В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и
на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 380/24 от 08.07.2024, Комиссией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя индивидуального предпринимателя Кузьмина Николая Александровича - (на основании доверенности),
представители администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области на рассмотрение обращения не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены,
рассмотрев обращение администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Кузьмина Николая Александровича (ИНН: 564600165490, ОГРНИП: 322565800030912) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (здания, квартиры, блок-секции) общей площадью не менее 33 кв.м., предназначенного для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (номер извещения N 0153300088824000027),
УСТАНОВИЛА:
05.07.2024 в Оренбургское УФАС России поступило обращение администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области (далее - Заказчик, Покупатель) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Кузьмина Николая Александровича (далее - ИП Кузьмин Н.А., Продавец) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (здания, квартиры, блок-секции) общей площадью не менее 33 кв.м., предназначенного для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (номер извещения N 0153300088824000027) (далее - Аукцион, Закупка).
Согласно обращению Заказчика в связи с тем, что поставляемое ИП Кузьминым Н.А. жилое помещение не соответствует требованиям пространство-территориального размещения здания, на основании п. п. 1, 2 ст. 523 Гражданского кодекс Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, пп.1 п.6.3 Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (исх. N N 4230 от 28.05.2024) от исполнения муниципального контракта N 27 от 24.05.2024.
Присутствующий на рассмотрении обращения представитель индивидуального предпринимателя Кузьмина Николая Александровича пояснил, что ИП Кузьминым Н.А. предприняты все возможные меры к исполнению контракта, а решение Заказчика об одностороннем отказе (исх. N N 4230 от 28.05.2024) от исполнения муниципального контракта N 27 от 24.05.2024 является незаконным, поскольку утверждение Заказчика о том, что приобретаемое жилое помещение не соответствует техническим требованиям, не соответствует действительности. Представитель ИП Кузьмина Н.А. просил сведения в отношении Поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
25.04.2024 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (здания, квартиры, блок-секции) общей площадью не менее 33 кв.м., предназначенного для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (номер извещения N 0153300088824000027).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 053 735,20 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.05.2024 N ИЭА1 аукцион в электронной форме на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (здания, квартиры, блок-секции) общей площадью не менее 33 кв.м., предназначенного для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (номер извещения N 0153300088824000027) признан несостоявшимся на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, поскольку по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке - индивидуального предпринимателя Кузьмина Николая Александровича, которая признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки и законодательства о контрактной системе.
24.05.2024 между индивидуальным предпринимателем Кузьминым Николаем Александровичем и администрацией муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области заключен муниципальный контракт N 27 на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (здания, квартиры, блок-секции) общей площадью не менее 33 кв.м., предназначенного для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Контракт).
Согласно разделу 1 Контракта "Предмет Контракта" установлено следующее:
"1.1. Настоящий контракт заключается на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (здания, квартиры, блок-секции) общей площадью не менее 33 кв.м., предназначенного для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.1.1. ПРОДАВЕЦ обязуется передать в собственность, а ПОКУПАТЕЛЬ принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта одно Жилое помещение (блок-секция 5, жилого дома из 7-ми блок-секций) (далее - Жилое помещение), пригодное для постоянного проживания (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам), с выполненной внутренней отделкой, установкой сантехнического оборудования, находящееся по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, городской округ Соль-Илецкий, город Соль-Илецк, улица Тополиная, здание 93/5, общей площадью 34,5 кв.м., состоящую из 1 комнаты, расположенное в 1 этажном жилом доме на 1 (первом) этаже, кадастровый номер здания 56:47:0101001:2181, в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.2. Указанное Жилое помещение принадлежит ПРОДАВЦУ на основании договора купли-продажи 5 от 20.04.2022, договора купли-продажи 6 от 20.04.2022, договора купли-продажи 4 от 20.04.2022, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию 56-47-011-2022 от 12.12.2022, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 14.02.2023 года сделана запись регистрации N 56:47:0101001:2181-56/119/2023-1, и подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости от 12.05.2023.
1.3. ПРОДАВЕЦ в дееспособности не ограничен, по состоянию здоровья может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, не страдает заболеваниями, препятствующими осознавать суть подписываемого муниципального контракта и обстоятельств его заключения, у него отсутствуют обстоятельства, вынуждающие совершить данную сделку на крайне невыгодных для него условиях.
1.4. На момент передачи ПОКУПАТЕЛЮ Жилого помещения ПРОДАВЕЦ обязуется погасить все задолженности, если таковые имеются, по Жилому помещению, в том числе за оказание услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению (канализации), газоснабжению, теплоснабжению (отоплению), по обращению с твердыми коммунальными отходами (то есть мусор), содержанию жилого дома, связи и т.д..
