Генеральному подрядчику ООО "ЭнергоИнжиниринг" выполнить работы по монтажу инженерно-технических систем (ИТС): водопровод, канализация, система электроснабжения, видеонаблюдение, согласно рабочей документации, предоставить исполнительную документацию (ИД) и предъявить к сдаче/приёмке с составлением соответствующих актов до 30.06.2024.
Ответственные: Путинин А.В. 6 Генеральному подрядчику ООО "ЭнергоИнжиниринг" произвести в спортивном зале установку экранов на радиаторы отопления до 30.06.2024.
Ответственные: Путинин А.В.
7. Генеральному подрядчику ООО "ЭнергоИнжиниринг" в спортивном заде заменить лампы в светильниках с 18 Вт на 36 Вт, согласно ПСД (проектно-сметной документации). Установить систему открывания механического привода для открытия фрамуг до 30.06.2024.
Ответственные: Путинин А.В.
8. Произвести чистовую отделку внутренней поверхности стен (покраска) до 30.06.2024.
Ответственные: Путинин А.В.
9. Произвести отмывание окон от штукатурки ("шубы"). Ответственные. Путинин А.В. до 30.06.2024 2024-10935 8 10.
МКУ "СЗСР" до 07.06.2024 подготовить гарантийное письмо, что в случае порчи экранов на радиаторах отопления в спортивном зале, третьими лицами, претензий к ООО "ЭнергоИнжиниринг" не будет. Ответственные: Земов А.В.
11. 11.06.2024 провести совместный осмотр системы ОПС (охранно-пожарной сигнализации) и оповещения представителями ООО "ЭнергоИнжиниринг" и ООО "Цитодель". Ответственные: Путинин А.В., Земов А.В. 12.
МКУ "СЗСР" приступить к приемке исполнительной документации (ИД) по каждому этапу отдельно. Если есть замечания, то выдавать их конструктивно и детализировано, без дублирования ранее направленных замечаний до 14.06.2024.
Ответственные: Путинин А.В., Земов А.В. 13.
МКУ "СЗСР" в срок до 14.06.2024 предоставить перечень подрядчиков по прямым договорам, для завершения всех необходимых работ. Ответственные: Земов А.В. 14.
До 17.06.2024 предоставить календарный план по поэтапному переезду в отремонтированное здание МБОУ СОШ N125.
Ответственные: .
Согласно представленным подрядчиком сведениям электронными письмами от 07.06.2024, 10.06.2024, 13.06.2024 заказчик прислал на согласование подрядчику подписанные со своей стороны сметы на дополнительные работы. Однако 14.06.2024 посредством функционала единой информационной системы в сфере закупок заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 по делу N А41-27080/12), иначе говоря, на той стороне, которая связывает с указанным поведением правовые последствия (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2013 по делу N А72-8243/2008).
При этом злоупотребление правом должно носить "явный и очевидный характер, при котором не остается сомнений в истинной цели совершения действий" (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2013 N Ф09-714/13 по делу N А71-8362/12).
Необходимо отметить, положения Закона о контрактной системе, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных 2024-10935 9 поставщиков (подрядчиков, исполнителе) без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о признании подрядчика уклонившимся от исполнения контракта, антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта неисполнения контракта, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, с учетом оценки действий подрядчика и заказчика. В каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры гражданско-правовой ответственности в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) исходя из значимого комплекса обстоятельств, баланса частных и публичных прав (интересов). Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках. Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, необходимо установить направленность действий подрядчика и его недобросовестный характер поведения. При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя 2024-10935 10 на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Таким образом, при рассмотрении обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссия рассматривает вопрос о наличии достаточных оснований для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе, оценивает поведение подрядчика на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта, в то время как вопросы, связанные с исполнением контракта, являются гражданско-правовым спором и подлежат рассмотрению только в судебном порядке. Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у подрядчика намерения отказаться от исполнения контракта либо о совершении им действий, направленных на неисполнении контракта. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что подрядчик выражал свое намерение исполнить контракт, общество проявляло заинтересованность в исполнении контракта, что следует из переписки сторон по контракту, большая часть работ на объекте выполнена - 95% согласно пояснениям заказчика. Пунктом 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта. Проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "ЭнергоИнжиниринг", о его директоре, учредителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, 2024-10935 11
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ "Служба заказчика по строительству и ремонту" г. Снежинск об ООО "ЭнергоИнжиниринг" (ИНН 7452115786), о его директоре, учредителе, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии А.А. Козлова Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43 2024-10935
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 июля 2024 г. N 074/10/104-1445/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2024