1.5. В соответствии со ст. 551 Гражданского кодекса РФ право собственности у ПОКУПАТЕЛЯ на Жилое помещение возникает с момента государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
1.6. Одновременно с правом собственности на Жилое помещение ПОКУПАТЕЛЮ в соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации передается право собственности на долю в общем имуществе многоквартирного дома, в котором расположено Жилое помещение, в том числе на земельный участок, на котором расположен дом. Доля ПОКУПАТЕЛЯ в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома пропорциональна размеру общей площади Жилого помещения".
Приложением N 1 "Техническое задание" к муниципальному контракту N 27 от 24.05.2024 установлены следующие требования к товару:
"ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на приобретение жилого помещения (блок-секции) в муниципальную собственность
I. Жилое помещение (блок-секция) на первичном рынке жилья, соответствует функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам, указанным в разделе II настоящего Технического задания. Земельный участок передается в собственность муниципального образования безвозмездно (бюджетными средствами не оплачивается).
На момент поставки жилое помещение(блок-секция) соответствует следующим требованиям:
1) жилое помещение (блок-секция) никому другому не продано, не заложено, в споре, под арестом и запретом не состоит, свободно от любых прав третьих лиц;
2) жилое помещение (блок-секция) соответствует требованиям гл. II Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", а также иным требованиям, предусмотренным статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требует проведения капитального и текущего ремонта;
3) в жилом помещении (блок-секции) отсутствуют переустройство или перепланировка
Вся задолженность по коммунальным платежам и налогу на имущество на жилое помещение (блок-секцию) отсутствует на день регистрации права собственности администрацией Соль-Илецкого городского округа на жилое помещение (блок-секцию).
II. Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики жилого помещения (блок-секции)
Жилое помещение (блок-секция):
1) расположено: Российская Федерация, Оренбургская область, городской округ Соль-Илецкий, город Соль-Илецк, улица Тополиная, здание 93/5;
2) иметь общую площадь 34,5 кв.м.;
3) имеет 1 жилую комнату, кухню, санузел совмещенный;
4) пригодно для проживания;
5) располагается в жилом доме, не признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с наружными стенами из блоков, процент износа дома - 0;
6) имеет обязательные элементы благоустройства в исправном состоянии:
- автономное (от газового котла) отопление;
- центральное холодное водоснабжение;
- автономная канализация;
- автономное горячее водоснабжение;
- центральное газоснабжение;
- система электроснабжения с розетками, выключателями;
- система вентиляции;
системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения обеспечены приборами учета;
7) имеет полную отделку и не нуждается в проведении капитального и (или) текущего ремонта;
8) оснащено инженерно-техническим и санитарно-техническим оборудованием в полной комплектации в исправном состоянии:
- в санузле: унитаз, раковина, смеситель, ванна;
- в кухне - раковина, смеситель, газовая плита для приготовления пищи;
9) имеет в полной комплектации в исправном состоянии:
- имеется дверь с терморазрывом с врезанным замком и ручками;
- межкомнатные двери,
- окна пластиковые (двойной стеклопакет);
10) соответствует проекту, отсутствует перепланировка и (или) переустройство и (или) реконструкция
Документы, будут предоставлены продавцом на момент заключения муниципального контракта:
- выписка из единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N218-ФЗ с документами-основаниями;
- кадастровый паспорт на жилое помещение (блок-секцию) с указанием всех характеристик объекта;
- справки об отсутствии задолженности по коммунальным платежам и налогу на имущество на жилое помещение;
- справка с указанием процента износа дома (блок-секции) - 0%,
- документы, подтверждающие прохождение обслуживания ВДГО, поверки приборов учета.
Наименование страны происхождения товара - Российская Федерация".
Пунктами 3.1-3.4 Контракта установлены следующие условия:
"3.1. ПРОДАВЕЦ передает Жилое помещение ПОКУПАТЕЛЮ по передаточному акту (акту приема-передачи) в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента регистрации муниципального контракта в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В момент подписания передаточного акта ПРОДАВЕЦ передает ПОКУПАТЕЛЮ ключи от Жилого помещения и квитанции (книжки), подтверждающие оплату коммунальных услуг и отсутствие задолженности по всем платежам.
ПРОДАВЕЦ после регистрации Контракта в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Продавца, и размещает в единой информационной системе документ о приемке".
3.2. Документ о приемке, подписанный Продавцом, не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 3.1 настоящего Контракта автоматически с использованием единой информационной системы направляется ПОКУПАТЕЛЮ. Датой поступления ПОКУПАТЕЛЮ документа о приемке, подписанного Продавцом, считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен ПОКУПАТЕЛЬ.
3.3. ПОКУПАТЕЛЬ в течение 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с п. 3.2 настоящего Контракта, осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ПОКУПАТЕЛЯ, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ПОКУПАТЕЛЯ, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
3.4. По решению ПОКУПАТЕЛЯ для приемки передаваемого жилого помещения, результатов отдельного этапа исполнения Контракта может быть создана приемочная комиссия, состоящая не менее чем из пяти человек.
В случае создания приемочной комиссии не позднее 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с п. 3.3 настоящего Контракта:
а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками ПОКУПАТЕЛЯ, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы;
б) после подписания членами приемочной комиссии в соответствии с пп. "а" п. 3.4 настоящего Контракта документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке Заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ПОКУПАТЕЛЯ, и размещает их в единой информационной системе. Если члены приемочной комиссии в соответствии с пп. "а" п. 3.4 настоящего Контракта не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему, Заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов".
Пунктами 4.1-4.2 Контракта установлены следующие права и обязанности Продавца:
"4.1. ПРОДАВЕЦ обязан:
4.1.1. Произвести все платежи за коммунальные услуги до государственной регистрации права собственности ПОКУПАТЕЛЯ на Жилое помещение.
4.1.2. Предупредить ПОКУПАТЕЛЯ обо всех недостатках указанного Жилого помещения.
4.1.3. Передать ПОКУПАТЕЛЮ по передаточному акту Жилое помещение, соответствующее условиям настоящего Контракта и Технического задания, являющегося его неотъемлемой частью. Подписать передаточный акт.
4.1.4. Совершить все необходимые действия и представить (передать) требуемые документы для государственной регистрации перехода права собственности в согласованный сторонами срок.
Нести все расходы, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности на Жилое помещение, в порядке, установленном настоящим Контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.
4.2. ПРОДАВЕЦ вправе:
4.2.1. Требовать своевременного подписания ПОКУПАТЕЛЕМ передаточного акта.
4.2.2. Требовать своевременной оплаты.
4.2.3. Осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
Пунктом 4.3-4.4 Контракта установлены следующие права и обязанности Заказчика:
"4.3. ПОКУПАТЕЛЬ обязан:
4.3.1. Оплатить ПРОДАВЦУ в полном объеме стоимость Жилого помещения в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом.
4.3.2. Принять Жилое помещение на условиях, предусмотренных настоящим контрактом и документацией об электронном аукционе.
4.4. ПОКУПАТЕЛЬ вправе:
4.4.1. Требовать от ПРОДАВЦА надлежащего исполнения принятых им обязательств, а также своевременного устранения выявленных недостатков.
4.4.2. Для проверки Жилого помещения в части его соответствия условиям Контракта ПОКУПАТЕЛЬ вправе провести экспертизу. Экспертиза может проводиться ПОКУПАТЕЛЕМ своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. В данном случае срок приема-передачи Жилого помещения продлевается на время проведения экспертизы.
Для проведения экспертизы Жилого помещения эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у ПОКУПАТЕЛЯ и ПРОДАВЦА дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке Жилого помещения, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
4.4.3. В случае передачи ПРОДАВЦОМ ПОКУПАТЕЛЮ Жилого помещения, не соответствующего условиям настоящего Контракта, ПОКУПАТЕЛЬ, которому передано Жилое помещение ненадлежащего качества, вправе:
1) в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии со статьей 95
Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2014 года;
2) либо по своему выбору потребовать от ПРОДАВЦА:
- безвозмездного устранения недостатков Жилого помещения в срок не более 10 (десяти) рабочих дней с момента обнаружения соответствующего недостатка;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков Жилого помещения".
Пунктами 6.2-6.6 Контракта установлены следующие условия:
"6.2. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
6.3. ПОКУПАТЕЛЬ вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
1) существенного нарушения требований к качеству Жилого помещения (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков), несоответствие Жилого помещения требованиям, указанным в Техническом задании к настоящему Контракту. ПОКУПАТЕЛЬ вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Контракта, и потребовать от ПРОДАВЦА возврата уплаченной денежной суммы и уплаты процентов на нее, а также возмещения причиненных ему убытков, в частности, уплаты разницы между ценой Жилого помещения, предусмотренной настоящим Контрактом, и текущей рыночной стоимостью аналогичного Жилого помещения надлежащего качества.
2) если ПРОДАВЕЦ не совершает действий, необходимых для государственной регистрации перехода права собственности на Жилое помещение к ПОКУПАТЕЛЮ, ПОКУПАТЕЛЬ вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Контракта.
3) если Жилое помещение на момент передачи ПОКУПАТЕЛЮ обременено правами третьих лиц, или является предметом судебного разбирательства, ПОКУПАТЕЛЬ вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Контракта, и потребовать от ПРОДАВЦА возврата уплаченной денежной суммы и уплаты процентов на нее, а также возмещения причиненных ему убытков.
6.4. ПРОДАВЕЦ вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Контракта в случае, если Покупатель не выполняет свое обязательство по перечислению денежных средств на банковский счет ПРОДАВЦА, указанный в Контракте в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания передаточного акта.
6.5. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
6.6. ПОКУПАТЕЛЬ и ПРОДАВЕЦ осуществляют процедуру расторжения контракта в одностороннем порядке в соответствии с требованиями, установленными статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2014 года".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
28.05.2024 в связи с тем, что поставляемое ИП Кузьминым Н.А. жилое помещение не соответствует требованиям пространство-территориального размещения здания, на основании п. п. 1, 2 ст. 523 Гражданского кодекс Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, пп.1 п.6.3 Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (исх. N N 4230 от 28.05.2024) от исполнения муниципального контракта N 27 от 24.05.2024.
29.05.2024 09:59 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Поставщик Получено 29.05.2024 09:59 (МСК) Заказчик Подписано 29.05.2024 09:59 (МСК).
Следовательно, при расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая положения ч. 12.1, ч. 13, ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 09.06.2024.
На основании вышеизложенного, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Оренбургского УФАС России обращает внимание, что односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 11.06.2024, однако Заказчиком обращение в Оренбургское УФАС России направлено посредством единой информационной системы лишь 05.07.2024, что является нарушением требований ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе и влечет ответственность по ч. 1 ст. 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п. 13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Комиссией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
В материалы дела представлен акт от 22.05.2024 обследования приобретаемого жилого помещения, предоставляемого по договору специализированного найма (далее - акт). Согласно п. 4 акта "Пространственно-территориальное размещение здания (нахождение в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием, размещением или планированием к размещению объектов коммунально-бытового и социально-бытового назначения, в том числе объектов образования и медицины): жилая зона, объекты коммунально-бытового и социально-бытового назначения, в том числе объекты образования и медицины отсутствуют".
В соответствии с решением Заказчика об одностороннем отказе (исх. N N 4230 от 28.05.2024) от исполнения муниципального контракта N 27 от 24.05.2024., согласно акту от 22.05.2024 приобретаемое жилое помещение не соответствует техническим требованиям, предъявляемым извещением о закупке ИКЗ 24356460332645460100100230026810412. Дом расположен в жилой зоне, не соответствующей требованиям пространство-территориального размещения здания.
Вместе с тем, Комиссией Оренбургского УФАС России на основании представленных материалов дела установлено, что Техническое задание Заказчика не содержит требований к пространственно-территориальному размещению здания (нахождение в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием, размещением или планированием к размещению объектов коммунально-бытового и социально-бытового назначения, в том числе объектов образования и медицины).
Следовательно, у Заказчика отсутствовали правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по обстоятельствам, указанным в решении от 28.05.2024, поскольку согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
На основании изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает, что представленные материалы дела не свидетельствуют о недобросовестности действий индивидуального предпринимателя Кузьмина Николая Александровича.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения поставщика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями поставщика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
Таким образом, из имеющихся материалов дела следует, что в действиях ИП Кузьмин Н.А. не усматриваются признаки недобросовестного поведения, являющиеся основанием для включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя Кузьмина Николая Александровича в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, а также в связи с тем, что Комиссия Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Продавца не выявила, сведения в отношении индивидуального предпринимателя Кузьмина Николая Александровича не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, в соответствии с п. 10.1 Контракта "Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами, будут разрешаться путем переговоров. При не урегулировании в процессе переговоров спорных вопросов, споры разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством РФ". Следовательно, стороны, заключившие настоящий контракт, предусмотрели право судебной защиты своих прав в рамках его исполнения.
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении индивидуального предпринимателя Кузьмина Николая Александровича (ИНН: 564600165490, ОГРНИП: 322565800030912) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области нарушившей ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 11 июля 2024 г. N 056/10/104-786/2024 (ключевые темы: жилой дом - исполнение контракта - односторонний отказ - реестр недобросовестных поставщиков - муниципальный контракт)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024